Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа
елью данной работы является рассмотрение этапов процесса консультирования в условиях клиентной организации.
В зависимости от содержания и уровня сложности ситуации, в которой оказалось предприятие Клиента, Консультанта приглашают для решения трех типов проблем:
- для исправления создавшейся ситуации на предприятии (задача на исправление)
- для улучшения существующей ситуации (задача на усовершенствование)
- для формирования совершенно новой ситуации (задача на создание).
Введение…………………………………………………………………….
1. Диагноз проблемы клиента………………………………………….
1.1. Диагностика проблемы клиента и выработка
концептуальной основы диагноза………………………………….
1.2. Выявление и анализ необходимых фактических данных.
Обратная связь с клиентом………..………………………………...
2. Планирование действий и внедрение изменений………………….
2.1. Планирование действий ……………………………..……….
2.2. Внедрение изменений………………….……………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………….…………...
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Технология управленческого и психологического консультирования»
Тема: Технология управленческой консультационной деятельности в условиях клиентной организации.
Содержание
Введение………………………………………………………… 1. Диагноз проблемы клиента…………………………………………. 1.1. Диагностика проблемы клиента и выработка концептуальной основы диагноза…………………………………. 1.2. Выявление и анализ необходимых фактических данных. Обратная связь с клиентом……….. 2. Планирование действий и внедрение изменений…………………. 2.1. Планирование действий ……………………………..………. 2.2. Внедрение изменений………………….…………………….. Заключение…………………………………………………… Список литературы………………………………… |
3 5
6
12 22 22 28 32 34 |
Введение
Динамика современного рынка
требует от бизнеса получения
высоких результатов в сжатые
сроки, эффективных инноваций, профессионально
разработанных и внедренных изменений.
Но, инновации требуют
Актуальность данной темы в том, что сотрудники каждой компании имеют опыт решения широкого круга задач, но не всегда обладают информацией, достаточной для разработки и внедрения инновационных решений. Команда каждой компании формировалась под решение определенных задач. Инновации требуют либо увеличения штата, либо спешного приобретения сотрудниками новых квалификаций, зачастую в ущерб основным обязанностям, поэтому в процессе деятельности фирмы возникает множество проблем, существенную помощь в решении которых может оказать управленческое консультирование.
В настоящее время консультанту очень важно знать, как эффективно действовать на всех этапах процесса консультирования. Процесс консультирования состоит из следующих этапов:
- подготовка к консультированию;
- диагноз проблемы клиента;
- планирование действий;
- внедрение изменение;
- завершение консультационных услуг.
Целью данной работы является рассмотрение этапов процесса консультирования в условиях клиентной организации.
В зависимости от содержания и уровня сложности ситуации, в которой оказалось предприятие Клиента, Консультанта приглашают для решения трех типов проблем:
- для исправления создавшейся ситуации на предприятии (задача на исправление)
- для улучшения существующей ситуации (задача на усовершенствование)
- для формирования совершенно новой ситуации (задача на создание).
Во всех трех случаях взаимодействие
Клиента и Консультанта начинается
с того, что какое-то условие, какая-то
ситуация или какие-то показатели деятельности
предприятия признаются Клиентом и
Консультантом
Управленческое
В настоящее время консультанту очень важно знать, как эффективно действовать на всех этапах процесса консультирования. Процесс консультирования состоит из следующих этапов:
1) подготовка к консультированию;
2) диагноз проблемы клиента;
3) планирование действий;
4) внедрение изменение;
5) завершение консультационных услуг.
Подготовка является начальным этапом любого процесса консультирования. На этом этапе консультант и клиент встречаются, пытаются узнать как можно больше друг о Друге, обсудить и определить проблему, из-за которой был вызван консультант, и на этой основе договориться об объеме задания и выбранном подходе. Результаты первых контактов, обсуждений, исследований и опытов планирования отражаются в контракте на консультирование, подпись на котором считается завершением этого первоначального этапа.
Основа успешного выполнения заданий - установить взаимное доверие и взаимопонимание, добиться полного согласия в отношении «правил игры» и оптимизма в начале выполнения задания. Деятельность по установлению первоначальных контактов касается новых заданий и новых клиентов. Если консультант возвращается в знакомую организацию для повторной работы, начальный этап упрощается.
выработка концептуальной основы диагноза
Диагноз проблемы клиента - второй этап процесса консультирования, но первый истинно операционный этап. Его первая цель - изучить проблему, стоящую перед клиентом, детально и глубоко, выявить факторы и силы, влияющие на данную проблему, и подготовить всю необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы. Вторая цель - тщательно изучить важные аспекты взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации клиента, а также определить, насколько клиент способен осуществлять изменения и эффективно решать проблемы.
В принципе, диагноз проблемы не включает работу по ее решению. Это будет сделано на следующем этапе планирования действий. Диагноз может привести к заключению, что проблему нельзя решить или ее решение не оправдывает затрачиваемых усилий. Успех консультирования закладывается на этапе диагностики, где предстоит проделать, пожалуй, самое главное - поставить диагноз «заболевания» предприятия. Овладеть искусством диагностики не просто и по силам специалисту, понимающему и разбирающемуся в сложнейшем социальном организме предприятия, овладевшему современными диагностическими методиками. Кроме консультанта таким человеком, как представляется, может стать сам первый руководитель организации-клиента, которого предстоит научить это делать лучше, чем он это делал до настоящего времени.
