Стратегия ресурсосбережения на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить стратегию ресурсосбережения для предприятия ООО «Ронто».
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены ряд задач:
1. изучить теоретические основы по исследуемой проблеме;
2. рассмотреть стратегии ресурсосбережения и система показателей ресурсоемкости производства;
3. провести анализ использования ресурсов на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ 3
1.1 Стратегии ресурсосбережения и система показателей ресурсоемкости товара и производства 3
1.2 Анализ эффективности использования ресурсов 10
1.3 Факторы ресурсосбережения 12
1.4 Выбор стратегии ресурсосбережения 14
2.ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ООО «РОНТО» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ронто» 16
2.2 Определение обеспеченности предприятия ООО «Ронто» трудовыми ресурсами 22
2.3 Анализ эффективности использования материальных ресурсов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Л0529.doc

— 351.00 Кб (Скачать)


Стратегия ресурсосбережении на предприятии (название организации, фирмы)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Определение стратегии ресурсосбережения

1.1  Стратегии ресурсосбережения  и система показателей   ресурсоемкости товара и производства

1.2 Анализ эффективности использования ресурсов

1.3 Факторы ресурсосбережения

1.4 Выбор стратегии ресурсосбережения

2.Исследование существующей практики ресурсосбережения на ООО «Ронто»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ронто»

2.2 Определение обеспеченности предприятия ООО «Ронто» трудовыми ресурсами

2.3 Анализ эффективности использования материальных ресурсов

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время.

Существует масса причин заставляющих предприятие заниматься изучением ресурсов. Причины, обуславливающую эту необходимость, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на следующие виды: улучшение финансовых показателей, повышение уровня производства, наращивание объемов производственной деятельности. Степень проводимых изменений в области ресурсов различна. Так, если речь идет об увеличении существующих объемов производства, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и какие элементы ресурсов необходимо при этом увеличить. Задача осложняется, если речь идет о повышении эффективности использования ресурсов, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность изменения состояния предприятия, доступность дополнительных объемов ресурсов, возможность освоения новых методик, соответствие существующих форм отчетности новым требованиям.

Цель курсовой работы – определить стратегию ресурсосбережения для предприятия ООО «Ронто».

Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены ряд задач:

1.        изучить теоретические основы по исследуемой проблеме;

2.        рассмотреть стратегии ресурсосбережения  и система показателей ресурсоемкости производства;

3.        провести анализ использования ресурсов на предприятии.


1. Определение стратегии ресурсосбережения

1.1  Стратегии ресурсосбережения  и система показателей   ресурсоемкости товара и производства

 

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, фак­торов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта кон­кретного товара при условии обеспечения безопасности страны, эко­системы, регионов, фирм, человека.

Выделим следующие принципы ресурсосбережения в рамках страны:

1)                 совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ре­сурсов;

2)                 повышение коэффициентов извлечения из недр полезных иско­паемых;

3)                 увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

4)                 анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цик­ла объектов;

5)                 развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;

6)                 применение научных подходов менеджмента при разработке про­блем ресурсосбережения.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптировать­ся к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические спо­собы, организационные и другие методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономи­ческих и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения долж­на разрабатываться на длительную перспективу на основе рассмот­ренных выше принципов. Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть:[6]

1) упрощение кинематической схемы (структуры, прин­ципа действия) товара;

2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;

3) совершенствование технологичности кон­струкции товара;

4) организационно-техническое развитие производ­ства;

5) расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эф­фективнее) конкретный вид ресурса;

6) реализация факторов ресур­сосбережения.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента состоят в своевременном обеспечении потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества, улучшении использования ресурсов (повышение производительности труда, фондоотдачи, сокра­щение длительности производственных циклов, обеспечение ритмич­ности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, по­лное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций).

Различают следующие виды ресурсов:[4]

   ресурс внешней среды системы;

   трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специали­сты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

   материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетиче­ские ресурсы, запасные части);

   основные производственные фонды — здания и сооружения, пере­даточные устройства, силовые машины, технологическое обору­дование, транспортные средства, средства автоматизации управ­ления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

   финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и др.;

   информационные ресурсы;

   организационные ресурсы;

   совокупные ресурсы — сумма перечисленных видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяются объемом его конкретного вида, структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и срока­ми поставок. Процесс движения ресурсов включает:

   формирование ресурсов, т. е. привлечение их для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для произ­водства товаров, выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд, непроизводственных нужд;

   для капитального строительства — на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконст­рукцию;

   использование ресурсов по одному из перечисленных направ­лений;

   восстановление ресурсов;

   утилизацию или списание ресурсов.

Направления улучшения использования ресурсов могут быть разнообразными:

        применение к процессам движения ресурсов совокупности науч­ных подходов и принципов менеджмента;

        оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнози­рования, факторного, функционально-стоимостного анализа, балансовых методов, сетевых моделей и других методов;

        совершенствование конструкции товара;

        совершенствование технологии путем применения лазерных, элек­трофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плаз­менных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

        применение материалов с заранее заданными свойствами;

        типизация технологий путем унификации элементов конструк­ций, технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

        совершенствование управления ресурсами;

        применение оптимальных для данных условий методов обеспе­чения ресурсами;

        стимулирование улучшения использования ресурсов.

Существуют различные способы обеспечения ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи, аукционы, конкурсы; собствен­ное производство; спонсорство и др.

Уровень развития общества определяется эффективностью исполь­зования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособно­сти. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразде­ляются на:[7]

   абсолютные;

   структурные;

   относительные;

   удельные.

Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и анализироваться как в стратегическом, так и в производственном менедж­менте.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся по­казатели по стадиям жизненного цикла:[2]

   затраты на маркетинг (на единицу товара);

   затраты на НИОКР (на единицу товара);

   затраты на организационно-технологическую подготовку произ­водства нового товара;

   затраты на производство товара;

   затраты на подготовку товара к функционированию;

   затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

   затраты на восстановление (ремонт) товара;

   затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара или за весь его жизнен­ный цикл:

   структура затрат по стадиям жизненного цикла товара (в %);

   сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизне­нного цикла товара);

   комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

   топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат);

   заработная плата персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

   амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или технологические потери ресурса.

Удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показа­тели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного ви­да или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет найти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако оконча­тельное решение может быть принято только по комплексному пока­зателю ресурсоемкости либо его обратному значению — эффективно­сти товара.

Кроме этих подходов при анализе следует руководствоваться таки­ми принципами, как многовариантность расчетов, единство анализа и синтеза, специализация аналитиков по направлениям и объектам ана­лиза, автоматизация процессов формирования банка исходных дан­ных и самого анализа, стимулирование высоких результатов и каче­ства работы.

Эффективность деятельности фирмы выражается через экономи­ческие и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый ин­вестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инвестиционного проекта, профессионализма специалистов и менед­жеров и других факторов. Подробнее этот вопрос излагается в учеб­ных курсах «Экономика предприятия», «Финансовый менеджмент» и др. Ниже приводим некоторые предложения автора, не претенду­ющие на полноту.

К системе показателей эффективности предъявляются следующие требования:[4, C. 38]

1)                 показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

2)                 показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности фирмы;

3)                 показатели должны опираться на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

Информация о работе Стратегия ресурсосбережения на предприятии