Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1.Понятие и признаки градообразующего предприятия 6
1.2. Особенности управления градообразующим предприятием 9
1.3. Специфика формирования стратегии градообразующего предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЕКТОР” 24
2.1. Характеристика градообразующего предприятия и анализ показателей эффективности 24
2.2. Стратегия развития градообразующего предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.Стратегический менеджмент.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

     Проведенные мероприятия.

     При Министерстве регионального развития Российской Федерации создана Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового  рынка на социально-экономическое  развитие монопрофильных городов в  субъектах Российской Федерации.

     В текущем году из федерального бюджета  предоставлены бюджетные кредиты  бюджетам Кемеровской, Свердловской и  Челябинской областей, имеющих большую  концентрацию монопрофильных городов, на общую сумму 6,9 млрд. рублей. Принято  решение о предоставлении бюджетного кредита бюджету Ленинградской  области в сумме 300 млн. рублей для  оказания поддержки монопофильному городу Пикалёво.

     В соответствии с распоряжением Правительства  Российской Федерации предоставлена  дополнительная финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации  в виде дотаций на поддержку мер  по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  в общей сумме 72,7 млрд. рублей. Из них бюджетам Республик Карелия, Коми, Кемеровской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской  областей предоставлены дотации  в общей сумме 13,4 млрд. рублей. В  соответствии с протоколом заседания  рабочей группы по совершенствованию  межбюджетных отношений в Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 43, органам  исполнительной власти вышеперечисленных  субъектов Российской Федерации  рекомендовано включить в антикризисные  планы за счет предоставляемых из федерального бюджета дотаций дополнительные мероприятия, направленные на решение проблем монопрофильных муниципальных образований, расположенных на их территориях.

     Кроме того, проектом федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации  бюджетных кредитов на реализацию мероприятий  по поддержке монопрофильных муниципальных  образований до 10 млрд.рублей.

1.3. Специфика  формирования стратегии градобразующего  предприятия

     Необходимо  подчеркнуть особую роль градообразующих  предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия  обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты  социально-культурной сферы, жилищно-коммунального  хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. В Налоговом  кодексе указывается на то, что  в состав градообразующих организаций  могут входить социально значимые для субъекта объекты, в котором  расположены эти организации.

     Факторы и причины кризисов социально-экономических  систем, которым подвержены и организации, разделяют на внутренние и внешние  в зависимости от того, где эти  факторы зародились и проявляют  себя. Внешняя среда оказывает  сильное воздействие на возникновение  и усиление или, наоборот, на ослабление и блокирование кризисных явлений  отдельных организаций. В периоды  общих трудностей обостряются те проблемы организаций, которые в  благополучные времена могут  себя не проявлять или компенсироваться наличием внешних положительных  возможностей. Причины кризисов - совокупность факторов, приводящих к острым противоречиям, их можно сгруппировать по уровням  принимаемых управленческих решений: причины стратегического, тактического и оперативного (текущего) характера.

     Анализ  динамики показателей финансового  состояния крупных и средних  организаций России показал, что  первичными факторами кризисов отечественных  организаций являются внутренние факторы, а мировой финансово-экономический  кризис подействовал в качестве катализатора, обострил все противоречия, в том  числе те, которые были законсервированы в период относительно благополучного развития.

     Ключевым  фактором возникновения неплатежеспособности, например, стала недооценка рисков развития организации при высокой  зависимости от заемных источников финансирования. Кроме того, причиной кризисных ситуаций стала выбранная  собственниками организации стратегия  экстенсивного развития, которая  не учитывала риски глубокой зависимости  от кредитных ресурсов. На протяжении 2006–2009 годов должник имел неудовлетворительную структуру баланса, которая характеризовалась  недостаточным уровнем самофинансирования и отсутствием собственных оборотных  средств. До тех пор пока росли  объемы производства и цены, должник  мог за счет операционной деятельности покрывать затраты на свое развитие и даже поддерживать различные инвестиционные проекты. В период кризиса в связи  с падением спроса должник остался  с пониженными доходами и с  непокрытыми обязательствами по взятым кредитам, что и вызвало  его банкротство. Дело в том, что  сами по себе факторы кризисов могут  и не спровоцировать полномасштабный  кризис, угрожающий жизнедеятельности  организации. Действие факторов может  быть скомпенсировано какими либо положительными явлениями.

     Основными ошибками тактического плана, которые  в наиболее острой степени проявили себя в период мирового финансового  кризиса, стали устаревшие технологии, физический и моральный износ  производственных мощностей, низкая эффективность  производства. Не проводились своевременная  модернизация, обновление используемых производственных мощностей и внедрение  современных технологий, а также  реорганизация системы управления и организационной структуры  под изменяющиеся задачи. В результате продукция градообразующих организаций имеет высокую себестоимость, низкие потребительные характеристики, является неконкурентоспособной по ценам, которые, в свою очередь, не обеспечивают минимального уровня рентабельности, необходимого для расширенного воспроизводства бизнеса.

     Оперативные ошибки и просчеты имеют системный  и сиюминутный характер. К системным  ошибкам менеджмента градообразующих  организаций относятся: неудачные  маркетинговые действия и действия в области проведения инвестиций; неоправданное сокращение или увеличение управленческих, коммерческих расходов, изменение численности персонала  и фонда оплаты труда. Попытки  менеджмента скрывать реальное положение  дел от собственников организаций, корректировка реальной финансовой (бухгалтерской) отчетности, неоправданное  желание приукрасить или, наоборот, очернить реальное финансово-экономическое  положение организации; разработка и утверждение нереальных программ деятельности и нереализуемых бизнес-планов.

