Теоретические основы разработки управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является разработка рационального управленческого решения, изучение и оценка опыта, разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы разработки управленческих решений.
2. Проанализировать процесс принятия управленческих решений на предприятии.
3. Исследовать разработку управленческих решений на ОАО «Боровичский молокозавод».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы разработки управленческих решений………………5
1.1Понятие и принципы управленческих решений……………………………5
1.2Классификация управленческих решений…………………………………6
1.3 Значение человеческого фактора в процессе разработки и принятия управленческих решений………………………………………………………9
2. Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молочный завод»……………………………………………..14
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………………………………………………14
2.2 Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молокозавод»…………………………………………………23
2.3 Разработка управленческого решения на предприятии с применением рациональной модели………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..……….38

Файлы: 1 файл

Upravlen_reshenie_2013_kursovaya.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

Гибкость –  характеризуется своевременным  и обоснованным переходом на новые  методы разработки и реализации управленческого  решения. Важное значение при реализации и принятии управленческого решения придается харизме личности, т.е. ее способности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей.

Большое влияние  на разработку управленческого решения  оказывают также такие качества руководителя, как романтизм и  практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и реализации управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период их деятельности.

Даже в какой-то степени романтизм служит одним  из источников развития организации. Чаще он приводит к разочарованию как  руководителя, так и персонала. Ведь романтизм в профессиональной деятельности – преувеличение своих интуитивных возможностей, как лично, так и организации в целом. Поэтому необходимо всегда определять меру романтизма, и будучи руководителем, осуществлять контроль деятельности романтика.

Практицизм  руководителя или специалиста связан с большим опытом и обработкой стереотипных подходов к РУР. (Например, учитывая необязательность поставщика, руководитель должен заключать резервные договоры на поставку необходимых ресурсов для своей организации.)

Оптимизм руководителя базируется на завышенной оценке возможностей, как персонала, так и своих. Оптимизм – это положительная черта в личности и очень важное, но в профессиональной деятельности он должен подкрепляться профессионализмом и технологическими возможностями организации. Руководители – оптимисты полезны для организаций. Они увеличивают риски реализации управленческого решения, как в положительную, так и отрицательную сторону. Они самоотверженно берутся за рискованные, но полезные для организации работы и часто доводят до положительных результатов, казалось бы, безнадежные проекты.

Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной  оценке возможностей персонала, в том  числе и своих,

самой организации  и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант обязательно будет

реализован, что  принесет организации стабильный, но небольшой доход. Такой подход может  быть эффективным в традиционных мало меняющихся производствах. Для  руководителя нужны пессимисты, так  как они позволяют принимать  решения взвешенно.

Характерными внешними чертами неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт, многословие, неряшливый вид. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества:

любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность, обаяние, уравновешенность и т.п.

  Немного о влиянии темперамента на РУР. Выделяют четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Личности холерического  темперамента предпочитают быстроты, оперативность и индивидуализм при РУР. Часто данные качества важнее, чем детальная проработка решений. Однако холерики не успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения чаще носят спонтанный характер. Данные решения характеризуются высоким уровнем риска, решительного и бескомпромиссного.

Личности сангвинического  темперамента быстры и оперативны при  РУР, однако индивидуализму предпочитают коллективное обсуждение проблем и  принятия решений.

Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на РУР, чем на реализацию. Для них важнее избыток информации, мнений, советов по решаемым проблемам. Данные решения характеризуются высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы.

Личности меланхолического темперамента пытаются учесть все возможные  последствия реализации решений. Часто  второстепенные проблемы возводят в  роли первостепенных. Меланхоликам нужен  больший объем информации, времени, советов для РУР. Они принимают эффективные решения в области стратегии, управления и т.д.

В реализации действий по разработке управленческих решений  редко встречаются люди с ярко выраженными чертами этих личностей, чаще это промежуточные личности.

Также на процесс  принятия решения оказывает влияние  и пол лица, принимающего решение. В табл. 1 представлены основные отличия  мужских и женских стилей управления.

 

 

 

Таблица 1

 

Основные отличия в стилях управления

 

 

Женский

Мужской

Основан на взаимоотношениях

Основан на борьбе за выживание

Ориентирован  на доверие

Ориентирован  на действия по

должностной инструкции

Предусматривает широкий обмен

информацией для  поддержания

отношений

Предусматривает широкий обмен

информацией для  получения власти

 

Благосклонен к разделению

властных полномочий

Благосклонен  к концентрации

властных полномочий

Основан на ожидании расчетного

результата  деятельности

Основан на обязательном

получении результата деятельности

Допускает эмоции в отношениях

Допускает эмоции в

непроизводственных  отношениях

Предпочитает  в качестве основы

неформальные  отношения

Предпочитает  в качестве основы

формальные  отношения (дистанцию)


 

 

К особенностям женского подхода относятся способность  к объединению, открытому общению, способности к мотивации, а также  чувственность и интуиция в отношении  с персоналом. Женскому стилю управления присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничать.

Женщина-руководитель пытается приобщать большинство  персонала к активной управленческой и производственной деятельности. Женский  стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса организации, создавая больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, если они не

касаются их личности.

Мужчина-руководитель - традиционное явление мирового менеджмента  – на первое место ставит себя, более  заботится об укреплении своих позиций. Это препятствует делегированию власти, и в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в организации.

 

 

 

2. Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молочный завод»  

2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия и выпускаемой продукции

 

    ОАО «Боровичский молочный завод» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.

    Полное фирменное наименование общества – Открытое акционерное общество «Боровичский молочный завод», место нахождения: 174411, Россия, Новгородская область, город Боровичи, ул. Ленинградская, д. 65

Органами управления ОАО «Боровичский молочный завод» являются: общее собрание акционеров; Совет Директоров; генеральный директор.

Согласно  общероссийскому  классификатору видов экономической  деятельности предприятие  относится  к перерабатывающей промышленности, а именно к предприятиям, производящим молочные продукты. ОАО  «Боровичский  молочный  завод»   является   предприятием   по производству молочных продуктов с полным производственным циклом.

    По объемам переработки молокозавод относится в отрасли к малому предприятию, так как он перерабатывает менее 10 тыс. тонн молока в год.

    В ноябре 2009 года ОАО «Боровичскому молочному заводу» исполнилось 76 лет. Завод находится в небольшом кирпичном здании, где первоначально работали гончарные мастерские, а в начале тридцатых годов была налажена переработка молока.

    Увеличение поголовья скота в хозяйствах после войны, рост объемов поступления молока на завод заставили провести в 1961 году первую реконструкцию завода. Пик же переработки молока пришелся на восьмидесятые годы, когда за год перерабатывалось до 24 тыс. тонн сырья. Возникла необходимость в строительстве нового молокозавода, рассчитанного на переработку молока из пяти близлежащих районов.

    С начала девяностых годов и по настоящее время предприятие делает упор на передовые технологии и разнообразие ассортимента. Приобрели современное оборудование: маслолинию, автоматы по фасовке молочной продукции в полиэтиленовую пленку и полипропиленовые стаканы с герметичной крышечкой - платинкой.

    Наряду с внедрением самых новых технологий и установкой новейшего оборудования, коллектив не растерял секреты старинных рецептов, а использую современную технику, улучшил оригинальные вкусовые качества и сохранил уникальность своей продукции.

    Целью предприятия является извлечение прибыли.

    Основные виды деятельности:

- приёмка, переработка, реализация молочной продукции;

- разработка новейших технологий;

- торгово-закупочная деятельность;

- организация собственной торговой сети;

- производство,    использование    и    реализация    потребителям    результатов    вспомогательного производства (пар, холод и др.) и другие виды деятельности.

    Перспективными  направлениями  по  развитию производства молочных продуктов ОАО «Боровичский молочный завод» являются:

- увеличение выработки продукции в фасованном виде;

- производство продукции с использованием новых технологий;

- производство продукции с различными наполнителями.

   В настоящее время ОАО "Боровичский молочный завод" выпускает более 30 наименований продукции: молоко, кефир, ряженку, сливочное и шоколадное масло, сметану, творог, сыр и так далее. Продукция поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Тверскую область, в торгующие организации Боровичей и районов Новгородской области.

   Предприятие большое внимание уделяет повышению качества продукции, активному внедрению достижений научно-технического прогресса, расширению ассортимента, наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей.

С помощью  таблицы 2 рассмотрим и рассчитаем основные технико-экономические показатели за 2007, 2008 и 2009 год.

 

Таблица 2

 Основные технико-экономические показатели за 2007-2009 гг.

в  тыс. руб.

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Откл. 2009г. к 2007г. (+,-)

Откл. 2009г. к 2008г. (+,-)

Темп роста 2009г. к 2007г., в %

Темп роста 2009г. к 2008г., в %

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Среднесписочная численность, чел

110

115

125

+15

+10

113,64

108,69

2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

11246

14067

17888

+6642

+3821

159,06

127,16

3. Выручка от реализации продукции, работ, услуг

112 911

132 733

160 651

+47740

+ 27 918

142,28

121,03

4. Себестоимость

106 548

123 724

148 125

+41577

+ 24 401

139,02

119,72

5. Коммерческие управленческие расходы

847

711

988

+141

+ 277

116,65

138,96

6. Фондоотдача, руб./руб.

