Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы является разработка рационального управленческого решения, изучение и оценка опыта, разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы разработки управленческих решений.
2. Проанализировать процесс принятия управленческих решений на предприятии.
3. Исследовать разработку управленческих решений на ОАО «Боровичский молокозавод».
Введение……………………………………………………………………….….3
1.Теоретические основы разработки управленческих решений………………5
1.1Понятие и принципы управленческих решений……………………………5
1.2Классификация управленческих решений…………………………………6
1.3 Значение человеческого фактора в процессе разработки и принятия управленческих решений………………………………………………………9
2. Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молочный завод»……………………………………………..14
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………………………………………………14
2.2 Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молокозавод»…………………………………………………23
2.3 Разработка управленческого решения на предприятии с применением рациональной модели………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………37
Список использованной литературы………………………………..……….38
Гибкость –
характеризуется своевременным
и обоснованным переходом на новые
методы разработки и реализации управленческого
решения. Важное значение при реализации
и принятии управленческого решения придае
Большое влияние на разработку управленческого решения оказывают также такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и реализации управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период их деятельности.
Даже в какой-то степени романтизм служит одним из источников развития организации. Чаще он приводит к разочарованию как руководителя, так и персонала. Ведь романтизм в профессиональной деятельности – преувеличение своих интуитивных возможностей, как лично, так и организации в целом. Поэтому необходимо всегда определять меру романтизма, и будучи руководителем, осуществлять контроль деятельности романтика.
Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом и обработкой стереотипных подходов к РУР. (Например, учитывая необязательность поставщика, руководитель должен заключать резервные договоры на поставку необходимых ресурсов для своей организации.)
Оптимизм руководителя базируется на завышенной оценке возможностей, как персонала, так и своих. Оптимизм – это положительная черта в личности и очень важное, но в профессиональной деятельности он должен подкрепляться профессионализмом и технологическими возможностями организации. Руководители – оптимисты полезны для организаций. Они увеличивают риски реализации управленческого решения, как в положительную, так и отрицательную сторону. Они самоотверженно берутся за рискованные, но полезные для организации работы и часто доводят до положительных результатов, казалось бы, безнадежные проекты.
Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих,
самой организации и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант обязательно будет
реализован, что принесет организации стабильный, но небольшой доход. Такой подход может быть эффективным в традиционных мало меняющихся производствах. Для руководителя нужны пессимисты, так как они позволяют принимать решения взвешенно.
Характерными внешними чертами неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт, многословие, неряшливый вид. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества:
любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность, обаяние, уравновешенность и т.п.
Немного о влиянии темперамента на РУР. Выделяют четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.
Личности холерического темперамента предпочитают быстроты, оперативность и индивидуализм при РУР. Часто данные качества важнее, чем детальная проработка решений. Однако холерики не успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения чаще носят спонтанный характер. Данные решения характеризуются высоким уровнем риска, решительного и бескомпромиссного.
Личности сангвинического темперамента быстры и оперативны при РУР, однако индивидуализму предпочитают коллективное обсуждение проблем и принятия решений.
Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на РУР, чем на реализацию. Для них важнее избыток информации, мнений, советов по решаемым проблемам. Данные решения характеризуются высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы.
Личности меланхолического темперамента пытаются учесть все возможные последствия реализации решений. Часто второстепенные проблемы возводят в роли первостепенных. Меланхоликам нужен больший объем информации, времени, советов для РУР. Они принимают эффективные решения в области стратегии, управления и т.д.
В реализации действий по разработке управленческих решений редко встречаются люди с ярко выраженными чертами этих личностей, чаще это промежуточные личности.
Также на процесс принятия решения оказывает влияние и пол лица, принимающего решение. В табл. 1 представлены основные отличия мужских и женских стилей управления.
Таблица 1
Основные отличия в стилях управления
Женский |
Мужской |
Основан на взаимоотношениях |
Основан на борьбе за выживание |
Ориентирован на доверие |
Ориентирован на действия по должностной инструкции |
Предусматривает широкий обмен информацией для поддержания отношений |
Предусматривает широкий обмен информацией для получения власти |
Благосклонен к разделению властных полномочий |
Благосклонен к концентрации властных полномочий |
Основан на ожидании расчетного результата деятельности |
Основан на обязательном получении результата деятельности |
Допускает эмоции в отношениях |
Допускает эмоции в непроизводственных отношениях |
Предпочитает в качестве основы неформальные отношения |
Предпочитает в качестве основы формальные отношения (дистанцию) |
К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, способности к мотивации, а также чувственность и интуиция в отношении с персоналом. Женскому стилю управления присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничать.
