Технология и методы анализа среды организации на примере СПК "Кировский"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить внутренние и внешние факторы, две основные фазы развития организации, рассмотреть уровни самосохранения.
Задачами курсовой работы является рассмотрение среды организации, выявление сильных и слабых сторон, а также анализ проблем и пути решения данных проблем.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Технология и методы анализа среды организации……………………5
Понятие и сущность среды организации…………………………………5
Роль и значение анализа среды организации в стратегическом процессе…………………………………………………………………...6
Методы анализа среды организации……………………………………10
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды организации на примере СПК «КИРОВСКИЙ»……………….16
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика СПК «КИРОВСКИЙ» ………………………………………………………16
2.2. Миссия и анализ построения дерева целей предприятия………………18
2.3.Анализ внешней среды предприятия…………………………………….20
2.4.Анализ внутренней среды предприятия……………………………………21
Глава 3.Предложения по усовершенствованию концепции управления персоналом на предприятии…………………………….27
3.1. Проблемы управления персоналом на предприятии СПК «Кировский»…………………………………………………………………….27
3.2. Совершенствование использования организационно-экономических принципов управления…………………..28
3.3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий……………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая стр.мен..docx

— 115.46 Кб (Скачать)

а) Как  размещены инвестиции?

б) Как  организация разместила полученные на развитие деньги?

в) Как  много средств вложено в предприятия с высоким риском, в валюту и т.д.?

г) Насколько  эффективно текущее использование  финансовых ресурсов как основы для  запланированных изменений?

3. Операционная  деятельность и производительность. Выяснить, насколько эффективна  организация в предоставлении  своих услуг относительно времени,  точности, стоимости и трудозатрат.

4. Технология. Оценить текущую эффективность  и потенциал для дальнейшего  снижения стоимости в результате  инвестиций в новые технологии.

5. Управление  и штат. Оценить, как распределяются  усилия в отношении глобальных  целей; удостовериться, что есть  достаточное число менеджеров  с высокой квалификацией и  опытом, полезным или потенциально  доступным для достижения поставленных  задач, что они настроены на  эти задачи и могут использовать  руководство для стимулирования  персонала.

6. Организация.  Оценить, помогает или мешает  структура в выполнении задач,  и увидеть, облегчают ли они  связь.

7. Информация. Решить, полезна ли соответствующая  информация, когда и где она  необходима человеку, нуждающемуся  в ней; оценить ухудшение выполнения  работы из-за плохого или запоздалого  получения информации.

8. Система  обслуживания клиентов. Оценить:

- как  много времени оно занимает;

- во  сколько оно обходится;

- каков  потенциал для его совершенствования.

Анализ  внутренней среды организации, сопоставление  ее сильных и слабых сторон и, как  результат, – принятие эффективных  управленческих решений - поможет ей успешно функционировать на конкурентном рынке [6].

    Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

    С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса: Где сейчас находится организация? Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем? Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство в дальнейшем?[15]

      Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, чем обеспечивает себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. На них так также претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Всегда существует угроза, что организация не получит нужные ресурсы из внешней среды, что ослабит её потенциал и приведёт ко многим негативным последствиям.

    Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволит ей поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей и этим давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе[13].

    Чтобы определить стратегию поведения организации и привести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим менеджментом в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении целей[9].

1.3.Методы анализа среды организации

    Для успешного выживания в  долгосрочной перспективе, организация  должна уметь прогнозировать  то, какие трудности могут возникнуть  на её пути в будущем, и  то, какие новые возможности могут  открыться для неё. Поэтому  стратегическое управление, изучая  внешнюю среду, концентрирует  внимание на выяснении того, какие  возможности и какие угрозы  таит в себе внешняя среда[11].

    Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

    SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

Определить  основное направление развития предприятия (его миссию);

Взвесить  силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться  в указанном направлении и  каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение  стратегических целей предприятия).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности  и угрозы[16].

Для этого  составляется матрица SWOT (рис.2.).

                             Таблица 1. Матрица SWOT-анализа. 
 
 

    S Сильные стороны
             W Слабые стороны
        

          О Возможности

 
              Т Угрозы

 

  Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

    Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п. [13]

    Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

    Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

    Тенденции в политике, экономике, обществе и техническом прогрессе, имеющие существенное значение для стратегии организации, изучаются на основе специального метода, называемого в литературе PEST-анализом (PEST – это аббревиатура четырех английских слов – политика, экономика, общество (социум) и технология).

    PEST-анализ- это инструмент стратегического анализа дальнейшей внешней среды (факторов косвенного воздействия). На его основе изучаются в динамике политические, экономические, социально-культурные технологические аспекты и их влияние на организацию в будущем. При этом необходимо иметь ввиду, что для каждой конкретной организации существуют свои ключевые факторы косвенного воздействия, которые в наибольшей мере оказывают влияние на ее бизнес.

PEST - Анализ  не является общим для всех  организаций, так как для каждой  из них существует свой особый  набор ключевых факторов. Рассмотрим этот вид анализа в таблице 2.

                                      Таблица 2 . PEST – Анализ. 

Политика

1

2

Экономика

1

2

Социум

1

2

Технология

1

2


 

  Следующий вид анализа, о котором стоит упомянуть – это SNW-анализ.

SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

    В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S»[14].

    Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

    Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к -5 (очень отрицательное). Воздействие фактора - от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

    Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

    После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах[3].

    Анализ среды — это очень  важный для выработки стратегии  организации и очень сложный  процесс, требующий внимательного  отслеживания происходящих в  среде процессов, оценки факторов  и установления связи между  факторами и теми сильными  и слабыми сторонами организации,  а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней  среде. Очевидно, что, не зная  среды, организация не сможет  существовать. Однако она не плывет  в окружении как лодка, не  имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы  обеспечить себе успешное продвижение  к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ внешней  и внутренней среды  организации на примере СПК «Кировский»

2.1. Краткая  организационно-экономическая характеристика  СПК «КИРОВСКИЙ»

    СПК «Кировский» находится в  городе Ипатово Ипатовского района. На весь мир он известен как производитель прекрасного зерна и лучшей в мире шерсти. Земли района издавна славятся своими высокими урожаями.

    СПК «Кировский» был организован  в 1928г. С течением времени  менял свои названия. В 1991г.  предприятие называлось Колхоз  «им. Кирова», а уже с 1994г.  название сменилось на СПК  «Кировский». Организация имеет  самостоятельный баланс, свой фирменный  бланк, печать с полным наименованием  на государственном и русском  языках, необходимые штампы, действует  на   принципах хозяйственного  расчета.

Информация о работе Технология и методы анализа среды организации на примере СПК "Кировский"