Сущность, свойства управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:42, реферат

Краткое описание

Понятие управленческого решения. Под решением понимается выбор альтернативы. Управленческим решением является выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления. Управленческое решение - это, прежде всего, творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Сущность.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

· соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; 

· квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; 

· готовности управляемой  системы к исполнению принятых решений.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям 

Для того чтобы  быть эффективным, т.е. достигать некоторых  поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований: 

· единство целей - непротиворечивость решения ранее  поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей; 

· научная обоснованность и правомочность - аргументированность  и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер. Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить: 1) применение к разработке решения научных подходов менеджмента; 2) изучение влияния экономических законов на эффективность решения; 3) применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения. 

· ясность формулировок - ориентация на конкретного исполнителя; 

· краткость  формулировок принятого решения - выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем; 

· гибкость - существование  алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения; 

· своевременность  и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения; 

· объективность - менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое  положение дел при разработке вариантов решений. Для этого  необходимо: 1) получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения; 2) обеспечить сопоставимость вариантов решений; 3) обеспечить многовариантность решений; 4) достичь правовой обоснованности принимаемого решения; 

· возможность  верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной; 

· автоматизация  процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений - использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность; 

· ответственность  и мотивация при принятии качественного  и эффективного решения; 

· наличие механизма  реализации - содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений. 

Кроме того, чтобы  быть качественным, управляющее решение  должно быть устойчивым в эффективности  к возможным ошибкам в определении  исходных данных и гибким - предусматривав изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделаю! эффективное управленческое решение неэффективным.

5. Анализ внешней  среды и ее влияние на реализацию  УР

Особенности элементов  ближнего окружения компании

Рассмотрим более  подробно описание и параметры наиболее существенных элементов внешней  среды - ближнего окружения.

1. Клиенты - это  лица, пользующиеся услугами компании

или покупающие у нее непосредственно или  через

других лиц  какую-либо ее продукцию. Для потенциальных  клиентов компании обычно формируют  рекламные материалы. Основные параметры  данного элемента:

· уровень неудовлетворенности  потребностей и интересов населения;

· уровень платежеспособности населения;

· состояние  спроса-предложения.

2. Контролирующие  организации представляют налоговые,  административные, санитарные и  другие инспекции; пенсионные, медицинские,  социальные и другие фонды;  различные комиссии. Основные параметры этого элемента:

· уровень их правовой и информационной поддержки;

· уровень их административной поддержки.

3. Партнеры по  бизнесу - это участники какой-либо  совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:

· уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и  производству продукции;

· уровень организационных связей партнеров;

· уровень финансовых связей партнеров;

· платежеспособность партнеров.

4. Финансово-кредитные  учреждения - организации, непосредственно  участвующие в финансовом цикле  компании, например, выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные другие операции. Основные параметры данного элемента: бы рота и качество обслуживания, уровень надежности, банковские резервы, объем услуг.

5. Заинтересованные  внешние физические и юридические  лица - лица, заинтересованные в процветании  компании исходя своих личных интересов. К ним относятся члены семей работников компании; держатели ее ценных бумаг; пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании; вышестоящие материнские и другие компании. Основные параметры данного элемента:

· уровень притязаний групп населения;

· степень развитости фондовых рынков ценных бумаг;

· характер традиций помощи социально незащищенным слоям  населения;

· общий уровень  экономического благосостояния населения.

6. Конкуренты - обязательный  элемент рыноч-

ой экономики. Основные параметры данного элемента:

· уровень эластичности выпускаемой продукции;

· уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами;

· характер текущего и перспективного спроса;

· соотношение отечественных и зарубежных конкурирующих компаний.

7. Общественность  формирует в сознании населения  отношение к компании и ее  продукции. Ключевые параметры  данного элемента:

· главные цели и задачи профсоюзного движения;

· политические платформы наиболее влиятельных партий;

· отношение  общественности к качеству выпускаемой  компанией продукции;

· уровень влияния  общественных движений на сознание групп  населения.

8. Законодательная  база в соответствующей области  деятельности. В качестве основных  параметров данного элемента можно выделить:

· частоту изменения  законодательной базы;

· уровень доступности  законодательной базы для пользователей;

· степень охвата законодательной базой правового  пространства;

· объем контроля за выполнением законодательной  базы.

Особенности элементов  дальнего окружения компании

1. Система ценностей  и их приоритеты в обществе. К системе ценностей относятся  материальные, общественно-политические  и духовные ценности. Каждое общество  формирует свое представление  о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Набор представлений может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Вместе с тем существуют и общечеловеческие ценности: нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальная ответственность. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными ценностями систему ценностей своей компании.

2. Обычаи местного  и международного делового оборота  - на

бор общепринятых норм цивилизованных отношений между

участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются

законодательными  актами. К основным параметрам данного

элемента относят:

· масштаб обычаев  делового оборота;

· значение, придаваемое  в обществе обычаям делового оборота;

· статистика соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании; ответственность за нарушение обычаев делового оборота.

3. Политическая  обстановка в стране и мире  определяется деятельностью органов  государственной власти и государственного

управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партий, общественных классов и группировок. Основные параметры данного элемента:

· уровень доверия  населения органам государственной  власти;

· вовлеченность  населения в реализацию главных программ государственной власти;

· количество активных партий и общественных движений;

· степень интеграции страны с мировым сообществом.

4. Экономическая  обстановка в отрасли, стране  и мире определяется организацией, структурой и состоянием хозяйственной деятельности отрасли, страны, мирового региона. К основным параметрам данного элемента можно отнести:

· уровень стабильности экономической обстановки;

· продолжительность  цикла спада-подъема;

· уровень инфляции;

· степень привлекательности  для инвесторов.

5. Социальная  и экологическая ответственность  - новый элемент в системе внешней  среды. Характеризует гуманитарную  ответственность компаний и отдельных  людей за отрицательные последствия  реализованных управленческих решений,  т.е. за ущерб, причиненный людям или природе. Важные параметры социальной и экологической ответственности:

· широта ответственности, определяющая диапазон функций производства и управления, по которым компания

· или руководитель берут на себя социальную или экологическую  ответственность;

· временной  интервал ответственности, который  характеризуется как период устойчивого  внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной  интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания;

· придаваемое  значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании; вовлеченность персонала  в реализацию социальных и экологических  целей компании. Возможны два основных варианта реализации социальных и экологических целей: формирование отдельных коллективов в составе компании для их профессионального выполнения; участие всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время для их выполнения.

6. Налоговая  система характеризуется следующими  основными параметрами:

· количество налогов;

· уровень налогообложения;

· характер стимулирования производства продукции;

· уровень организации  сбора налогов.

7. Институциональные  структуры состоят из обслуживающих

компанию организаций, например, страховые, финансовые организации, фонды, биржи, посреднические организации, суды, охранные фирмы и др. К основным параметрам институциональных структур относятся:

· степень удовлетворения потребностей компаний в дополнительных услугах;

· доступность  услуг для пользователей.

Информация о работе Сущность, свойства управленческих решений