В основе диагностики лежит научный анализ на базе предварительной информации о клиентской организации. Предварительный характер информации предполагает, что на протяжении всего процесса управленческого консультирования консультант будет дополнительно получать информацию по всем аспектам деятельности предприятия и корректировать свои действия. Качество информации обеспечивает качество анализа, а качество диагноза, в свою очередь, зависит от качества анализа.
Предметом диагностики предприятия являются проблемы, потому что хозяйственная деятельность с момента рождения предприятия представляет собой перманентный процесс решения проблем. Любая проблема, обнаруживая разрыв между желаемым и действительным, воспринимается как «боль», что способствовало использованию в управленческом консультировании медицинского термина «диагностика». Умело проведенный анализ проблем повышает качество результата на выходе такой консалтинговой процедуры, как диагностика.
В процессе управленческого консультирования используются разнообразные виды диагностики - предварительная и перманентная, активная и пассивная, общая и элементарная.
На этапе диагностики
важно определить исходное состояние
системы управления предприятия
наиболее рациональным образом: сугубо
индивидуальным для каждого и
с учетом определенной степени искажения
полученной информации, так как она
зависит от уровня организованности
системы, способности ее к самоанализу
и самооценке, фона отношений и
ценностей организации и
В условиях динамичного развития российской экономики фактор времени становится определяющим. С учетом этого значительно возрастает роль экспресс-диагностики, что вынуждает консультантов по управлению искать новые формы ее проведения. Одной из таких форм диагностики, хорошо проявившей себя в последние годы, является экспресс-диагностика в виде деловой игры. Сопоставив содержание обычной диагностики и экспресс-диагностики в форме деловой игры можно увидеть существенные преимущества активной диагностики (табл. 1).
Этап диагностики, как
правило, выявляет различие позиций
и взглядов на ту или иную организационную
проблему у сотрудников предприятия.
На данном этапе, на предприятии может
быть, впервые оформляются
Таблица 1 - Отличия обычной диагностики от экспресс-диагностики в управленческом консультировании.
Этапы обычной диагностики |
Этапы экспресс-диагностики в форме деловой игры |
Сбор и обработка |
Групповая работа с «микрофоном по кругу», опросы, тесты, анкеты, дискуссии в группах (2-3 ч) |
Принятие решения о
развитии консультирования - обсуждение
результатов у первого |
Межгрупповая дискуссия с активным участием ведущих менеджеров и специалистов, выводы и рекомендации (1,5-2,0 ч) |
Сбор дополнительной информации, декомпозиция, анализ, прогноз последствий (1 -2 дня) |
Проблематизация в рабочих группах, подготовка докладов, анализ и ранжирование проблем (3-4 ч) |
Построение дерева проблем (1 день) |
Структурирование ложных и истинных проблем, выбор генеральной проблемы (4 ч) |
Целеполагание, ранжирование, построение дерева целей (1 день) |
Построение дерева проблем, дерева целей по группам и межгрупповая дискуссия (4-6 ч) |
Разработка программы
действий на следующем этапе |
Разработка программы
действий на следующем этапе |
Вся диагностическая работа проходит в четыре стадии:
- первая - выработка концептуальной основы диагноза, т.е. определение структуры проблемы и принятие решения о сборе необходимых фактических данных;
- вторая - выявление необходимых фактических данных;
- третья - анализ фактов;
- четвертая - установление обратной связи с клиентом (включая составление отчета на основе диагноза).
План задания, подготовленный после предварительного диагноза проблемы, дает общие направления и основной график действий на этапе диагностики. Однако до начала детальных исследований могут потребоваться пересмотр и корректировка. Между окончанием ознакомления и началом диагностики иногда проходит несколько месяцев. Нужно увериться, что предварительный диагноз проблемы все еще остается правильным и может служить основой для дальнейшей работы.
Начинать диагностическую работу нужно, с разработки ясной концептуальной стратегии. Широкие и дорогостоящие исследования без такой основы - рискованное занятие. В любой организации консультант сталкивается с массой проблем различного характера: техническими и человеческими, явными и скрытыми, крупными и мелкими, реальными и потенциальными. Он будет слышать множество критических мнений о том, какая из них основная и что с ней делать. При диагностировании постоянно существует риск принять неправильное решение под влиянием высказываемых взглядов, собрать интересные, но ненужные факты, упуская существенную информацию и игнорируя некоторые важные аспекты сложной проблемы.
Прежде всего консультант должен: установить факты, доказать, проверить и обосновать их во время постановки диагноза; предусмотреть, какой будет конечный результат, на основании которого задание сможет перейти в следующую стадию. Это включает определение проблемы и ее причин, других существенных связей, возможностей клиента разрешить проблему, возможных направлений дальнейших действий.
Имеются три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. У них, однако, есть одна общая характеристика - в каждом случае имеются различия между тем, что происходит в действительности, и тем, что должно происходить. Это различие определяет проблему, с которой должен иметь дело консультант. Проблема может быть определена с помощью пяти основных характеристик:
- сущность или содержание;
- организационное и физическое местонахождение;
- «владение» проблемой;
- абсолютная и относительная величина;