Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:11, курсовая работа
Лишь только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Росло количество крупных фирм, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
Введение........................................................................................4
Теоретические основы принятия управленческих
решений..........................................................................................7
1.1. Характеристика процесса принятия решений в системе управления.....................................................................................8
1.2. Условия, влияющие на процесс принятия решений.........11
Понятие и сущность управленческих решений.....................................................................................13
2.1. Факторы необходимые при принятии и разработки
управленческих решений ............................................13
2.2. Классификация управленческих решений.......................23
2.3. Методы принятия решений и информационное
обеспечение управленческих решений...............................25
Характерные особенности управленческого решения........30
3.1. Особенности коллективного решения..............................32
3.2. Особенности реализации управленческого решения.......34
3.3. Анализ существующей системы принятия решений в организации.................................................................................37
Заключение..................................................................................40
Список используемой литературы............................................42
Содержание
Введение......................
решений.......................
1.1. Характеристика процесса
принятия решений в системе
управления....................
1.2. Условия, влияющие на
процесс принятия решений......
2.1. Факторы необходимые при принятии и разработки
управленческих решений ..............................
2.2. Классификация управленческих
решений.......................
2.3. Методы принятия решений и информационное
обеспечение управленческих
решений.......................
3.1. Особенности коллективного решения.......................
3.2. Особенности реализации
управленческого решения.......
3.3. Анализ существующей системы принятия решений
в организации...................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Приложение
4
ВВЕДЕНИЕ
Проблема принятия и реализации решений является одной из
основополагающих в менеджменте. Актуальность данной проблемы очевидна. Принятие решений является важнейшей
функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. За последние 20 лет дважды Нобелевская
премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию
общепринятой концепции принятия решений – в 1978 году Герберту Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 году Джеймсу Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя.На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Лишь только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Росло количество крупных фирм, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Проблемы выбора
5
рационального управленческого решения в уникальных ситуациях, характерных для административной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда интересовали многих специалистов и исследователей.
Принятие решений - это одна из главных ролей менеджера. Менеджеры любого уровня вовлечены в процесс принятия решений для самих себя, для подчиненных, для организации. Менеджеру в любой момент может понадобиться согласовать дату поставки товара, подобрать людей для выполнения работ, разобраться с заявлением на отпуск своего подчиненного, определить приоритеты в своих делах, наметить повестку дня для совещания, выделить и рационально распределить ресурсы - эти и другие решения приходится принимать ему ежечасно, ежедневно. От качества принятия этих решений зависит эффективность его работы как руководителя. Принятие одних решений требует от него предпринимательских способностей, при принятии других он выступает в качестве блюстителя порядка, или распределителя ресурсов. Решения могут приниматься менеджерами единолично или совместно с другими людьми, то есть коллективно.
Принятие решения - центральное звено в работе менеджера. Каждая управленческая функция связана с несколькими жизненно важными решениями, требующими претворения их в жизнь.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Процесс принятия решений в организации во многом схож с принятием решений в обычной жизни. В управлении принятие решений -- более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается в основном на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и для других работников. Управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации.
Хорошее управление сегодня непременно требует от руководителей стратегического мышления и умения формировать, разрабатывать стратегию и, главное, успешно реализовывать ее.
6
Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться со всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.
Проблемы принятия и реализации управленческих решений в своё время исследовали такие известные специалисты и ученые, как Г. Форд, А. Файоль, М. Мескон, Д. Борман, В.В. Гончаров, И. Герчикова, В. Атаманчук, А.Г. Иваненко и многие другие.
Цель данной курсовой работы: изучение процесса принятия и реализации управленческих решений.
Задачи рассмотренные в данной работе:
1) Определение сущности и
2) Рассмотрение основных видов
управленческих решений и
3) Характеристика основных
4) Определение критериев
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения и приложения
7
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений
Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности». Так же он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». В управление, таким образом, можно рассматривать как взаимосвязанные процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.
Функции принятия решений в методологии процесса управления многообразны и связаны, прежде всего, с решениями: по производству, маркетингу, менеджменту, планированию, организации, мотивации, контролю, распределению власти, разрешению конфликтов и др.
Процесс разработки управленческих решений связывает основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Функции принятия управленческих решений стали предметом самостоятельного исследования с возникновением современной науки об управлении, то есть в начале XX века. В этот период завершилось формирование организаций современного типа. Их отличие от организаций старого типа заключается в беспрецедентном росте количества руководителей высшего и среднего звена; наделение каждого руководителя профессиональными обязанностями по принятию управленческих решений в соответствии с полномочиями; наличием специалистов, не являющихся руководителями, которым делегированы полномочия по принятию управленческих решений; коллективность и рациональность разработки управленческого решения.
Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений как научной дисциплины считаются 40-е годы двадцатого века.
Во второй половине XX столетия в результате переосмысления системы методов принятия управленческих решений возникли такие научные дисциплины как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и другие, включающие в себя теорию принятия решений. В научных трудах рассматриваются два определения теории принятия управленческих решений: узкое и расширенное.
В узком определении принятие управленческого решения рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов наилучшего "рационального" решения.
В расширенном плане принятие управленческого решения понимается как весь процесс управления.
Функции принятия решений в методологии процесса управления многообразны и связаны, прежде всего, с решениями: по производству, маркетингу, менеджменту, планированию, организации, мотивации, контролю, распределению власти, разрешению конфликтов и др.
8
1.1. Характеристика процесса принятия решений в системе управления
Принятие решений, также как и обмен информацией — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понимать природу и сущность решений.
Понимание характера управленческих решений зависит, прежде всего, от точки зрения на место и роль процесса принятия решений в системе менеджмента. С позиций системного анализа процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития.
Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл.
Это показывает, что всякое управление реализует определенную последовательность трех основных этапов:
1.Определение состояния управляемого объекта, идентификация проблемы;
2.Разработка и принятие решения;
3.Реализация решения.
На первый взгляд управленческие решения ничем не отличаются от решений принимаемых в повседневной жизни, но это не так.
Главные отличия управленческих решений:
1) Цели. Субъект управления, индивид или группа, принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей, а в целях решения проблем.
2)Масштаб и последствия.
Частный выбор индивида
9
собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей.
Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет. А решение о повышении цен или тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приводит к росту темпов инфляции в стране.
Информация о работе Теоретические основы принятия управленческих решений