Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1.Понятие и признаки градообразующего предприятия 6
1.2. Особенности управления градообразующим предприятием 9
1.3. Специфика формирования стратегии градообразующего предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЕКТОР” 24
2.1. Характеристика градообразующего предприятия и анализ показателей эффективности 24
2.2. Стратегия развития градообразующего предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.Стратегический менеджмент.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

     Социально-экономическая  среда моногородов формируется  непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и  качественные характеристики ее оказывают  значительное влияние на уровень  жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика муниципалитета и региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и  другие факторы формируют среду  функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным  образом зависит от деятельности градообразующих предприятий.

1.2. Особенности  управления градообразующим предприятием

     С формированием рыночной экономики, сменой собственников большинства  предприятий, существенным изменением внешней среды практически все  рассматриваемые организации и  соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени  усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики России в целом.

     Россию  вполне можно назвать не только «страной городов», но и «страной моногородов». В таких населенных пунктах –  городах и поселках городского типа – проживает, по разным оценкам, каждый четвертый-пятый россиянин. Моногородом, или монопрофильным городом, называют город на базе градообразующего предприятия. В настоящий момент моногорода едва преодолев затяжное кризисное состояние после реформ девяностых годов ХХ века, опять испытывают негативное влияние внешней среды.

     Несмотря  на общность социально-экономических  процессов, протекающих в моногородах, с процессами в других российских городах, такие специфические характеристики, как зависимость всех сфер жизнедеятельности  города от небольшого числа градообразующих  предприятий, узость сферы приложения труда, ограниченность возможностей заниматься сельским хозяйством, удаленность от крупных центров и некоторые  другие, значительно усугубляют кризис и затрудняют выход из него. Некоторые  исследователи даже полагают, что  монофункциональность уже несет в себе потенцию кризиса.

     Мировой финансовый кризис, затронувший Россию с середины 2008 года, существенно  изменил социально-экономическую  ситуацию в моногородах. Снижение спроса и стоимости экспортной продукции, сворачивание инвестиционных программ приводит к снижению прибыли градообразующих  предприятий и рентабельности производства. В первую очередь пострадали предприятия  черной и цветной металлургии, затем  топливно-энергетического сектора. Вслед за ними кризис затронул машиностроение и другие отрасли. Например, крупнейшие производители стали и проката  такие, как «Северсталь», «Магнитогорский  металлургический комбинат», «Металлоинвест», работают только вполовину имеющихся  мощностей. Для ряда компаний их деятельность перестает быть прибыльной, муниципалитеты моногородов из финансово-обеспеченных за короткий период превращаются в бюджетно-дефицитные.  
Эксперты отмечают, что моногорода страдают от мирового финансового кризиса в большей степени, чем города с полипрофильной экономикой. Когда экономика России находилась на стадии стабильного роста, отличия между моногородами имели существенные значения, т.к. каждый город во многом развивался по своему собственному сценарию. Но кризис уравнял их, у большинства моногородов сходная ситуация, генеральный тренд для всех одинаково негативен.

     Антикризисные программы градообразующих предприятий  направлены на тотальное сокращение издержек. Наиболее распространены следующие  меры:

     1) сокращение инвестиционных программ;

     2) сокращение расходов на персонал.

     Массовые  сокращения намечены на «Магнитогорском  металлургическом комбинате» (3 тысячи работников), «Первоуральском новотрубном  заводе» (2,7 тысяч), «Камазе» (1,5 тысячи). Сокращается в первую очередь  управленческий персонал, сотрудники финансовых служб, подразделений маркетинга, рекламы, охраны, неквалифицированные  работники. Более стабильным остается положение инженеров и рабочих  высокой квалификации, однако, исследователи  прогнозируют, что многие из них  будут вынуждены перейти на неполную занятость. 

     Исследование  Института региональной политики, посвященное  влиянию мирового финансового кризиса  на социально-экономическое развитие моногородов России, проведенное  в ноябре 2008 года, показывает, что  следующей антикризисной мерой  градообразующих предприятий в  скором времени станет сокращение расходов на социальные программы поддержки  моногородов . В первую очередь предприятия  начнут снижать или сокращать  расходы на праздничные мероприятия, подарки, затем на ремонт школ, больниц, домов культуры, спортивных учреждений. Возможно, предприятия будут неспособны дотировать поставщиков коммунальных услуг, что может привести к сбою работы жизненно-необходимых инфраструктур городов. 

     В результате применения перечисленных  антикризисных мер на градообразующих  предприятиях моногорода вновь сталкиваются с проблемой безработицы, ростом преступности, социальной напряженностью, перекладыванию администрацией и предприятиями  друг на друга ответственности за состояние объектов социальной инфраструктуры.

     Снижение  доходов и появление лишнего  свободного времени у уволенных  работников в сочетании с закрытием  спортивных секций и домов культуры будут способствовать развитию таких  социально опасных явлений как наркомания и алкоголизм.

     Таким образом, исследование Института проблем  региональной политики показало, что  вслед за экономическими проблемами на градообразующем предприятии, связанными с мировым финансовым кризисом, приходит множество социальных проблем.

     Таблица 1. «Типы моногородов в наибольшей степени страдающие от кризиса мировой  финансовой системы» 

Варианты  ответов Число экспертов Доля, %
Моногорода  обрабатывающей промышленности 41 55
Ресурсные моногорода 35 47
Все моногорода пострадают очень сильно 17 23
Наукограды 10 13
Моногорода  ВПК 6 8
Закрытые  города (ЗАТО) 2 3
Никакие моногорода не пострадают 1 1
Всего экспертов, ответивших на вопрос: 75 100

     В результате кризиса мировой финансовой системы в наибольшей степени  пострадают моногорода обрабатывающей и добывающей промышленности (см. таблицу 1).

     Причем  большинство экспертов (55%) считает, что в первую очередь пострадают моногорода обрабатывающей промышленности, в то время как доля экспертов, выделивших ресурсные моногорода в  качестве основной зоны риска, немного ниже (47%). Градообразующие предприятия моногородов данных типов в значительной степени пострадают от снижения спроса на продукцию. 

     Таблица 2. Факторы, которые могут усугубить  положение российских предприятий  в условиях кризиса мировой финансовой системы 

Факторы Число экспертов Доля, %
кредиты иностранных компаний 39 49
иностранные инвестиции в основной капитал (доля более 50%) 33 41
работа  с импортным сырьем 33 41
высокая доля экспорта в продажах продукции 27 34
состояние в международных холдингах 23 29
привлечение иностранной рабочей силы 14 18
иностранные инвестиции в основной капитал (доля до 50%) 12 15
дочерние  предприятия за рубежом 9 11
дочерние  предприятия иностранных компаний в городе 6 8
никакие 4 5
все перечисленные 2 3
Другое (эксперты вписали сами), 
в том числе:
4 5
отсутствие  отечественных инвестиций 1 1
недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий 1 1
роль  государства 1 1
ошибки  менеджмента 1 1
Всего экспертов, ответивших на вопрос: 80 100

     Государственная финансовая поддержка  для стабилизации ситуации в моногородах должна осуществляться по двум направлениям: поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства, решение проблемы занятости населения и поддержка бюджетов моногородов с целью сохранения необходимого уровня бюджетных услуг.

     а) Поддержка градообразующих предприятий.

     К региональным мерам государственной  поддержки градообразующих предприятий  в рамках действующего бюджетного законодательства и законодательства о налогах  и сборах Российской Федерации могут быть отнесены:

     1. Предоставление предприятиям субсидий  на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;

     2. Предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам предприятиям на территории моногородов;

     3. Предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.

     К федеральным мерам государственной  поддержки градообразующих предприятий  в рамках действующего бюджетного законодательства и законодательства о налогах  и сборах Российской Федерации могут быть отнесены:

     1. Предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов  по федеральным налогам предприятиям на территории моногородов;

     2. Предоставление предприятиям субсидий  на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;

     3. Предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.

     б) Поддержка бюджетов моногородов.

     К региональным мерам государственной  поддержки бюджетов моногородов могут быть отнесены:

     1. Предоставление возвратной и безвозвратной финансовой помощи  муниципальным образованиям, имеющим на территории моногорода (в случае, если под моногородом будет пониматься населенный пункт);

     2. Предоставление из региональных бюджетов субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, имеющих на территории моногорода (в случае, если под моногородом будет пониматься населенный пункт);

     3. Развитие государственно-частного партнерства в форме предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства;

     4. Предоставление дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов моногородов.

     К федеральным мерам государственной  поддержки бюджетов моногородов могут быть отнесены:

     1. Учет необходимости поддержки моногородов при выделении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и дотаций на сбалансированность региональных бюджетов (в соответствующих методиках, исходя из удельного веса населения «проблемных» моногородов в общей численности населения);

     2. Развитие государственно-частного партнерства, в частности реализация инвестиционных проектов регионального значения за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации;

     3. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства..

     Основные  мероприятия программ  по стабилизации ситуации в моногородах.

     В перечень мероприятий программ по стабилизации ситуации и развитию моногородов  могут быть включены мероприятия, направленные на:

     1. Поддержку рынка труда в моногородах (в частности переподготовка, подготовка  и  стажировка  кадров, повышение мобильности  населения  для решения проблем занятости, стимулирование переселения жителей проблемных городов в случае полной ликвидации градообразующих предприятий);

     2. Реструктуризацию, модернизацию, перепрофилирование предприятий;

     3. Поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях;

     4. Стимулирование развития городской инфраструктуры (осуществление мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья и капитального ремонта жилого фонда, реконструкция и модернизация инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло- и энергоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, выкуп и модернизация объектов тепло-, энерго- и водоснабжения у градообразующих предприятий).

Информация о работе Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи