Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:20, реферат
настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека кок-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
На сегодняшний день имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи — выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
Введение.....................................................................................……………………………3
1. Понятие мотивации....................................................................………………………4
2. Мотивационный процесс............................................................…………………………4
3. Содержательные теории мотивации........................................…………………………….5
1. Иерархия потребностей А.Маслоу...................................……………………………………5
2. Двухфакторная теория Ф.Герцберга................................………………………………….7
3. Теория приобретённых потребностей Д. Мак Клеланда....................................................8
4. Процессуальные теории мотивации.....................................................................................9
1. Теория ожиданийВ.Врума.....................................................................................................9
2. Теория справедливости...........................................................................................................11
3. Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера...........................................................................12
4. Теория мотивации Д.Макгрегора...........................................................................................13
5. Мотивация персонала в организациях…………………………………………………..14
Заключение..............................................................................................................................18
Список литературы..............................................................................................................22
Также крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, от более значительных и реже встречающихся изменений (сдвигов) в человеческих потребностях.
Сложность также
возникает при измерении
Большинство из нас испытывают большие
сложности в определении своих собственных
потребностей и при расстановке приоритетов.
Менеджер же, который должен создать мотивационную
среду для многих своих подчинённых, сталкивается
со сложнейшей задачей.
3.2 Теория двух факторов Фредерика Герцберга.
Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Герцберг обнаружил
в ответах две ясно различимые
группы потребностей.
Первую он назвал гигиеническими факторами
или поддерживающими. В эту группу входили
те факторы или условия, при отсутствии
которых служащие не получали удовлетворения
от работы. Эти гигиенические факторы
включают в себя политику компании и администрации,
отношения с начальством, условия работы,
размер заработной платы, отношения с
коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.
Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду.
Вторую группу факторов
Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями.
Это такие условия работы, при наличии
которых достигается высокий уровень
мотивации служащих и удовлетворения
от работы.
При отсутствии этих условий невозможно
получить ни эффективной мотивации, ни
удовлетворения. Мотиваторы включают
в себя достижение цели, признание, работу
как таковую, ответственность, продвижение
по службе и возможности для личного роста.
Итак, в работах Герцберга приводятся доказательства того, что существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:
Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.
Наверное, наиболее
удивительным и неожиданным открытием,
полученным в результате проведённых
Герцбергом исследований, стал тот
факт, что деньги однозначно были отнесены
к разряду гигиенических
Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
3.3 Теория мотивации Мак Клеланда.
В своей теории Дэвид Мак Клеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во
власти также находится между
потребностями в уважении и самовыражении
Маслоу. Эта потребность является
выражением желания человека оказывать
влияние на других людей. Мак Клеланд
рассматривал эту потребность как позитивную
и тесно связывал её с желанием добиться
руководящей должности. Он утверждал,
что существует несколько стадий в развитии
представления человека о власти, и что
менеджеров можно убедить отказаться
от мысли, что человек не должен пытаться
оказывать влияние на других.
Наоборот, эффективный лидер и менеджер
должен быть самоотверженным альтруистом,
преданным целям организации и старающимся
привить чувство преданности организации
своим подчинённым.
То, что Мак Клеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.
Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, Мак Клеланд использовал результаты своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:
Исследование показали, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.
Работа Мак Клеланда показала, что потребность в успехе можно развить в человеке, и в результате получить более эффективную работу. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на успех, чаще всего этого успеха и добиваются, однако организация может извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов менеджеров, описанных Мак Клеландом.
4.
Процессуальные теории
мотивации.
4.1 Теория ожидания В.
Врума.
Большинство современных
процессуальных теорий мотивации рассматривают
мотивацию как процесс
А. Ожидания в отношении затрат труда - результатов.
Когда человек спрашивает себя, «В какой степени я могу ожидать, что мои усилия приведут к количественным и качественным результатам, которые нужны моему менеджеру?», то ответ на него выражается термином «ожидания в отношении «затраты труда - результаты»». Чем сильнее ожидание, что усилия приведут к желаемому результату, тем больше вероятность, что этот человек качественно выполнит поставленную перед ним задачу.
Б. Ожидания в отношении «результаты труда - вознаграждение».
После того, как
служащий оценит ясность того, что
он сможет выполнять данную работу
успешно, он задаёт себе вопрос: «Если
я должным образом выполню
эту работу, какого я могу ожидать вознаграждения,
соответствует ли оно тому вознаграждению,
которое я хочу получить?». Неуверенность
возникает в том случае, когда рабочий
вынужден полагаться на других при раздаче
обещанных вознаграждений. Чем крепче
уверенность рабочего в том, что менеджер
выплатит обещанное им вознаграждение,
тем выше вероятность того, что рабочий
станет усердно выполнять задание, данное
им менеджером. В теории ожидания эту вероятность
называют «ожидания в отношении «результаты
- вознаграждение»».
При определении
того, насколько рабочий уверен в том,
что менеджер выплатит ему вознаграждение,
важную роль играют несколько факторов.
Во- первых, уверенность возрастает, если
обещания менеджера ясны и определённы.
Во-вторых, уверенность возрастает, если
рабочий знает, что менеджер действительно
обладает полномочиями по обеспечению
желаемого вознаграждения.
В. Ценность вознаграждения.
Даже если служащие уверены в том, что они могут выполнять ту работу, которую от них ждёт менеджер, и что они получат обещанное им вознаграждение, они всё равно задают себе, возможно, наиболее трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу получить, будет ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли я с его помощью удовлетворить свои основные потребности?». Согласно теории ожидания ответ на этот вопрос заключается в измерении ценности вознаграждения.
Ценность вознаграждения, является наиболее важным элементом теории мотивации и, к сожалению, не всегда берётся в расчёт менеджерами.
Самая «популярная»
проблема, возникающая по поводу ценности
вознаграждения, заключается в том, что
люди редко уделяют достаточно времени
и внимания тщательной оценке своих потребностей.
Более того, т.к. за деньги действительно
можно купить множество вещей, которые
способны удовлетворить самые разные
потребности, подчинённые очень часто
входят в заблуждение и начинают верить,
что деньги - это самое лучшее вознаграждение.
Такие идеи приводят к разочарованию и
неудовлетворению.
Служащие, которые пытаются получить удовлетворение
от работы только с помощью денег, часто
страдают от недостатка самоуважения,
чувства невостребованности своего интеллекта,
навыков и способностей.
Г. Валентность.
Маслоу использовал
термин «доминирование» для
«валентность» для определения силы предпочтения
того или иного вознаграждения.
По Вруму, валентность
- это мера ценности или приоритетности.
Валентность вознаграждения измеряется
от высоко положительной (1.00) до строго
отрицательной (-1.00). Хотя понятие валентности
является довольно абстрактным, оно позволяет
людям сравнивать свои запросы. На основе
общих теоретических предпосылок Врумом
была построена модель теории ожидания.
Основу модели теории ожидания составляют четыре вышеперечисленные концепции. Мотивация человека направлена на комбинацию ожиданий, ценного и валентного вознаграждения, которая обеспечит наилучшее удовлетворение потребностей.
Теория ожидания Врума предлагает несколько советов по улучшению действий менеджеров.