Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития потребовали координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

Оглавление

Введение …………………………………………………………3
Виды планирования …………………………………………….4
Сущность и функции стратегического планирования ………..5
Требования к стратегическому плану ………………………….9
Анализ и выбор стратегии ………………………………………10
Типы стратегий бизнеса ………………………………………....11
Предпринимательские стратегии по П. Друкеру ……………....13
Области применения стратегических изменений ……………...16
Проблемы проведения стратегических изменений ……………20
Заключение ……………………………………………………….24
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая менедж.docx

— 108.08 Кб (Скачать)

Стратегия оказывает заметное влияние на выбор организационной  структуры. Совсем необязательно менять организационную структуру каждый раз, когда организация переходит  к реализации новой стратегии. Однако совершенно необходимо установить то, насколько существующая организационная  структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.

Если организационная  структура, устанавливая границы структурных  подразделений и задавая формальные связи между ними, выступает как  бы остовом, «скелетом» организации, то своего рода «душой» организации, устанавливающей  невидимые рычаги, направляющие действия членов организации, является организационная  культура. Обычно в организации культура проявляется в виде разделяемых  членами организации ценностей, принятых ими верований, норм поведения и т.п. Считается, что организационная культура складывается из следующих составляющих:

философия, задающая смысл  существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;

преобладающие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей;

нормы поведения, разделяемые  сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;

правила, по которым ведется  «игра» в организации;

климат, существующий в организации  и проявляющийся в том, какая  существует атмосфера в организации  и как члены организации взаимодействуют  с внешними лицами;

поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.

Организационная культура формируется  как реакция на две группы проблем, с которыми сталкивается организация. Первую группу составляют проблемы интеграции внутренних ресурсов и усилий. Сюда относятся такие проблемы, как:

1) создание общего языка  и единой, понятной для всех терминологии;

2) установление границ  группы и принципов включения и исключения из группы;

3)создание механизма наделения  властью и лишения прав, а также  закрепления определенного статуса  за отдельными членами организации;

4) установление норм, регулирующих  неформальные отношения между лицами разного пола;

5) выработка оценок, касающихся  того, что в поведении сотрудников желательно, а что нет.

Ко второй группе относятся  те проблемы, которые приходится решать организации в процессе взаимодействия с внешней средой. Это широкий  круг проблем, связанных с выработкой миссии, целей и средств их достижения.

Формирование и изменение  организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Cуществуют пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с концепцией к первичным факторам относятся следующие:

точки концентрации внимания высшего руководства;

реакция руководства на критические  ситуации, возникающие в организации;

отношение к работе и стиль  поведения руководителей;

критериальная база поощрения сотрудников;

критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.

В группу вторичных факторов входят следующие:

структура организации;

система передачи информации и организационные процедуры;

внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором  располагается организация;

мифы и историй о  важных событиях и лицах, игравших и  играющих ключевую роль в жизни организации;

формализованные положения  о философии и смысле существования организации.

Каждый из вышеперечисленных  десяти факторов формирования организационной  культуры требует использования  определенных приемов, позволяющих  добиться успеха при сознательном формировании и изменении организационной  культуры. На стадии выполнения стратегии  значительные усилия направляются на то, чтобы привести организационную  культуру в соответствие с выбранной  стратегией. Однако если организационная  структура относительно легко может  быть подвергнута изменениям, то они  представляют собой очень сложную, а иногда и невыполнимую задачу. Поэтому на стадии определения стратегии  необходимо, по возможности, максимально  учитывать то, какие трудности  с изменением организационной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться, если это  возможно, выбирать такую стратегию, которая не потребует проведения заведомо невыполнимых действий по изменению  организационной культуры.

 

Проблемы проведения стратегических изменений

 

Выполнение стратегии  предполагает проведение необходимых  изменении, без которых даже самая  хорошо проработанная стратегия  может потерпеть провал. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что стратегические изменения — это ключ к выполнению стратегии.

