Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1.Понятие и признаки градообразующего предприятия 6
1.2. Особенности управления градообразующим предприятием 9
1.3. Специфика формирования стратегии градообразующего предприятия 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЕКТОР” 24
2.1. Характеристика градообразующего предприятия и анализ показателей эффективности 24
2.2. Стратегия развития градообразующего предприятия 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.Стратегический менеджмент.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа по предмету “Стратегический менеджмент”

     Тема: “Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи”

 

     СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ                                                                                                     6

1.1.Понятие  и признаки градообразующего  предприятия                                  6

1.2. Особенности  управления градообразующим предприятием                       9

1.3. Специфика формирования стратегии градообразующего предприятия   18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЕКТОР”    24

2.1. Характеристика  градообразующего предприятия и  анализ показателей эффективности                                                                                                       24

2.2. Стратегия  развития градообразующего предприятия                                 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                              35

 

ВВЕДЕНИЕ

     Исторически сложилось, что в России индустриализация сопровождалась созданием городов, в основании которых лежит одно предприятие, один вид деятельности, то есть сформировались моногорода – города-заводы.

     Моногорода создавались по плану развития отрасли или группы отраслей директивно, в ряде случаев без учета вопросов территориального разделения труда и природно-климатических условий. Моногорода - наследие советской модели экономики, и можно сказать, что данный тип социально-экономических структур сыграл большую роль в развитии промышленности, освоении территорий СССР, позволил реализовать определенные общественно значимые функции народного хозяйства. Указанные особенности социалистического метода ведения хозяйства привели к тому, что в настоящее время в Российской Федерации из 1097 городов 460 относятся к моногородам, а из 1864 поселков городского типа монопрофильных – не менее 1200 (64,4%) [1, с. 30-34]. В таких населенных пунктах проживает свыше 16 млн человек, т. е. 24% всего городского населения страны. В монопрофильных городах до кризиса создавалось 40% ВВП российской экономики, вклад градообразующих предприятий в региональные и местные бюджеты часто превышал 50% [7].

     Моногорода  расположены практически во всех частях территории страны, но наибольшее их количество находится в Уральском  федеральном округе (более 61% от числа  всех городов, где проживает около 33% всего населения округа). География моногородов характеризуется привязкой к типам экономического развития территорий: агломерационному, сырьевому, промышленному. По структурным особенностям они подразделяются на: моногорода-спутники крупных полифункциональных городов, моногорода с одним градообразующим предприятием, моногорода с несколькими градообразующими предприятиями.

     В сырьевом поясе развития, занимающем северные и восточные территории Российской Федерации, расположена  большая часть моногородов, специализация  которых связана с первичной  обработкой сырья: Сургут, Нижневартовск  в Ханты-Мансийском автономном округе, Новый Уренгой в Ямало-Ненецком автономном округе, Усинск в Республике Коми и др. В сырьевом поясе расположены  государственные и частные предприятия: нефте- и газодобычи (ОАО «Газпром», НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР Холдинг); металлургии и угольной промышленности (холдинг «Интеррос», холдинг «Базовый элемент», «Евраз Групп С. А», «УГМК-Холдинг»).

     Традиционными территориями размещения моногородов  является промышленный пояс развития, включающий, в первую очередь, регионы  Урала (Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Верхняя Пышма  в Свердловской области, Миасс, Магнитогорск, Белорецк в Челябинской области) и юга Сибири (Междуреченск, Черногорск в Кемеровской области, Шелехов  в Иркутской области, Саяногорск в Республике Хакасия и др.). В  этом поясе расположены наименее благополучные в социальном отношении  моногорода металлургии и машиностроения, часто имеющие в качестве градообразующего всего одно крупное предприятие  и одновременно удаленные от полифункциональных городских центров.

     Специфика моногородов определяется различными характеристиками.

     Согласно  решению Межведомственной рабочей  группы по вопросам снижения негативного  воздействия финансового кризиса  на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах  РФ от 28.07.2009 г. были определены критерии, по которым населенный пункт можно отнести к монопрофильному:

     – во первых, доля крупнейшего предприятия  или нескольких предприятий одной  и той же отрасли либо группы взаимосвязанных  в технологическую цепочку предприятий, работающих на один и тот же рынок, превышает 25% численности занятых в данном населенном пункте;

     – во вторых, на долю этих предприятий  должно приходиться более 50% промышленного производства.

     Существуют  также дополнительные критерии отнесения  населенных пунктов к категории монопрофильных:

     – доля налогов и сборов, поступающих  в бюджет муниципального образования  от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих  в бюджет муниципального образования  от всех организаций и предприятий.

     На  основе указанных критериев можно  также определять градообразующие  организации, так как они являются основой, вокруг которой происходит формирование моногородов.

     Цель  данной работы: Рассмотреть особенности формирования стратегии градообразующего предприятия.

     Задачи  данной работы:

     - Рассмотреть понятие и признаки градообразующего предприятия;

     - Выявить особенности управления градообразующим предприятием;

     - Определить специфику формирования стратегии градобразующего предприятия;

     - Провести организационно-экономическую  характеристику деятельности градообразующего  предприятия на примере ОАО “Вектор”;

     - Разработать рекомендации к стратегии развития градообразующего предприятия на примере ОАО “Вектор”.

     Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1.Понятие  и признаки градообразующего  предприятия

     Согласно  решению Межведомственной рабочей  группы по вопросам снижения негативного  воздействия финансового кризиса  на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах  РФ от 28.07.2009 г. были определены критерии, по которым населенный пункт можно  отнести к монопрофильному:

     – во первых, доля крупнейшего предприятия  или нескольких предприятий одной  и той же отрасли либо группы взаимосвязанных  в технологическую цепочку предприятий, работающих на один и тот же рынок, превышает 25% численности занятых  в данном населенном пункте;

     – во вторых, на долю этих предприятий  должно приходиться более 50% промышленного производства.

     Существуют  также дополнительные критерии отнесения  населенных пунктов к категории  монопрофильных:

     – доля налогов и сборов, поступающих  в бюджет муниципального образования  от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих  в бюджет муниципального образования  от всех организаций и предприятий.

     На  основе указанных критериев можно  также определять градообразующие  организации, так как они являются основой, вокруг которой происходит формирование моногородов. Следует  отметить, что использование указанных  двух критериев достаточно для определения  статуса моногорода. Однако для характеристики моногородов данный подход не дает полной социально-экономической картины, не отражает особенностей экономического положения в конкретном моногороде или группе городов, имеющих схожие показатели, и, как следствие, не позволяет разработать адекватные меры реагирования.

     Главная особенность моногородов – их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки  технологически связанных предприятий), которое является градообразующим  и обуславливает социально-экономическое  развитие данного населенного пункта. Эта взаимосвязь выражается в  следующих характеристиках:

     - на данном предприятии работает до 25% от общего числа занятых в экономике города;

     - предприятие производит более 50% общегородского объема продукции;

     - оно имеет на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения города;

     - доля доходов, поступающих от предприятия в бюджет города, составляет свыше 20% его доходной части.

     При наличии хотя бы одного из перечисленных  признаков предприятие можно  считать градообразующим.

     Кроме того, для моногородов характерны:

     - низкая диверсификация видов деятельности и сферы занятости;

     - особые климатические условия, в большинстве случаев сложные для проживания и ведения сельского хозяйства;

     - отсутствие развитой инфраструктуры, обес-печивающей связь города с внешним миром.

     Необходимо  подчеркнуть особую роль градообразующих  предприятий, их высокую социальную ответственность: данные предприятия  обеспечивают занятость населения, формируют доходы большинства семей, имеют на своем балансе объекты  социально-культурной сферы, жилищно-коммунального  хозяйства и инженерной инфраструктуры, формируют бюджет города. Однако в  определении статуса «градообразующая организация» нет четкости и однозначности. Статус градообразующей организации в действующем российском законодательстве определяется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», где градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Согласно статье 275.1, абзацу 10 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, которые являются градо-образующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

     В Налоговом кодексе указывается  на то, что в состав градообразующих  организаций могут входить социально  значимые для субъекта объекты, в  котором расположены эти организации. Численность работников градообразующей  организации является неполным критерием, так как это изменяющийся показатель и он является важным только в момент принятия арбитражным судом определения  об открытии производства по делу о банкротстве.

     Определение градообразующих предприятий должно содержать количественные и качественные характеристики: численность работников составляет не менее 25% работающего  населения соответствующего населенного  пункта; имеют на балансе объекты  социально-культурной сферы, жилищно-коммунального  хозяйства и инженерной инфраструктуры; расположены в границах одного муниципального образования, администрация которого обязана оказывать поддержку  его развитию; обеспечивает формирование муниципального бюджета в размере не менее 20% доходной части.

     В настоящее время отсутствует  нормативно закрепленная классификация  градообразующих предприятий. Градообразующими могут быть как производственные (промышленные), так и непроизводственные (научно-исследовательские) предприятия. Особое значение в системе градообразующих  организаций имеют крупные промышленные корпорации (акционерные общества) — бизнес-группы с объемами продаж, превышающими 500 млн долларов, занимающие ведущие позиции в своих отраслях. Спецификой территорий присутствия  градо-образующих организаций в  Российской Федерации является наличие  монопрофильных (моноотраслевых) городов  и районов, т. е. городов и районов, имеющих одно направление специализации  и, как следствие, одно или несколько  градообразующих предприятий в данной сфере.

Информация о работе Стратегия градообразующего предприятия: особенности и взаимосвязи