Теория решения изобретательских задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:38, реферат

Краткое описание

Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1

Файлы: 1 файл

ТРИЗ социальной.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

ПТ-2: ЕСЛИ молодой человек оказывается не в силах преодолеть личностный кризис, ТО (+) личность остается не сформированной окончательно и способной потенциально на положительные социальные движения, НО (-) вероятность попытки суицида значительно возрастает.

Выбираем ПТ-1, так как в данном случае основная задача – повысить вероятность выживания общества в целом.

В выбранном противоречии выделим конфликтующую пару элементов.

Конфликтующая пара: молодой человек и суицидные тенденции.

Определим оперативную зону противоречия.

Оперативная зона: социальное окружение молодого человека, его психофизиологическая система, институт общественной морали.

Определим оперативное время противоречия.

Оперативное время: возраст от 10 до 30 лет (в собственных координатах молодого человека).

Определим вещественно-полевые ресурсы рассматриваемой системы.

Внутрисистемные: молодой человек и его ближайшее окружение с его свойствами и социальными связями, непосредственно входящие в ситуацию социальные институты (образовательные учреждения, трудовые коллективы и т.д.).

Внешнесистемные: все, что доступно в социальной сфере современного российского общества.

Надсистемные: все, что может привести к радикальному изменению всего российского общества.

Запишем идеальный конечный результат (ИКР-1):

Икс-элемент из ресурсов системы САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).

ИКР: молодой человек самостоятельно благополучно минует точку бифуркации, соответствующую  переходу к девиантному состоянию личности, и завершает процесс самоидентификации.

Запишем формулировку противоречия свойств (ПС).

Элемент конфликтующей пары должен обладать СВОЙСТВОМ "Х", чтобы обеспечить (+) и должен обладать СВОЙСТВОМ "АНТИ-Х", чтобы устранить (-).

ПС: молодой человек должен обладать способностью, самостоятельно преодолеть возрастной кризис и не иметь, с большой вероятностью, возможности перехода к девиантному поведению.

Запишем формулировку противоречия свойств на микроуровне (микро-ПС).

Ближайшая подсистема зоны конфликта должна иметь элемент (указать его состояние или действие), чтобы обеспечить свойство “Х” и не должна содержать такой элемент, чтобы обеспечить свойство “Анти-Х”.

Микро-ПС: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны содержать активный социально-психологический  компонент, значительно повышающий вероятность устранения девиантного состояния личности молодого человека и с большой вероятностью способствующий преодолению возрастного кризиса.

Запишем идеальный конечный результат ИКР-2: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны в автоматическом режиме снижать вероятность девиантного состояния личности молодого человека и одновременно повышать вероятность преодоления возрастного кризиса.

Выполним мобилизацию ресурсов (ВПР). В данном случае рассмотрим внутрисистемные ресурсы, благо, что они разнообразны и частично модифицируемы.

 

При внимательном изучении ресурсов находим потенциально подходящий активный элемент.

Недавнее появление в пока немногочисленных обычных российских школах специальных психологов, людей профессионально подготовленных и предназначенных для своевременной корректировки критических ситуаций, сможет если не привести к прорыву в решении проблем молодежной среды, то хотя бы адекватно оценить происходящие процессы и их масштабы. В настоящее время именно в рамках института специальных психологов, при поддержке общественных организаций и государственных структур, возможно проведения планомерного, и, самое главное, продолжительного и непрерывного исследования проблемы негативного одиночества в школах и ВУЗах, организации профессионального наблюдения и эксперимента, проведения систематических тренингов, ролевых игр, дискуссий и собеседований, как с учащимися, так и с педагогами и родителями. При этом профессиональный психолог легко определит признаки развивающейся депрессии у учащегося и поможет её преодолеть.

Также подходящим активным элементом представляется расширение практики выполнения экспериментальных работ студентами старших курсов социологических и психологических специальностей в школах и непосредственно в ВУЗах (не обязательно в своих), по упомянутой выше тематике.

Всё вышесказанное можно отнести и к вооруженным силам, с той оговоркой, что в этой особой сфере общества скрыт наиболее загадочный российский конфликт, который по своим масштабам далеко выходит за рамки данной работы.

Специальная психологическая подготовка родителей – это экзотика в наше время и недостижимый идеал в любом обозримом будущем. Но это то, над чем можно работать и что обязательно окажется полезным, как молодым людям, так и самим родителям.

В итоге найдено обоснованное и не требующее привлечения надсистемных и внешнесистемных ресурсов решение. Его воплощение, естественно, требует значительного количества времени и направленных действий, но представляется вполне реальным.

Проведенное исследование показывает потенциальную эвристичность подходов ТРИЗ к решению социальных проблем.

 

 

Список литературы

 

1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман  А.В., Филатов В.И. "Поиск новых  идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)".- Кишинев: Картя Молдовеняскэ,1989.

2. Злотин Б.Л., Зусман А.В.. "Решение  исследовательских задач".- Кишинев: МНТЦ"Прогресс", Картя Молдовеняскэ,1991.

5. Борзых А.А. Принципы стратегического и структурного моделирования явлений и управляющих процессов. – Курск, КИСО МГСУ, 2002 г. - 188 с.

6. Интеллект-Клуб. (Subscribe.Ru - http://www.inventech.ru), 2001-2003 гг.

7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Минск. 2000 г.- 346 с.

8. Петров В., Злотина Э. Структурный вещественно-полевой анализ. Учебное пособие. Тель-Авив, 1992.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с Электронные ресурсы:

10. Персональный сайт врача-психиатра Кузина О.М.: <http://www.kuzin.biz/archives/39> (05.04.09).

11. Статистика самоубийств: <http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm> (04.04.09).

12. Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт философского факультета Омского Государственного Педагогического Университета: <http://philos.omsk.edu/sub/telatnikova.html> (02.04.09).

 

1 Смирнов, Ф. О статистике самоубийств.// "Медицинская газета", 26 октября 2005 года: <http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/gazeta012.php> (01.04.09)

2 Статистика самоубийств: <http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm> (04.04.09).

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с. – С. 27 – 28, 35.

4 Персональный сайт врача-психиатра Кузина О.М.: <http://www.kuzin.biz/archives/39> (05.04.09).

5 Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт философского факультета Омского Государственного Педагогического Университета: <http://philos.omsk.edu/sub/telatnikova.html> (02.04.09).


Информация о работе Теория решения изобретательских задач