Женщина-руководитель пытается приобщать большинство персонала к активной управленческой и производственной деятельности. Женский стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса организации, создавая больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщины лояльно относятся к чужим достижениям, если они не
касаются их личности.
Мужчина-руководитель - традиционное явление мирового менеджмента – на первое место ставит себя, более заботится об укреплении своих позиций. Это препятствует делегированию власти, и в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в организации.
2. Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Боровичский молочный завод»
2.1.Организационно - экономическая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
ОАО «Боровичский молочный завод» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Полное фирменное наименование общества – Открытое акционерное общество «Боровичский молочный завод», место нахождения: 174411, Россия, Новгородская область, город Боровичи, ул. Ленинградская, д. 65
Органами управления ОАО «Боровичский молочный завод» являются: общее собрание акционеров; Совет Директоров; генеральный директор.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности предприятие относится к перерабатывающей промышленности, а именно к предприятиям, производящим молочные продукты. ОАО «Боровичский молочный завод» является предприятием по производству молочных продуктов с полным производственным циклом.
По объемам переработки молокозавод относится в отрасли к малому предприятию, так как он перерабатывает менее 10 тыс. тонн молока в год.
В ноябре 2009 года ОАО «Боровичскому молочному заводу» исполнилось 76 лет. Завод находится в небольшом кирпичном здании, где первоначально работали гончарные мастерские, а в начале тридцатых годов была налажена переработка молока.
Увеличение поголовья скота в хозяйствах после войны, рост объемов поступления молока на завод заставили провести в 1961 году первую реконструкцию завода. Пик же переработки молока пришелся на восьмидесятые годы, когда за год перерабатывалось до 24 тыс. тонн сырья. Возникла необходимость в строительстве нового молокозавода, рассчитанного на переработку молока из пяти близлежащих районов.
С начала девяностых годов и по настоящее время предприятие делает упор на передовые технологии и разнообразие ассортимента. Приобрели современное оборудование: маслолинию, автоматы по фасовке молочной продукции в полиэтиленовую пленку и полипропиленовые стаканы с герметичной крышечкой - платинкой.
Наряду с внедрением самых новых технологий и установкой новейшего оборудования, коллектив не растерял секреты старинных рецептов, а использую современную технику, улучшил оригинальные вкусовые качества и сохранил уникальность своей продукции.
Целью предприятия является извлечение прибыли.
Основные виды деятельности:
- приёмка, переработка, реализация молочной продукции;
- разработка новейших технологий;
- торгово-закупочная деятельность;
- организация собственной торговой сети;
- производство, использование и реализация потребителям результатов вспомогательного производства (пар, холод и др.) и другие виды деятельности.
Перспективными направлениями по развитию производства молочных продуктов ОАО «Боровичский молочный завод» являются:
- увеличение выработки продукции в фасованном виде;
- производство продукции с использованием новых технологий;
- производство продукции с различными наполнителями.
В настоящее время ОАО "Боровичский молочный завод" выпускает более 30 наименований продукции: молоко, кефир, ряженку, сливочное и шоколадное масло, сметану, творог, сыр и так далее. Продукция поставляется в Москву, Санкт-Петербург, Тверскую область, в торгующие организации Боровичей и районов Новгородской области.
Предприятие большое внимание уделяет повышению качества продукции, активному внедрению достижений научно-технического прогресса, расширению ассортимента, наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей.
С помощью таблицы
2 рассмотрим и рассчитаем основные
технико-экономические
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели за 2007-2009 гг.
в тыс. руб.