     Следует особо выделить недостатки, связанные  с недооценкой необходимости  своевременного принятия антикризисных  мер и мер по финансовому оздоровлению. Отсутствие должного мониторинга финансовой ситуации, отслеживания поведения контрагентов организации; несвое-временность проведения профилактических мер и мер, упреждающих  опасные действия кредиторов, могут  привести к возбуждению дела о  банкротстве данной организации.

     С возникновением причин кризисов неразрывно связано понятие сопротивляемости системы. Любая социально-экономическая  система, включая и организации, обладает сопротивляемостью к негативным явлениям и факторам кризисов. В  частности, чем выше финансовые ресурсы  организации, тем легче заблокировать  факторы кризиса. Чем выше финансовая устойчивость организации, тем выше порог сопротивляемости, тем сильнее должны быть факторы кризиса, чтобы сформировать причину кризиса.

     Градообразующие организации монопрофильных городов  в большей степени подвержены влиянию кризисных факторов, так  как имеют определенные ограничения  в осуществлении своей деятельности.

     К основным особенностям ведения бизнеса в моногородах относятся:

     - ограниченная отраслевая направленность, использование определенного моноресурса;

     - зависимость от состояния отраслевых рынков;

     - удаленность от рынков сбыта;

     - сложные климатические условия;

     - высокая себестоимость продукции;

     - низкая конкурентоспособность продукции по ценам;

     - высокая доля ОАО среди градообразующих предприятий, зависимость от собственника;

     - конфликт интересов собственников (государственных, региональных и муниципальных органов власти, частного бизнеса), участников (учредителей, трудового коллектива) и населения города;

     - сложившаяся социальная ответственность предприятий;

     - многие градообразующие предприятия имеют статус стратегических с особыми условиями производства, реализации продукции, финансирования;

     - треть стратегических градообразующих предприятий монопрофильных городов составляют федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП);

     - часть градообразующих предприятий монопрофильных городов входит в перечень системообразующих организаций, утвержденный в 2008 г. правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, а также предприятий регионального значения;

     - затраты на охрану окружающей среды и экологичные технологии;

     другие  факторы, оказывающие существенное влияние на деятельность предприятий.

     Характерной чертой экономических стратегий градообразующих предприятий является их экстенсивное развитие, привлечение кредитных ресурсов для расширения бизнеса, относительно высокие показатели рентабельности до кризисного периода, что, однако, не обеспечило необходимого запаса финансовой устойчивости предприятий, привело к низким показателям автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности. Учитывая особую значимость рассматриваемых организаций для экономики России, государство может и должно быть эффективным контролером деятельности градообразующих предприятий в силу их экономической и социальной значимости. Мировой финансовый кризис и кризис российской экономики в значительной степени обострили проблемы моногородов и их градообразующих организаций.

     Главная задача в отношении большинства  предприятий заключается в том, чтобы сохранить производство, повысить уровень эффективности менеджмента  компаний. Для этого важно более  детально проанализировать деятельность предприятий, их значение для российской экономики, выделив имеющие возможности  восстановления платежеспособности, финансовой устойчивости и потенциал дальнейшего  развития; и финансово неблагополучные, в отношении которых целесо-образно  применить (или уже применяются) соответствующие процедуры банкротства  с целью замены собственника на более  эффективного, реструктуризации производства и других действий в соответствии с законом о банкротстве и обеспечения в конечном итоге эффективного функционирования бизнес-единицы либо ликвидации предприятия с выведением из реестра юридических лиц.

     Только  после рассмотрения всех особенностей отрасли, региона и предприятия  должны применяться соответствующие  методы государственного регулирования: финансовая поддержка, государственные  гарантии, субсидирование, реструктуризация налоговой задолженности, размещение государственного заказа, предоставление налоговых преференций и/или совершенствование тарифной политики, институциональные меры поддержки, а также проведение процедур банкротства. В ряде случаев целесообразна смена собственника с помощью процедур банкротства, проведение аукционов, конкурсов и т. д. Особое значение при этом имеет создание условий для принуждения собственников к сотрудничеству, развитию бизнеса, созданию новых производств. Не везде местные власти и бизнес борются с кризисом «в одной связке» [6].

     Устойчивое  социально-экономическое развитие моногородов России зависит от многих факторов. Необходимо найти точки  роста как в условиях кризиса, так и в посткризисном развитии экономики города. Для этого необходимо провести:

     - анализ реального финансово-экономиче-ского состояния и оценку возможностей, потенциала предприятий для восстановления и развития;

     - санация действующих в моногородах предприятий должна быть направлена на сохранение бизнеса, создание условий для его восстановления и развития ;

     - развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

     создание  полифункциональной экономики города, преодоление его монопрофильности; развитие перерабатывающих производств.

     - включение градообразующих предприятий в международные и внутренние пространственно-сбытовые цепочки;

     - развитие социальной и инженерной инфраструктуры города, где могут быть задействованы широкие слои населения;

     - санацию занятых: сохранение высококвалифицированных работников, создание «сквозных» профессий, высвобождение персонала низкой квалификации, последующее их перепрофилирование и занятость в других видах деятельности, досрочный выход на пенсию;

     - концентрацию ресурсов для реализации ключевых, наиболее эффективных с позиций города и региона инвестиционных проектов;

     - перераспределение издержек города и региона, частично за счет перераспределения налоговых ресурсов;

     - создание условий для реализации проектов, основанных на частно-государственном партнерстве.

Информация о работе Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи