Теоретические основы разработки управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является разработка рационального управленческого решения, изучение и оценка опыта, разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы разработки управленческих решений.
2. Проанализировать процесс принятия управленческих решений на предприятии.
3. Исследовать разработку управленческих решений на ОАО «Боровичский молокозавод».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы разработки управленческих решений………………5
1.1Понятие и принципы управленческих решений……………………………5
1.2Классификация управленческих решений…………………………………6
1.3 Значение человеческого фактора в процессе разработки и принятия управленческих решений………………………………………………………9
2. Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молочный завод»……………………………………………..14
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………………………………………………14
2.2 Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молокозавод»…………………………………………………23
2.3 Разработка управленческого решения на предприятии с применением рациональной модели………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..……….38

Файлы: 1 файл

Upravlen_reshenie_2013_kursovaya.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Существующая  система мотивации ОАО «БМЗ» основана в основном на материальных стимулах и мотивах. Моральное стимулирование практически не применяется. Руководство предпочитает воздействовать на мотивацию сотрудников путем денежного вознаграждения.

Сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды были проанализированы и самые значимые из них в нынешних условиях были вынесены в таблице 7.

Таблица 7

Проранжированные  результаты SWOT-анализа

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие постоянных клиентов, ведет к наличию постоянных заказов

Отсутствие высококвалифицированных  работников, ведет к большому количеству отказов от выполнения тех или  иных заказов

2.Качество выполняемых работ, приводит к увеличению объема заказов на выполнение тех или иных услуг

Большая текучесть рабочего персонала, приводит к непостоянству  перечня выполняемых работ

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция в незначительном ее проявлении, влечет не явное установление цен на предоставление услуг

Недостаточно продуманная  политика в области внедрения новых технологий, может привести к потере возможности овладение новых сегментов рынка предоставления услуг

2.Рост благосостояния отдельных категорий населения, влечет увеличение числа постоянных клиентов

Низкая покупательная  способность большей части населения, что может привести к снижению спроса

       

Таким образом, в 2007 году организация только начинала занимать позиции в сфере сбыта  продукции, поэтому этот период был  для нее убыточный. В следующем  периоде уже не было затрат, которые не окупали бы себя и в этом периоде организация уже получала непосредственную прибыль от предоставления своих услуг. К концу 2009 года улучшилась экономическая ситуация и условия работы на предприятии, уменьшение внешних угроз и увеличение числа возможностей, что привело к уменьшению текучести персонала и как следствие повышение качества выполняемых работ.

Как отмечалось выше, предприятие может успешно  работать только при наличии рациональной системы управления. Существующая система  управления должна претерпеть изменения в некоторых направлениях.

 

 

2.3 Разработка управленческого решения на предприятии с применением рациональной модели

 

Анализ  объектов и субъектов управления проводится в системном единстве с анализом внешней среды.

Изучение  конкурентной среды позволило выявить тот факт, что непосредственные конкуренты, т.е. производители аналогичной продукции не оказывают сильного воздействия на потребителей, рыночные сегменты поделены приблизительно пропорционально. Существует собственный круг постоянных потребителей. Производители же морально иного ассортимента  молочных продуктов отняли часть потребителей и оказывают не значительное воздействие на сформировавшуюся конъюнктуру рынка.

О неэффективности  существующего механизма принятия решений на предприятии говорит тот факт, что на предприятии устаревшая система управления.

На  предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленный сбыт, тогда как при хорошем производстве не должен отставать, и сбыт, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большее расширение производства или его усовершенствование.

Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров.

По  результатам работы по выявлению  проблемы, перед персоналом предприятия была поставлена цель - увеличить объемы сбыта готовой продукции в течение 6 месяцев и повышение потребительского предпочтения именно в сторону нашей продукции.

Поставленная  цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности всей организации.

Анализ  полученной информации.

Размер  заработной платы - 80% опрошенных сотрудников отметили среднюю удовлетворенность размером заработной платы.

Перспективы профессионального и служебного роста - опрос показал, что более половины сотрудников не видят перспективы роста в данной организации.

Взаимоотношения с непосредственным руководителем - 80% опрашиваемых ответили, что их не удовлетворяет данный показатель.

Важность  и ответственность выполняемой  работы - только 40% опрошенных работников удовлетворяет этот показатель. Это связано с небольшой численностью персонала.

Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе - 60% опрошенных ответили, что их вполне удовлетворяет этот показатель. В будущем в организации следует реализовывать мероприятия, направленные на поддержку хороших взаимоотношений между работниками.

Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе - все опрошенные ответили, что их не удовлетворяет данный показатель. Начальнику учреждения, начальнику мастерской следует предоставить больше инициативы в выполняемых сотрудниками обязанностях.

Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать  некоторых поставленных целей, решение  должно удовлетворять ряду требований:

1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени (поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности);

2) содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным);

4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций (иногда это важнейшее требование пытаются игнорировать. Рассматривается только управление в штатных ситуациях);

5) быть реализуемыми, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов (Например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в организационно-производственной системе (ОПС линейно-функциональный конфликт);

6) быть гибким, то есть изменять цель и(или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

7) предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

Качество  управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат  и эффективность выполнения задач  управления.

Качество  управленческого решения зависит  от ряда факторов:

1) качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (Известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

2) оптимального или рационального характера принимаемого решения;

3) своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

4) соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; 
5) квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

6) готовности управляемой системы к исполнению принятых решений. 
      Проанализировав проблему предприятия, выделим следующие цели

Цели:

1. Сформировать новую структуру маркетингового отдела фирмы.

2. Принять как основную в системе мотивации деятельности персонала программу материальной заинтересованности персонала в повышении объемов продаж и премирования по результатам деятельности фирмы за каждый квартал.

3. Построить систему продаж через привлечение дилеров и дистрибьюторов на договорной основе.

4. Ценовую политику установить по системе "издержки плюс".

5. Провести исследование рынка молочной продукции и покупательских предпочтений, после чего разработать ассортимент производимой продукции и производственную программу в соответствии с результатами исследований.

Критерием оценки эффективности решения поставленной проблемы будет являться создание такой  маркетинговой службы на предприятии, при которой вся произведенная  продукция будет реализована за период производства следующей партии продукции с максимальной прибылью. 
Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому варианту необходимо сопоставить как получаемый в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического климата и т.д. Сопоставление вариантов предусматривает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов экономического и системного анализа.

Теорией принятия решений выработан ряд требований к выбору критериев эффективности. Так, отмечается, что критерий эффективности должен быть всегда один.

Рекомендации  по выбору критериев эффективности  принятия решений:

- для решений, связанных с планированием, разработкой конструкций изделий и технологических процессов, целесообразно принимать объем затрат на производство продукции, трудоемкость обслуживания и условия труда;

- достаточно учитывать критерий эффективности всей системы;

- в качестве критериев эффективности могут быть приняты определенные границы значения показателя;

- в тех случаях, когда оценка эффективности требует привлечения большого количества критериев эффективности, целесообразно сгруппировать их.

Требования  к критерию эффективности:

- он должен отражать многоцелевую направленность производства;

- критерий должен учитывать объективные закономерности развития экономики и базироваться на информации, которую можно получить;

- его необходимо дополнить соответствующими локальными критериями, которые будут использоваться на более низких уровнях в системе планирования.

В наиболее общем виде критерий эффективности  должен быть сформирован на основе определенной совокупности показателей, характеризующих качество и эффективность  принимаемого решения. 
Эффективность управленческих решений определяется многими количественными и качественными факторами технико-технологического, социально-экономического и организационного характера.

К технико-технологическим  факторам повышения эффективности  управленческих решений относятся: машиновооруженность труда, степень использования средств оргтехники, техническая культура специалистов и технических исполнителей и другие.

К социально-экономическим  факторам относятся: авторитет руководителя, межличностные отношения, психологические  характеристики, конфликтные ситуации, система морального и материального стимулирования, санитарно гигиенические условия труда, утомляемость, физические нагрузки, общее состояние здоровья работников и другие.

К организационным  факторам: степень рациональности структуры аппарата управления, состояние разделения и кооперации труда, подбор и расстановка кадров, организация исполнения, организация рабочих мест, рациональность использования рабочего времени.

При решении  проблемы определения эффективности  принятия решений весьма важными условиями являются учет действия и взаимодействия различных групп факторов, определение количественного влияния как на эффективность деятельности по управлению производством, так и на конечные результаты эффективности производства.

В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

Из  предложенных способов решения проблемы два  удовлетворили фирму сразу:

Информация о работе Теоретические основы разработки управленческих решений