Проведение стратегических изменений в организации является очень сложной задачей. Трудности  решения этой задачи в первую очередь  связаны с тем, что всякое изменение  встречает сопротивление, которое  иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Поэтому, для того чтобы провести изменения, необходимо, как минимум, проделать  следующее:

  • вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;
  • уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);
  • установить статус-кво нового состояния.

 

Носителями сопротивления  так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения  в организации затронут их работу, их положение в организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому  они стремятся помешать изменениям с тем, чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.

Отношение к изменению  может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов: 1)принятие или непринятие изменения; 2) открытая или скрытая демонстрация отношения  к изменению

 

 

Открытое

 

 

 

 

Проявление отношения  к изменению

 

 

Скрытое

 

«Сторонник»

 

«Противник»

 

«Пассивный сторонник»

 

«Опасный элемент»


 

 

Принимается Не принимается

 

 Отношение к изменению

 

 

Таблица 1 - Матрица «изменение—сопротивление»

 

Руководство организации  на основе бесед, интервью, анкетирование  и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции  на изменения будет наблюдаться  в организации, кто из сотрудников  организаций займет позицию сторонников  изменений, а кто окажется в одном  из трех оставшихся положений. Особую актуальность такого рода прогнозы имеют  в больших организаций и в  организациях, существовавших без изменений  довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление  изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.

Уменьшению сопротивления  изменениям, принадлежит ключевую роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления  позволяет вскрыть тех отдельных  членов организации или те группы в организации, которые будут  оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

Успех проведения изменения  зависит от того, как руководство  будет его осуществлять. Менеджеры  должны помнить, что, проводя изменения, им следует демонстрировать высокий  уровень уверенности в его  правоте и необходимости и  стараться быть, по возможности, последовательными  в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения  позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимание на небольшое сопротивление изменению  и нормально относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление прекратили.

Большое влияние на то, в  какой мере руководству удается  устранять сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким  и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может  быть полезен только в очень специфических  ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве  случаев считается более приемлемым стиль, при котором руководство  уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону  тех, кто изначально противился изменению. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов привлекаются многие члены организации.

При разрешении конфликтов, которые могут возникать в  организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства. Наиболее ярко выраженными стилями являются следующие:

  • конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;
  • стиль самоустранения, проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;
  • стиль компромисса, предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с темя, кто сопротивляется;
  • стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии предлагаемых им решений;
  • стиль сотрудничества, характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

 

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то менее. Все зависит  от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и  какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать то, какой  характер носит конфликт. Совершенно неверно считать, что конфликты  всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает  в себе как негативное, так и  позитивное начала. Если преобладает  негативное начало, то конфликт носит  разрушительный характер, то в этом случае применим любой стиль, который  в состоянии эффективно предотвратить  разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам таким, как, например, выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, возникающих в связи с изменениями, который способствовал бы возникновению как до более широкого спектра положительных результатов проведения изменения.

Проведение изменения  должно завершаться установлением  нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить  сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел  в организации не просто оказалось  формально установленным, а было принято членами организации  и стало реальностью. Поэтому  руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально  установленными новыми структурами  или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели  к возникновению нового устойчивого  статус-кво, то, значит, изменение нельзя считать завершенным и следует  продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в  организации не произойдет замена старого  положения на новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для предприятия любой  формы собственности и любых  масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной  деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее  время руководители российских предприятий  вынуждены принимать хозяйственные  решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к  тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического  опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные  зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении  потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет  надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у  российских менеджеров нет опыта  в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество  проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны  платежеспособного спроса населения  и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного  контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели  и не имеют квалифицированных  работников службы сбыта. Сейчас почти  все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические  вопросы, т.к. многие уже столкнулись  с проблемой затоваривания складов  своей продукцией и резкого падения  спроса на нее. Осталась неясна стратегия  сбыта продукции на рынке. Пытаясь  менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного  назначения, начинают переходить на потребительские  товары. Если же выпускается продукция  производственного назначения, то в  некоторых случаях предприятия  развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей  продукции.

Информация о работе Стратегическое планирование