Театр как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:52, реферат

Краткое описание

Начиная со второй половины 80-х годов театр, оказался в принципиально новых условиях социально-психологического и межкультурного взаимодействия. Сформировалось новое коммуникативное пространство, театр вступает в область взаимодействия с новыми социальными группами, с новыми идеологическими и художественными сообществами, осваивает новые зрелищные технологии, вступает в новую социально-эстетическую реальность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕАТР КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТЕАТРА
1.2 ЦЕЛЬ И ВИДЫ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРА
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕАТРЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
1.4 КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ТЕАТРА
1.5 МЕНЕДЖМЕНТ ГАСТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.6. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ВЫЖИВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

театр как объект управления.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

 

 

Введение

 

Тема контрольной работы "Театр как объект управления".

Начиная со второй половины 80-х годов театр, оказался в принципиально новых условиях социально-психологического и межкультурного взаимодействия. Сформировалось новое коммуникативное пространство, театр вступает в область взаимодействия с новыми социальными группами, с новыми идеологическими и художественными сообществами, осваивает новые зрелищные технологии, вступает в новую социально-эстетическую реальность. Здесь крайне важно определить место театра в складывающемся социально-политическом, идеологическом, культурном и, наконец, экономическом ландшафте, осмыслить отношения с обществом и его институтами. Начиная с 1985 года, количество театров увеличилось на 50% (их было примерно 320 в 1985 г., на сегодняшний день в России примерно 600 государственных театров, не считая муниципальных). 1

Целью контрольной работы является изучение театра как объекта управления

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие и виды театра, цели и виды основной деятельности театра.
  2. Раскрыть особенности финансирования театра, кадровый менеджмент, гастрольный менеджмент.

Объектом контрольной работы является арт-менеджмент.

Предметом - театр.

Теоретическую базу для написания контрольной работы составили материалы таких авторов, как Бореев Ю.Б., Даламян Г., Гунина Г.Б. и др.

 

1. Театр как объект управления

1.1 Понятие и виды театра

 

Специфичность театров (в России в настоящее время насчитывается около 580 профессиональных театров), в основном реализующих услуги зрителям по показу спектаклей, состоит в том, что показ спектакля проводится непосредственно во время его проведения. Таким образом, театр - это организация, оказывающая определенные культурные услуги и требующая постоянного функционирования при условии определенной ритмичности работы. 2 Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Театр - "внутренний синтез эпохи". Театр - особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров. 3

Драматический театр - самый распространённый и популярный вид театра. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).

Оперный театр - театр, где основным видом музыкально-театрального искусства является опера. Музыкальный театр - театр, который включает в себя различные музыкальные жанры - мюзикл, оперу, оперетту, музыкальную комедию, балет и другое.

Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.

В русском театре кукол прославился театр Петрушки.

Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол имени С.В. Образцова (Москва).

Народный театр -

1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи);

2) непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в конце 1960-х - 80-х годов) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.

3) профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).

1.2 Цель и виды основной деятельности театра

 

Целью деятельности театра является развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. 4

Основными видами деятельности театра являются:

  • создание и показ театральных постановок, других произведений театрального искусства на основной сцене (сценах), гастролях и выездах, организация фестивалей, конкурсов, смотров, реализация билетов на указанные мероприятия;
  • подготовка театральных постановок, концертов на основе договоров с юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных ими сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, съемок на кино-, видео - и иные материальные носители при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;
  • организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
  • проведение стажировок работников творческих театральных профессий ведущими мастерами и деятелями театра;
  • предоставление организациям на основе договоров постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;
  • изготовление по заказам юридических и физических лиц предметов художественного оформления театральных постановок, концертов, представлений;
  • предоставление своих сценических площадок другим театрам для проведения гастрольных и выездных мероприятий, совместных театральных проектов и программ;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра, при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;
  • прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, пастижерных и иных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих товаров и услуг.

 

1.3 Законодательство о театре и финансирование

 

Законодательство Российской Федерации о театре и театральной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре и состоит из Федерального закона "О театре и театральной деятельности в РФ", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная политика в области театра и театральной деятельности основывается на принципах:

  • неотчуждаемости и принадлежности каждому гражданину Российской Федерации прав и свобод в области театрального творчества и приобщения к искусству театра;
  • признания уникальности таланта и ответственности государства за создание условий для его реализации и востребованности;
  • самостоятельности театров и театральных организаций, их права на государственную поддержку;
  • взаимодействия отечественного и мирового театров.

Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Объемы финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров из соответствующих бюджетов, включая средства на выполнение театрами отдельных заказов органов государственной власти и органов местного самоуправления, определяются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основе договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации между театром и уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Доходы созданных в форме учреждения государственных и муниципальных некоммерческих театров, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в полном объеме используются этими театрами в качестве источника финансирования их уставной деятельности.

Средства, поступившие из других источников, не уменьшают объемы бюджетного финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров.

Не использованные в отчетном периоде финансовые средства не могут быть изъяты у государственных и муниципальных некоммерческих театров или зачтены учредителями (собственниками) в объеме финансирования следующего года.

Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров, созданных в форме некоммерческой компании, производится из средств соответствующих бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов или на условиях долевого финансирования этих расходов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Юридические и физические лица, являющиеся наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления учредителями государственных и муниципальных некоммерческих театров, осуществляют финансирование их деятельности в порядке и размерах, предусмотренных учредительными договорами. 5

театр менеджмент гастрольный управление

 

1.4 Кадровый менеджмент театра

 

Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый "театральный организм", суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.

"Театральный организм" состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является "участниками" театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого "коллектива единомышленников", как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.

Очевидная разновидность "театрального организма" сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.

Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет".

Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".

Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-зрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии. 6

Директор. Творческую организацию возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании устава организации текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и иные сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы, указания и распоряжения.

В некоторых театральных и концертных организациях должность директора совмещена с должностью художественного руководителя.

Художественный руководитель. Определяет художественные принципы работы организации, непосредственно или через руководителей художественных коллективов осуществляет творческое руководство артистическим и художественным персоналом организации по созданию новых постановок, концертных программ и номеров, формирует составы трупп и постановочных групп, является режиссером основных постановок. Через филармонический и лекторский отделы руководит организацией филармонических концертов, концертов-лекций и концертов для детей, формированием абонементов.

Заместитель директора. Заместитель директора по творческой работе через оперативный отдел либо импрессарскую службу руководит организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.

Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.

Типовых штатов театрально - антрепризных и концертных организаций нет ни в государственной, ни тем более в негосударственной системах Численность работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.

В силу своей специфики театрально - концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.

1.5 Менеджмент гастрольной деятельности

 

Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.

Информация о работе Театр как объект управления