Теоретические основы разработки технологии обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В качестве цели данной курсовой работы автор выбрал разработку системы обучения на предприятии ОАО «ЕВРАЗ НТМК». Задачами курсовой работы станет комплексное изучение факторов внешней и внутренней сред предприятия, обоснование необходимости внедрения системы обучения, определение методов системы предполагаемого обучения, а так же расчет эффективности от внедрения предложенных вариантов.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы разработки технологии обучения персонала
1.1 Цели обучения персонала 5
1.2 Методы и методики проведения обучения 9
1.3 Особенности обучения основных рабочих 12
2. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.1 Описание предприятия 22
2.2 Финансовое положение 23
2.3 Планы и задачи предприятия 24
3. Создание системы обучения персонала на предприятии
3.1 Общие рекомендации по построению системы обучения 28
3.2 Разработка построения системы обучения в ОАО "ЕВРАЗ НТМК" 33
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.35 Кб (Скачать)

Целесообразно, особенно с  учетом возросших требований к качеству рабочей силы и наметившейся тенденции  сокращения, выделяемых на подготовку кадров средств, иметь на предприятиях самостоятельный фонд подготовки кадров на равных правах с фондом развития производства, науки и техники. Этот фонд следует поставить в зависимость  от получаемой прибыли.

Следует отметить, что эффект от формирования квалифицированной  рабочей силы не столь очевиден и  часто отдален во времени, что  служит серьезным препятствием на пути реализации концепции расширения вложенных  средств в человеческий капитал, в подготовку квалифицированных  кадров.

Не преодолена и иждивенческая  психология некоторых хозяйственных  руководителей, привыкших ориентироваться  на подготовку квалифицированных рабочих  за счет средств госбюджета.

Есть и сугубо экономические  причины такого положения, в частности  серьезные недостатки в налогообложении  предприятий, когда остающихся у  них средств просто не хватает  для качественной подготовки кадров на договорной основе. Поэтому предприятия  часто вынуждены довольствоваться малым – краткосрочной подготовкой  кадров через индивидуальные формы  обучения.

Оценивая сложившуюся  ситуацию, можно согласиться с  мнением, что ''в условиях самостоятельного, но ещё незрелого менеджмента  усугубляемого отсталостью технической  базы производства, обуславливающей  довольно стабильные и низкие требования к процессам обучения, пока не приходится ожидать прогрессивных сдвигов  в области внутрипроизводственного  управления подготовкой кадров''.

В этих условиях предприятие  нуждается в определенной поддержке. Регулирующее воздействие на предприятие, на его политику в отношении подготовки кадров может проводиться в тесной увязке с программой занятости, реализуемой  на данной территории (в регионе), с  различными формами территориальной  организации подготовки кадров в  лице таких субъектов управления, как федеральная служба занятости, администрация области (города) и  др. Следовательно, регулирование деятельности предприятия в области подготовки кадров со стороны государственных  органов может носить различный  характер. Это и стимулирование заводской  системы обучения путем выделения  предприятием различного рода субсидий целевого назначения (на создание новых  рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров) при условии обеспечения  соответствующих стандартов качества, дифференцированная налоговая политика (например, скидка налога на прибыль  при организации соответствующих  курсов по переподготовке работников, освобождение от налога сумм, направленных на обучение работников, сокращение размеров или даже освобождение от

Характеристика  и особенности обучение рабочих  вторым профессиям

Обучение вторым профессиям – это подготовка рабочих, уже  имеющих профессию по основной деятельности с целью получения дополнительной с начальным уровнем квалификации для данного структурного подразделения. Обучение вторым профессиям организуется для расширения их профессионального  профиля, подготовка к работе в условиях применения прогрессивных форм организации  и оплаты труда.

Обучение вторым профессиям организуется для повышения профессионального  мастерства рабочих, расширения их производственного  профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной форме организации труда, а также  по совмещенным профессиям. Ранее  обучение рабочих вторым профессиям считалось одной из форм повышения  квалификации, поскольку рабочий, осваивая смежные профессии, начинает специализироваться на комплексе взаимосвязанных работ, находящихся в тесной связи с  основной. Сегодня же в связи с  необходимыми процессами, возникающими в области управления кадрами  предприятия, как высвобождение  работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников осваиваются далёкие друг от друга  профессии. Таким образом, процесс  обучения персонала вторым профессиям больше напоминает переподготовку, нежели процесс повышения квалификации. Рассмотрим особенности организации  процесса обучения рабочих вторым профессиям на предприятии. Наиболее широко оно  практикуется на предприятиях, ориентированных  в своей кадровой политике на собственную  рабочую силу.

Следует иметь в виду, что обучение вторым профессиям касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В  этом случае данное обучение должно тесно  увязываться с профессионально - квалификационным продвижением персонала, а основная его форма – это  обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность обучения вторым профессиям - контингенте рабочих, которых  оно охватывает. Это в основном рабочие средних и старших  возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что  накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом  обучения рабочих вторым профессиям предполагает:

• определение масштабов обучения рабочих вторым профессиям и факторов влияющих на него;

• выбор форм обучения вторым профессиям с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на его проведение;

• проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.

Структура вакантных рабочих  мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура  высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и определяет характер обучения рабочих  вторым профессиям (таблица 1.1).

Обучение кадров вторым профессиям проводится за счет средств относимых  на себестоимость продукции. При  расчете средств, необходимых для  данного вида обучения, должны учитываться  не только затраты на сам процесс  обучения, но материальное обеспечение  работников в процессе этого обучения.

Таблица 1.1 Структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации

Новые рабочие  места

Высвобождаемые  рабочие

Квалифицированные

Неквалифицированные

Предъявляют требования к  квалификации рабочих

Необходимо обучение рабочих  вторым профессиям с учетом имеющихся  у рабочего задела знаний и навыков  по прежним профессиям. Обучение по индивидуальным учебным планам

Необходимо обучение рабочих  вторым профессиям по типовым учебным  планам

Не предъявляют требований к квалификации

Обучение рабочих вторым профессиям не обязательно (вариант  встречается редко и может  быть связан со сменой условий труда  на более благоприятные)

Обучение рабочих вторым профессиям не обязательно


Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих основной профессии  на производственно-экономических  курсах.

Срок освоения второй профессии  минимального уровня не должен превышать 3-х месяцев, при этом не допускается  сокращение специального курса охраны труда. После освоения второй профессии  рабочий продолжает работать по старой или основной профессии, нередко  переключаясь на полученную вторую. 

2. Краткая характеристика  деятельности предприятия

2.1 Описание предприятия

Нижнетагильский металлургический комбинат (ОАО «ЕВРАЗ НТМК», предприятие  «Евраз Груп») находится на Среднем  Урале, в городе Нижнем Тагиле - в  самом сердце Уральских гор, на границе  Европы и Азии.

В настоящее время в  состав НТМК входят горнорудное, агломерационное, коксохимическое, огнеупорное, доменное, сталеплавильное, прокатное, кислородное  производства.

На комбинате работает единственный в России и СНГ универсально-балочный стан по выпуску широкополочных балок  и колонных профилей с высотой  профиля от 150 до 1000 мм. Мощность стана  — 1,5 млн т/год.

Предприятие производит ванадиевый чугун, ванадиевый шлак, поставляемый на импорт (в основном в Англию, где  используется как сырьё для извлечения ванадия). Выпускается металлопрокат  для железнодорожного транспорта —  в частности, все основные профили  для вагоностроения, в том числе  рельса и колеса (колесобандажный  и рельсобалочный цеха). Комбинат поставляет заготовки для трубопрокатного  производства и конструкционный  металлопрокат для машиностроения.

