Сущность и функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении четырех взаимосвязанных функций в процессе управления (менеджмент): планирование, организация, мотивация и контроль.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава1. Планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Стратегическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . 4
Реализация стратегического плана . . . . . . . . . . . 7
Оценка стратегического плана . . . . . . . . . . . . . . . 8
Среднесрочное планирование. . . . . . . . . . . . . . . 9
Текущее планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. Организация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 12
Организация взаимодействия и полномочия . . 12
Построение организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 3. Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Мотивационный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Теории мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 4. Контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Процесс контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Поведенческие аспекты контроля . . . . . . . . . . . . . 30
Характеристики эффективного контроля . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Сущность и функции менеджмента.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 

Теория  мотивации Дэвида Мак Клелланда.

 

       С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления  значительная роль в теориях мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Автором одной из таких теорий является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии  сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать  умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь убеждать окружающих  в его правильности.                                        

.                                                                                                           

Теория  мотивации Фредерика  Герцберга.

 

          Эта  теория появилась в  связи с растущей необходимостью  выяснить  влияние материальных  и  нематериальных  факторов  на  мотивацию человека.                                                         

         Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признания со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

        Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как видно, соответствуют   физиологическим  потребностям,. потребности  в безопасности  и уверенности в будущем. 

                                                                      

        Таким  образом,  содержательные  теории   мотивации  базируются  на  исследовании  потребностей  и  выявлении факторов, определяющих  поведение людей. 

 

Второй  подход  к  мотивации  базируется  на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий  работников и выборе  определенного вида  поведения для достижения конкретных целей.  К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В.  Вруму, теория  справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

                     

Теория  ожиданий В. Врума.

 

      Согласно теории ожиданий не  только  потребность  является  необходимым  условием мотивации  человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

      Процессуальные  теории  ожидания  устанавливают,  что поведение сотрудников определяется поведением:

  • руководителя,  который  при  определенных  условиях  стимулирует работу сотрудника;                                   
  • сотрудника,  который  уверен,  что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;                        
  • сотрудника  и  руководителя,  допускающих, что  при определенном  улучшении  качества  работы  ему  будет  выдано определенное вознаграждение;                                      
  • сотрудника,  который  сопоставляет   размер  вознаграждения  с суммой,  которая необходима  ему для  удовлетворения определенной потребности. 13                                      

Сказанное  означает,  что  в теории  ожидания подчеркивается необходимость в преобладании   повышения качества  труда и уверенности в том,  что это будет отмечено  руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.         

       

Теория  справедливости.

 

         Согласно этой  теории эффективность мотивации оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружении.                                                                                                 

         Сотрудник  оценивает  свой  размер поощрения по сравнению   с  поощрениями других сотрудников.  При  этом  он  учитывает   условия в  которых  работают  он  и  другие сотрудники. Например  один работает на новом оборудовании, а  другой-  на старом , у одного было одно качества заготовок,  а другого  - другое. Или например  руководитель  не   обеспечивает  сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и.т.д.                                         

 
 

Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.

 

          Эта теория построена на сочетании  элементов теории ожиданий и  теории справедливости. Суть ее  в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.                    

       Л. Портер и Э. Лоулер  ввели три  переменные, которые  влияют  на  размер  вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе  труда. Элементы  теории ожидания  здесь проявляются в том, что работник  оценивает вознаграждение  в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение  будет  адекватно  затраченным  им  усилиям. Элементы теории  справедливости  проявляются  в  том,  что люди  имеют  собственное  суждение по  поводу правильности  или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками  и  соответственно  и  степень  удовлетворения.

 

        Контроль.

 

       Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.14

       Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

       Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

       Контроль  есть элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных  структур, ни мотивацию нельзя рассматривать  полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они  являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

       Предварительный контроль обычно реализуется в форме  определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

       Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы  в организациях имеют разомкнутую  обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

 

       Процесс контроля.

 

       В процессе контроля есть три четко  различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

       Первый  этап процесса контроля - это установка  стандартов, т.е. конкретных, поддающихся  измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

       На  втором этапе сравнения показателей  функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

       Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.15

       Такими  действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.

 

       Поведенческие аспекты контроля.

 

       Люди  являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

       Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает  сильное и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно  делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.

       К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс  контроля может быть использован  для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

       Контроль  часто оказывает сильное влияние  на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать  поведение работников ориентированным  на них, т.е. люди будут стремиться к  удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.

       Проблем, возникающих вследствие воздействия  системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

 

       Характеристики  эффективного контроля.

 

       Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

       Контроль  является эффективным, если он имеет  стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Информация о работе Сущность и функции менеджмента