10,04

9,43

8,98

- 1,06

-0,45

89,44

95,23

7.Фондорентабельность,%

32,36

15,99

13,92

-18,44

-2,07

-

-

8. Производительность труда (выручка/ численность),тыс.руб.

1026,5

1154,2

1285,21

+258,71

+131,00

125,2

111,35

9. Средняя заработная плата, тыс. руб.

12000

14000

16000

+4000

+2000

133,33

114,28

10. Прибыль от продаж, тыс.руб.

5516

8 298

11 538

+6022

+ 3 240

209,17

139,04

11. Прочие доходы, тыс.руб.

548

868

967

+419

+ 99

176,46

111,40

12. Валовая прибыль, тыс.руб.

6363

9 009

12 526

+6163

+ 3 517

196,86

139,08

13. Чистая прибыль, тыс.руб.

3639

5 739

7 813

+4174

+ 2 074

214,7

136,14

14. Рентабельность продаж, %

3,22

4,32

4,86

+1,64

+0,54

-

-

15. Рентабельность издержек, %

3,42

4,64

5,27

+1,85

+0,63

-

-

16. Рентабельность производства, %

5,97

7,28

8,46

+2,49

+1,18

-

-


 

Из таблицы видно, что  чистая прибыль увеличилась с 2008 года по 2009 на 2074 тыс. руб. или 136.14 %, а 2007 год по сравнению с 2009  на 4174 тыс. руб. или 214,7 %, на это оказало влияние  следующие положительные факторы, как увеличение валовой прибыли  в период 2008-2009 год на 3517 тыс. руб. или 139.08  % , в период с 2007-2009 годом на 6163 тыс. руб. или на 196,86 % и выручки  в период с 2008-2009 на 27918 тыс. руб. или 121,03  %, а в период 2007-2009 годом на 47740 тыс. руб. или на 142,28%. Увеличение валового дохода и прибыли предприятия зависит от количества и качества продукции, но и от уровня применяемых цен.

Себестоимость продукции  увеличилась  с 2008 года по 2009 год  на 24401 тыс. руб. или 119.72 %, в связи  с повышением заработной платы на 2000 тыс. руб. или 114.28 % с увеличением цен на сырье, материалы. А себестоимость продукции с 2007 по сравнению с 2009 годом  увеличилась на 41577 тыс. руб. или на 139,2%, в связи с повышением заработной платы на 4000 тыс. руб. или 133,33% с увеличением цен на сырьё и материалы.

Показателем эффективности  работы предприятия является рентабельность продаж, она отражает доход компании на каждый заработанный рубль, с 2008 года по 2009 года этот показатель увеличился на 0,54 %, а в период с 2007 по сравнению с 2009 показатель увеличился на  1,64%.

Показатель фондоотдача  в период с 2008-2009  уменьшилась  на 0,45 тыс. руб. или на 95,23 % и свидетельствует  о неэффективном использовании  основных производственных фондов, на снижение этого показателя повлияло увеличение численности предприятия на 10 человек, себестоимости продукции на 24401 тыс. руб. и увеличение выручки от реализации на 27918тыс. руб. Но по сравнению периода 2007 года с 2009 годом фондоотдача уменьшилась на 1,06 тыс. руб. или 89,44% и свидетельствует о неэффективном использовании основных производственный фондов, на снижение этого показателя повлияло увеличение численности на 15 человек, себестоимости продукции на 41577 тыс. руб. и увеличения выручки от реализации на 47740 тыс. руб.

Производительность  труда – это качественным показателем  работы предприятия, в период  2008 по 2009 год показатель увеличился на 131 тыс. руб./чел, на это оказало влияние  положительных факторов, как увеличение численности предприятия на 10 человек.

По проведённому анализу  видно, что в период с 2008 года по 2009 и период 2007-2009 год  предприятие  начинает развиваться и  приносить  прибыль  и обеспечивать стабильное состояние финансово - экономической  деятельности.

С помощью диаграммы 1 рассмотрим динамику основных показателей деятельности предприятия

 

 

Диаграмма 1- Динамика изменения технико-экономические  показатели за 2007-2008 год, тыс. руб.

Информация о работе Теоретические основы разработки управленческих решений