Сущность и функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:28, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении четырех взаимосвязанных функций в процессе управления (менеджмент): планирование, организация, мотивация и контроль.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава1. Планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Стратегическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . 4
Реализация стратегического плана . . . . . . . . . . . 7
Оценка стратегического плана . . . . . . . . . . . . . . . 8
Среднесрочное планирование. . . . . . . . . . . . . . . 9
Текущее планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. Организация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 12
Организация взаимодействия и полномочия . . 12
Построение организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 3. Мотивация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Мотивационный процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Теории мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Глава 4. Контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Процесс контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Поведенческие аспекты контроля . . . . . . . . . . . . . 30
Характеристики эффективного контроля . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список литературы . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Сущность и функции менеджмента.doc

— 153.50 Кб (Скачать)
align="justify">          Поскольку чисто функциональные  структуры оказались не слишком  эффективными, крупные организации  перешли к использованию дивизиональных  структур. Основными типами такой структуры являются структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.

          Преимущества вышеуказанных структур управления состоят в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базирующемся на компетентности, и в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функционирование организации. Потенциальные негативные воздействия, оказываемые такими структурами на функционирование организации, состоят в жесткой заданности поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или высокотехнологичной продукцией.

        Некоторые проблемы могут быть  решены при введении органических  или адаптивных структур. Основные типы адаптивных структур - это проектная организация, матричная организация и конгломераты.

       В проектной и матричной организации  происходит наложение специально  созданных, временных целевых  структур на постоянную структуру организации. Происходящее при этом наложение полномочий иной раз приводит к борьбе за власть, конформизму при выработке групповых решений и чрезмерным затратам.

        Конгломераты состоят из основной  фирмы и дочерних компаний, рассматриваемых  в качестве отдельных экономических центров. Основная, матричная фирма покупает и продает дочернии фирмы в соответствии со своей стратегией роста.

        Многие крупные организации используют  сложную составную структуру,  состоящую из структур различных  типов.

         В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения. Потенциальные преимущества такой схемы заключаются в улучшении взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней (т. е. по вертикали), повышении эффективности процесса принятия решений, усилении мотивации деятельности руководителей, улучшении подготовки руководителей разных уровней. Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружение организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, а также быстро меняющейся технологией. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организации и ее сложности.

          Если изменения в окружающей  среде происходят сравнительно  медленно, а организация относительно  невелика, то для нее может  оказаться предпочтительной централизованная структура управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.

           Для того, чтобы использовать преимущества специализации нужна эффективная интеграция организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения совещаний.

 

Мотивация.

 

       В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понимается  как совокупность движущих сил,  побуждающих человека к осуществлению  определенных действий. Эти силы  находятся вне и внутри человека  и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая  во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение  мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.10                                                

      Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей,  но в то же  время имеет определенное  индивидуальное  проявление  у  каждого   человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует,  она дает  о себе  знать и  “требует” своего

устранения. 11

       Мотив  -  это то, что вызывает определенные  действия человека. Мотив  находится “внутри”  человека,  имеет  “персональный”  характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к  человеку  факторов,  а  также  от  действия других,  возникающих параллельно  с  ним  мотивов. Мотив  не только  побуждает человека  к действию, но и определяет,  что надо  сделать и  как будет  осуществлено это  действие. Мотивы поддаются осознанию- человек может воздействовать на  свои  мотивы,  приглушая  их  действие  или   даже  устраняя их  из своей мотивационной совокупности.                                    

 Поведение   человека  обычно  определяется  не  одним  мотивом, а   их совокупностью,  в  которой   мотивы  могут  находиться   в  определенном отношении   друг  к  другу  по  степени   их  воздействия   на  поведение человека, поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа   осуществления им   определенных  действий12..                                                                                           

        Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и  основу управления человеком..

         В зависимости от того что  преследует мотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования.

       Первый тип состоит в том. что путем внешних воздействий на человека   вызываются   к   действию  определенные   мотивы,  которые побуждают человека  осуществлять  определенные   действия,  приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату.

        Второй  тип  мотивирования своей основной  задачей имеет формирование   определенной   мотивационной   структуры   человека.  В этом  случае основное внимание  обращается на  то, чтобы  развить и усилить  желательные  для  субъекта  мотивирования  мотивы  действии человека,  и наоборот,  ослабить те  мотивы, которые  мешают эффективном  управлению  человеком.

 

Мотивационный процесс.

 

         Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть  представлена в  виде  шести  следующих одна за  другой стадии.                                           

        Первая  стадия  - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что  ему чего-то не хватает. Проявляется она  в конкретное  время и  начинает “требовать” от  человека, чтобы  он нашел возможность и предпринял какие- то шаги  для ее  устранения (удовлетворения).

       Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.   

Раз потребность  возникла и создает проблемы для  человека, то он начинает искать возможности  устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость  что-то сделать, что-то предпринять.     

        Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:                         

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;                     
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;                     
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;                          
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.                                                                 

        Четвертая   стадия   -   осуществление    действия.   На    этой   стадии человек затрачивает усилия  для   того,  чтобы   осуществить действия, которые   в   конечном   счете   должны   предоставить   ему возможность получения чего-то,   чтобы устранить   потребность..                                    

          Пятая    стадия    -    получение    вознаграждения    за   осуществление действия.   Проделав  определенную   работу,  человек   либо  непосредственно  получает  то,  что  он  может  использовать  для  устранения  потребности,  либо  то,  что  он  может  обменять  на  желаемый  для  него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.                                               

          Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от  степени снятия  напряжения, вызываемого  потребностью, а  также от того,  называет устранение  потребности  ослабление  или  усиление мотивации деятельности, человек  либо прекращает  деятельность до возникновения новой потребности,  либо продолжает  искать возможности   и   осуществлять   действия  по   устранению  потребности.

 

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных  теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

 

Теории  мотивации.

 

       Существуют два подхода к изучению  теорий мотивации.

Первый  подход  основывается  на  исследовании содержательной  стороны  теории  мотивации.  Такие  теории  базируются  на изучении  потребностей  человека,  которые  и  являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого  подхода можно отнести   американских  психологов  Абрахама  Маслоу,  Фредерика Герцберга и Дэвида  Мак    Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.

                  

 
 

Теория  мотивации  по  А.  Маслоу.

 

       Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей  Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более ранняя теория. Ее  сторонники, в  том числе   и Абрахам  Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека.

       В  основе же  поведения лежат   потре6ности человека, которые можно  разделить на пять групп:                   

  • физиологические   потребности;
  • потребности  в  безопасности;
  • социальные  потребности; 
  • потребности   в  уважении;
  • потребность самовыражения;
 

Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

        Смысл такого иерархического  построения заключается в   том, что в поведении человека  более определяющим является  удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, потребностей более высоких уровней.       

Информация о работе Сущность и функции менеджмента