Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:05, курсовая работа
Моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1.Понятие и признаки градообразующего предприятия 6
1.2. Особенности управления градообразующим предприятием 9
1.3. Специфика формирования стратегии градообразующего предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЕКТОР” 24
2.1. Характеристика градообразующего предприятия и анализ показателей эффективности 24
2.2. Стратегия развития градообразующего предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социально-экономическая
среда моногородов формируется
непосредственно
1.2. Особенности
управления градообразующим
С
формированием рыночной экономики,
сменой собственников большинства
предприятий, существенным изменением
внешней среды практически все
рассматриваемые организации и
соответствующие моногорода и их
население испытывают большие трудности,
которые в значительной степени
усугубились с развитием
Россию вполне можно назвать не только «страной городов», но и «страной моногородов». В таких населенных пунктах – городах и поселках городского типа – проживает, по разным оценкам, каждый четвертый-пятый россиянин. Моногородом, или монопрофильным городом, называют город на базе градообразующего предприятия. В настоящий момент моногорода едва преодолев затяжное кризисное состояние после реформ девяностых годов ХХ века, опять испытывают негативное влияние внешней среды.
Несмотря
на общность социально-экономических
процессов, протекающих в моногородах,
с процессами в других российских
городах, такие специфические
Мировой
финансовый кризис, затронувший Россию
с середины 2008 года, существенно
изменил социально-
Эксперты отмечают, что моногорода страдают
от мирового финансового кризиса в большей
степени, чем города с полипрофильной
экономикой. Когда экономика России находилась
на стадии стабильного роста, отличия
между моногородами имели существенные
значения, т.к. каждый город во многом развивался
по своему собственному сценарию. Но кризис
уравнял их, у большинства моногородов
сходная ситуация, генеральный тренд для
всех одинаково негативен.
Антикризисные
программы градообразующих
1) сокращение инвестиционных программ;
2)
сокращение расходов на
Массовые сокращения намечены на «Магнитогорском металлургическом комбинате» (3 тысячи работников), «Первоуральском новотрубном заводе» (2,7 тысяч), «Камазе» (1,5 тысячи). Сокращается в первую очередь управленческий персонал, сотрудники финансовых служб, подразделений маркетинга, рекламы, охраны, неквалифицированные работники. Более стабильным остается положение инженеров и рабочих высокой квалификации, однако, исследователи прогнозируют, что многие из них будут вынуждены перейти на неполную занятость.
Исследование
Института региональной политики, посвященное
влиянию мирового финансового кризиса
на социально-экономическое
В результате применения перечисленных антикризисных мер на градообразующих предприятиях моногорода вновь сталкиваются с проблемой безработицы, ростом преступности, социальной напряженностью, перекладыванию администрацией и предприятиями друг на друга ответственности за состояние объектов социальной инфраструктуры.
Снижение доходов и появление лишнего свободного времени у уволенных работников в сочетании с закрытием спортивных секций и домов культуры будут способствовать развитию таких социально опасных явлений как наркомания и алкоголизм.
Таким образом, исследование Института проблем региональной политики показало, что вслед за экономическими проблемами на градообразующем предприятии, связанными с мировым финансовым кризисом, приходит множество социальных проблем.
Таблица 1. «Типы моногородов в наибольшей степени страдающие от кризиса мировой финансовой системы»
Варианты ответов | Число экспертов | Доля, % |
Моногорода обрабатывающей промышленности | 41 | 55 |
Ресурсные моногорода | 35 | 47 |
Все моногорода пострадают очень сильно | 17 | 23 |
Наукограды | 10 | 13 |
Моногорода ВПК | 6 | 8 |
Закрытые города (ЗАТО) | 2 | 3 |
Никакие моногорода не пострадают | 1 | 1 |
Всего экспертов, ответивших на вопрос: | 75 | 100 |
В результате кризиса мировой финансовой системы в наибольшей степени пострадают моногорода обрабатывающей и добывающей промышленности (см. таблицу 1).
Причем большинство экспертов (55%) считает, что в первую очередь пострадают моногорода обрабатывающей промышленности, в то время как доля экспертов, выделивших ресурсные моногорода в качестве основной зоны риска, немного ниже (47%). Градообразующие предприятия моногородов данных типов в значительной степени пострадают от снижения спроса на продукцию.
Таблица 2. Факторы, которые могут усугубить положение российских предприятий в условиях кризиса мировой финансовой системы
Факторы | Число экспертов | Доля, % |
кредиты иностранных компаний | 39 | 49 |
иностранные инвестиции в основной капитал (доля более 50%) | 33 | 41 |
работа с импортным сырьем | 33 | 41 |
высокая доля экспорта в продажах продукции | 27 | 34 |
состояние в международных холдингах | 23 | 29 |
привлечение иностранной рабочей силы | 14 | 18 |
иностранные инвестиции в основной капитал (доля до 50%) | 12 | 15 |
дочерние предприятия за рубежом | 9 | 11 |
дочерние
предприятия иностранных |
6 | 8 |
никакие | 4 | 5 |
все перечисленные | 2 | 3 |
Другое (эксперты
вписали сами), в том числе: |
4 | 5 |
отсутствие отечественных инвестиций | 1 | 1 |
недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий | 1 | 1 |
роль государства | 1 | 1 |
ошибки менеджмента | 1 | 1 |
Всего экспертов, ответивших на вопрос: | 80 | 100 |
Государственная финансовая поддержка для стабилизации ситуации в моногородах должна осуществляться по двум направлениям: поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства, решение проблемы занятости населения и поддержка бюджетов моногородов с целью сохранения необходимого уровня бюджетных услуг.
а) Поддержка градообразующих предприятий.
К
региональным мерам государственной
поддержки градообразующих
1. Предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;
2. Предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам предприятиям на территории моногородов;
3. Предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.
К
федеральным мерам
1. Предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по федеральным налогам предприятиям на территории моногородов;
2. Предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;
3. Предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.
б) Поддержка бюджетов моногородов.
К региональным мерам государственной поддержки бюджетов моногородов могут быть отнесены:
1. Предоставление возвратной и безвозвратной финансовой помощи муниципальным образованиям, имеющим на территории моногорода (в случае, если под моногородом будет пониматься населенный пункт);
2. Предоставление из региональных бюджетов субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, имеющих на территории моногорода (в случае, если под моногородом будет пониматься населенный пункт);
3. Развитие государственно-частного партнерства в форме предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства;
4. Предоставление дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов моногородов.
К
федеральным мерам
1. Учет необходимости поддержки моногородов при выделении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и дотаций на сбалансированность региональных бюджетов (в соответствующих методиках, исходя из удельного веса населения «проблемных» моногородов в общей численности населения);
2. Развитие государственно-частного партнерства, в частности реализация инвестиционных проектов регионального значения за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации;
3. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства..
Основные мероприятия программ по стабилизации ситуации в моногородах.
В перечень мероприятий программ по стабилизации ситуации и развитию моногородов могут быть включены мероприятия, направленные на:
1. Поддержку рынка труда в моногородах (в частности переподготовка, подготовка и стажировка кадров, повышение мобильности населения для решения проблем занятости, стимулирование переселения жителей проблемных городов в случае полной ликвидации градообразующих предприятий);
2. Реструктуризацию, модернизацию, перепрофилирование предприятий;
3. Поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях;
4. Стимулирование развития городской инфраструктуры (осуществление мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья и капитального ремонта жилого фонда, реконструкция и модернизация инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло- и энергоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, выкуп и модернизация объектов тепло-, энерго- и водоснабжения у градообразующих предприятий).
Информация о работе Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи