Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:38, реферат
Статистка самоубийств широкодоступна, хотя многие исследователи подчеркивают малую степень доверия к точным цифрам, т.к. в статистику попадают с одной стороны, нераскрытые убийства и доведения до самоубийства, с другой стороны, в неё не включаются случаи передозировки лекарств, гибели в экстремальных условиях, автомобильные аварии и прочие происшествия из категории "несчастный случай", которые зачастую оказываются недоказанными самоубийствами.1
ПТ-2: ЕСЛИ молодой человек оказывается не в силах преодолеть личностный кризис, ТО (+) личность остается не сформированной окончательно и способной потенциально на положительные социальные движения, НО (-) вероятность попытки суицида значительно возрастает.
Выбираем ПТ-1, так как в данном случае основная задача – повысить вероятность выживания общества в целом.
В выбранном противоречии выделим конфликтующую пару элементов.
Конфликтующая пара: молодой человек и суицидные тенденции.
Определим оперативную зону противоречия.
Оперативная зона: социальное окружение молодого человека, его психофизиологическая система, институт общественной морали.
Определим оперативное время противоречия.
Оперативное время: возраст от 10 до 30 лет (в собственных координатах молодого человека).
Определим вещественно-полевые ресурсы рассматриваемой системы.
Внутрисистемные: молодой человек и его ближайшее окружение с его свойствами и социальными связями, непосредственно входящие в ситуацию социальные институты (образовательные учреждения, трудовые коллективы и т.д.).
Внешнесистемные: все, что доступно в социальной сфере современного российского общества.
Надсистемные: все, что может привести к радикальному изменению всего российского общества.
Запишем идеальный конечный результат (ИКР-1):
Икс-элемент из ресурсов системы САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).
ИКР: молодой человек самостоятельно благополучно минует точку бифуркации, соответствующую переходу к девиантному состоянию личности, и завершает процесс самоидентификации.
Запишем формулировку противоречия свойств (ПС).
Элемент конфликтующей пары должен обладать СВОЙСТВОМ "Х", чтобы обеспечить (+) и должен обладать СВОЙСТВОМ "АНТИ-Х", чтобы устранить (-).
ПС: молодой человек должен обладать способностью, самостоятельно преодолеть возрастной кризис и не иметь, с большой вероятностью, возможности перехода к девиантному поведению.
Запишем формулировку противоречия свойств на микроуровне (микро-ПС).
Ближайшая подсистема зоны конфликта должна иметь элемент (указать его состояние или действие), чтобы обеспечить свойство “Х” и не должна содержать такой элемент, чтобы обеспечить свойство “Анти-Х”.
Микро-ПС: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны содержать активный социально-психологический компонент, значительно повышающий вероятность устранения девиантного состояния личности молодого человека и с большой вероятностью способствующий преодолению возрастного кризиса.
Запишем идеальный конечный результат ИКР-2: ближайшее окружение молодого человека с его свойствами и социальными связями и непосредственно входящие в ситуацию социальные институты должны в автоматическом режиме снижать вероятность девиантного состояния личности молодого человека и одновременно повышать вероятность преодоления возрастного кризиса.
Выполним мобилизацию ресурсов (ВПР). В данном случае рассмотрим внутрисистемные ресурсы, благо, что они разнообразны и частично модифицируемы.
При внимательном изучении ресурсов находим потенциально подходящий активный элемент.
Недавнее появление в пока немногочисленных обычных российских школах специальных психологов, людей профессионально подготовленных и предназначенных для своевременной корректировки критических ситуаций, сможет если не привести к прорыву в решении проблем молодежной среды, то хотя бы адекватно оценить происходящие процессы и их масштабы. В настоящее время именно в рамках института специальных психологов, при поддержке общественных организаций и государственных структур, возможно проведения планомерного, и, самое главное, продолжительного и непрерывного исследования проблемы негативного одиночества в школах и ВУЗах, организации профессионального наблюдения и эксперимента, проведения систематических тренингов, ролевых игр, дискуссий и собеседований, как с учащимися, так и с педагогами и родителями. При этом профессиональный психолог легко определит признаки развивающейся депрессии у учащегося и поможет её преодолеть.
Также подходящим активным элементом представляется расширение практики выполнения экспериментальных работ студентами старших курсов социологических и психологических специальностей в школах и непосредственно в ВУЗах (не обязательно в своих), по упомянутой выше тематике.
Всё вышесказанное можно отнести и к вооруженным силам, с той оговоркой, что в этой особой сфере общества скрыт наиболее загадочный российский конфликт, который по своим масштабам далеко выходит за рамки данной работы.
Специальная психологическая подготовка родителей – это экзотика в наше время и недостижимый идеал в любом обозримом будущем. Но это то, над чем можно работать и что обязательно окажется полезным, как молодым людям, так и самим родителям.
В итоге найдено обоснованное и не требующее привлечения надсистемных и внешнесистемных ресурсов решение. Его воплощение, естественно, требует значительного количества времени и направленных действий, но представляется вполне реальным.
Проведенное исследование показывает потенциальную эвристичность подходов ТРИЗ к решению социальных проблем.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. "Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)".- Кишинев: Картя Молдовеняскэ,1989.
2. Злотин Б.Л., Зусман А.В.. "Решение исследовательских задач".- Кишинев: МНТЦ"Прогресс", Картя Молдовеняскэ,1991.
5. Борзых А.А. Принципы стратегического и структурного моделирования явлений и управляющих процессов. – Курск, КИСО МГСУ, 2002 г. - 188 с.
6. Интеллект-Клуб. (Subscribe.Ru - http://www.inventech.ru), 2001-2003 гг.
7. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Минск. 2000 г.- 346 с.
8. Петров В., Злотина Э. Структурный вещественно-полевой анализ. Учебное пособие. Тель-Авив, 1992.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с Электронные ресурсы:
10. Персональный сайт врача-психиатра Кузина
О.М.: <http://www.kuzin.biz/
11. Статистика самоубийств: <http://lossofsoul.com/DEATH/
12. Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт
философского факультета Омского Государственного
Педагогического Университета: <http://philos.omsk.edu/sub/
1 Смирнов,
Ф. О статистике самоубийств.// "Медицинская
газета", 26 октября 2005 года: <http://www.demoscope.ru/
2 Статистика
самоубийств: <http://lossofsoul.com/DEATH/
3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352с. – С. 27 – 28, 35.
4 Персональный
сайт врача-психиатра Кузина О.М.: <http://www.kuzin.biz/
5 Телятникова, Е. Молодежные субкультуры.//Сайт
философского факультета Омского Государственного Педагогического Университета: <http://philos.omsk.edu/sub/