В начале 2008 года предприятие  освоило выпуск новых марок стали, которые могут использоваться в  производстве труб большого диаметра для магистральных газопроводов.

Основная рудная база завода — Гусевогорское месторождение (город Качканар).

 

 

2.2 Финансовое положение

Финансовое состояние  предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.

Между развитием производства и состоянием финансов существует и  прямая, и обратная зависимость.

Финансовое состояние  хозяйствующей единицы находится  в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет  его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается.

Чем выше темпы роста производства на предприятии, тем выше выручка от реализации продукции, а, следовательно, и прибыль.

Прибыль — это разница  между выручкой от реализации и текущими затратами.

Рентабельность — это отношение прибыли к текущим затратам.

Прибыль и рентабельность — два взаимодополняющих показателя, которые комплексно оценивают финансовое состояние предприятия.

Другие индикаторы финансового  состояния предприятия - показатели имущества, оборотных средств, платежей, расчетов.

Финансовые трудности  предприятия возникают в связи  с отсутствием средств, недоступностью кредитов, сокращением сроков их предоставления.

Соотношение темпов производства и финансового состояния предприятия

Выручка от реализации продукции  формирует прибыль, которая является основным показателем финансового  состояния предприятия. Прибыль  — финансовый критерий эффективности  функционирования отдельных предприятий. Если предприятие убыточно, т. е. выручка  от реализации продукции не покрывает  текущих затрат, то отсутствие в  ее хозяйственной деятельности такого показателя, как прибыль, означает, что финансовое состояние предприятия  плохое и требует конструктивных изменений.

Прибыль — не универсальный  показатель финансового состояния  хозяйствующей единицы. Для более  комплексной оценки финансового  состояния предприятия применяется  показатель доли прибыли в текущих  затратах, т. е. рентабельность. Прибыль  и рентабельность в комплексе  дают достаточную картину финансового  состояния предприятия. Другие дополняющие  показатели: оценка имущества, оборотных  средств, платежей расчетов.

Финансовые трудности  предприятий возникают не только в связи с отсутствием средств  на стадии расчетов, но и из-за трудностей сбыта, ведущих к затовариванию (неликвидность  реализуемой продукции) и омертвлению  крупных сумм оборотных средств.

Состояние платежей и расчетов в реальном секторе экономики  характеризуется такими показателями, как общая задолженность предприятий, кредиторская задолженность, дебиторская  задолженность, их соотношение, просроченная задолженность предприятий по банковским кредитам; неплатежи в бюджет; взаимные неплатежи предприятий.

2.3 Планы и задачи предприятия

На Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК), одном из самых  крупных металлургических предприятий  России, создана система динамического  планирования производства. Уникальный по сложности задачи эксперимент (именно эксперимент, поскольку никто до конца не был уверен в правильности выбранных решений) успешно завершен.

Анализ внутреннего потенциала предприятия.

Все факторы макросреды достаточно влияют на развитие фирмы. Сейчас в  значительной степени влияние оказывают  политические, социальные и технологические  факторы. Сейчас, за счет правительственных  программ, предприятие имеет возможность  значительно увеличить объемы своих  продаж, увеличить информированность  о производимой аппаратуре на целевом  сегменте рынка.

При этом аппаратура на торгах занимает все более выгодные позиции  не только в связи с высоким  качеством, но и значимой выгодой  в цене. Теперь основной работой  предприятия стало донесение  информации о производимой технике  до конечного потребителя путем  проведения всевозможных показов, презентаций, конференций, выставок. За рубежом же одной из основных проблем стало  получение сертификатов соответствия предлагаемой продукции. Этим по большей  мере и занимается высшее руководство  вместе с управляющим персоналом.

Для выявления сильных  и слабых сторон внутренней среды  предприятия проведем анализ внутренней среды.

 

Таблица 2-Анализ внутренней среды

Информация о работе Теоретические основы разработки технологии обучения персонала