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Откл. 2009г. к 2007г. (+,-) |
Откл. 2009г. к 2008г. (+,-) |
Темп роста 2009г. к 2007г., в % |
Темп роста 2009г. к 2008г., в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Среднесписочная численность, чел |
110 |
115 |
125 |
+15 |
+10 |
113,64 |
108,69 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
11246 |
14067 |
17888 |
+6642 |
+3821 |
159,06 |
127,16 |
3. Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
112 911 |
132 733 |
160 651 |
+47740 |
+ 27 918 |
142,28 |
121,03 |
4. Себестоимость |
106 548 |
123 724 |
148 125 |
+41577 |
+ 24 401 |
139,02 |
119,72 |
5. Коммерческие управленческие расходы |
847 |
711 |
988 |
+141 |
+ 277 |
116,65 |
138,96 |
6. Фондоотдача, руб./руб. |
10,04 |
9,43 |
8,98 |
- 1,06 |
-0,45 |
89,44 |
95,23 |
7.Фондорентабельность,% |
32,36 |
15,99 |
13,92 |
-18,44 |
-2,07 |
- |
- |
8. Производительность труда (выручка/ численность),тыс.руб. |
1026,5 |
1154,2 |
1285,21 |
+258,71 |
+131,00 |
125,2 |
111,35 |
9. Средняя заработная плата, тыс. руб. |
12000 |
14000 |
16000 |
+4000 |
+2000 |
133,33 |
114,28 |
10. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
5516 |
8 298 |
11 538 |
+6022 |
+ 3 240 |
209,17 |
139,04 |
11. Прочие доходы, тыс.руб. |
548 |
868 |
967 |
+419 |
+ 99 |
176,46 |
111,40 |
12. Валовая прибыль, тыс.руб. |
6363 |
9 009 |
12 526 |
+6163 |
+ 3 517 |
196,86 |
139,08 |
13. Чистая прибыль, тыс.руб. |
3639 |
5 739 |
7 813 |
+4174 |
+ 2 074 |
214,7 |
136,14 |
14. Рентабельность продаж, % |
3,22 |
4,32 |
4,86 |
+1,64 |
+0,54 |
- |
- |
15. Рентабельность издержек, % |
3,42 |
4,64 |
5,27 |
+1,85 |
+0,63 |
- |
- |
16. Рентабельность производства, % |
5,97 |
7,28 |
8,46 |
+2,49 |
+1,18 |
- |
- |
Из таблицы видно, что чистая прибыль увеличилась с 2008 года по 2009 на 2074 тыс. руб. или 136.14 %, а 2007 год по сравнению с 2009 на 4174 тыс. руб. или 214,7 %, на это оказало влияние следующие положительные факторы, как увеличение валовой прибыли в период 2008-2009 год на 3517 тыс. руб. или 139.08 % , в период с 2007-2009 годом на 6163 тыс. руб. или на 196,86 % и выручки в период с 2008-2009 на 27918 тыс. руб. или 121,03 %, а в период 2007-2009 годом на 47740 тыс. руб. или на 142,28%. Увеличение валового дохода и прибыли предприятия зависит от количества и качества продукции, но и от уровня применяемых цен.
Себестоимость продукции увеличилась с 2008 года по 2009 год на 24401 тыс. руб. или 119.72 %, в связи с повышением заработной платы на 2000 тыс. руб. или 114.28 % с увеличением цен на сырье, материалы. А себестоимость продукции с 2007 по сравнению с 2009 годом увеличилась на 41577 тыс. руб. или на 139,2%, в связи с повышением заработной платы на 4000 тыс. руб. или 133,33% с увеличением цен на сырьё и материалы.
Показателем эффективности работы предприятия является рентабельность продаж, она отражает доход компании на каждый заработанный рубль, с 2008 года по 2009 года этот показатель увеличился на 0,54 %, а в период с 2007 по сравнению с 2009 показатель увеличился на 1,64%.
Показатель фондоотдача в период с 2008-2009 уменьшилась на 0,45 тыс. руб. или на 95,23 % и свидетельствует о неэффективном использовании основных производственных фондов, на снижение этого показателя повлияло увеличение численности предприятия на 10 человек, себестоимости продукции на 24401 тыс. руб. и увеличение выручки от реализации на 27918тыс. руб. Но по сравнению периода 2007 года с 2009 годом фондоотдача уменьшилась на 1,06 тыс. руб. или 89,44% и свидетельствует о неэффективном использовании основных производственный фондов, на снижение этого показателя повлияло увеличение численности на 15 человек, себестоимости продукции на 41577 тыс. руб. и увеличения выручки от реализации на 47740 тыс. руб.
Производительность труда – это качественным показателем работы предприятия, в период 2008 по 2009 год показатель увеличился на 131 тыс. руб./чел, на это оказало влияние положительных факторов, как увеличение численности предприятия на 10 человек.
По проведённому анализу видно, что в период с 2008 года по 2009 и период 2007-2009 год предприятие начинает развиваться и приносить прибыль и обеспечивать стабильное состояние финансово - экономической деятельности.
С помощью диаграммы 1 рассмотрим динамику основных показателей деятельности предприятия
Диаграмма 1- Динамика
изменения технико-
Информация о работе Теоретические основы разработки управленческих решений