Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития потребовали координации усилий множества участников этих процессов и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

Оглавление

Введение …………………………………………………………3
Виды планирования …………………………………………….4
Сущность и функции стратегического планирования ………..5
Требования к стратегическому плану ………………………….9
Анализ и выбор стратегии ………………………………………10
Типы стратегий бизнеса ………………………………………....11
Предпринимательские стратегии по П. Друкеру ……………....13
Области применения стратегических изменений ……………...16
Проблемы проведения стратегических изменений ……………20
Заключение ……………………………………………………….24
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая менедж.docx

— 108.08 Кб (Скачать)

Московский энергетический институт

Технический университет

Институт технологий, экономики  и предпринимательства

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Стратегическое  планирование».

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент  МЭИ

группы ИТ-53-10

Кумысбаев Аслан

Работу проверила:

Еркешева З.Д.

 

 

 

Москва 2010

 

Содержание:

Введение …………………………………………………………3

Виды планирования …………………………………………….4

Сущность и функции  стратегического планирования ………..5

Требования к стратегическому  плану ………………………….9

Анализ и выбор стратегии ………………………………………10

Типы стратегий бизнеса ………………………………………....11

Предпринимательские стратегии  по П. Друкеру ……………....13

Области применения стратегических изменений ……………...16

Проблемы проведения стратегических изменений ……………20

Заключение ……………………………………………………….24

Список литературы ……………………………………………....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Зарубежный и отечественный  опыт стратегического планирования позволяет заключить, что необходимость  развития предприятий в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития потребовали  координации  усилий множества участников этих процессов  и задания определенного направления  приложения усилий. Для того чтобы  развитие предприятия проходило  целенаправленно, необходимо постоянно  согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

В современных условиях предприятия  вынуждены проводить все более  сложную политику, искать оригинальные комбинации различных ее методов  и механизмов, чтобы создать условия  для развития, выдвигать новые  идеи, способные дать толчок для  развития на новом уровне. Чтобы  это обеспечить,  производственная политика должна основываться на долгосрочной осмысленной программе, затрагивающей  все сферы жизнедеятельности  предприятия.

В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики  адаптация к внешней среде  является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому  в стратегии развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий  гибко реагировать на прогнозируемые и текущие  изменения среды  для того, чтобы в одном случае  извлечь максимальную пользу, а в  другом случае -   исключить или  снизить негативные воздействия  этих изменений.

Все это определило актуальность темы данной работы.

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды планирования

Целью деятельности по планированию является разработка плана директивного документа, обязательного для исполнения всеми исполнителями.

Планом называется официальный  документ, в котором отражаются: прогнозы развития организации в  будущем; промежуточные, конечные цели и задачи, стоящие перед ней  и ее подразделениями, механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегия  на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

Сущность планирования совпадает  с определением цели, что вполне естественно, так как достижение цели является определяющим в любой  деятельности.

Сущность планирования заключается  в разработке оптимального плана  деятельности по достижению цели.

Входными данными при  планировании являются информация о  прошлом (ретроспективная информация) и информация о настоящем, которая  по отношению к плановому периоду  является также информацией о  прошлом. Поэтому ее относят условно  к ретроспективной информации (условно-ретроспективная  информация).

Выходными данными планирования является информация о будущем (перспективная  информация) – план (результат планирования).

Важным понятием содержания планирования является глубина планирования.

Глубина планирования (время  упреждения) называется промежуток в  будущем, на который разрабатывается  план. Глубина ретроспекции – промежуток времени в прошлом, который необходимо взять для получения прогноза с достаточной вероятностью или  по которому имеется достоверная  ретроспективная информация. Сумма  глубин ретроспекции и планирования дает величину временного сдвига информации входа и выхода.

В хозяйственной деятельности в зависимости от времени упреждения (глубины планирования) различают  следующие виды планирования:

  • оперативное планирование (до 1 месяца);
  • текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);
  • перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

 Оптимальный план не  может быть разработан без  выработки оптимального решения  и разработки оптимального плана  деятельности по планированию, без  создания организации и определения  ее целей, которая смогла бы  обеспечить разработку оптимального  плана, без контроля или оперативного  управления деятельностью по  планированию.

Такова группа задач, которая  должна входить в общую систему  задач, определяющих содержание планирования.

Содержание планирования включает выработку решения и  оптимального плана деятельности по планированию, создание целевой группы организации, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана  и  создания системы оперативного управления (контроля) за деятельностью по планированию.

В зависимости от целей  различают стратегическое и оперативное  планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации  на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано  на период пять и более лет.

Оперативное планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств  реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры  – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

 

Сущность и  функции стратегического планирования

 

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся  система управленческих функций, или  основой функциональной структуры  системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых  разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения  такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения  формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет  фирме достичь своих целей:

 

Действия

Решения

Стратегия

 Цели фирмы


Рис. 1 -  Логика стратегического планирования

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения

Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование, распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

Функции стратегического планирования



 



Распределение


ресурсов

Координация


и регулирование

Организационные изменения


Адаптация


к внешней  среде

 

 

 

 


 

 

           Рис. 2 - Функциональная структура стратегического планирования

2. Адаптация к внешней  среде. Адаптацию следует интерпретировать  в широком смысле слова как  приспособление предприятия к  изменяющимся рыночным условиям  хозяйствования. Рыночная среда  по отношению к субъектам хозяйствования  всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества  и угрозы). Задача данной функции  — приспособить хозяйственный  механизм предприятия к этим  условиям, т.е., воспользоваться преимуществами  в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы. Разумеется, эти  функции выполняются также и  в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного  управления будет достигнута  лишь в том случае, если конкурентные  преимущества и барьеры будут  предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического  планирования состоит в том,  чтобы обеспечить для предприятия  новые благоприятные возможности  посредством создания соответствующего  механизма адаптации предприятия  к внешней среде.

3. Координация и регулирование.  Данная функция предполагает  согласование усилий структурных  подразделений фирмы (предприятий,  производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения.  Эта деятельность предусматривает  формирование организации, которая  обеспечивает слаженную работу  персонала управления, развитие  мышления менеджеров, учет прошлого  опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:

• Первый элемент — умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное  представление ситуации, которое  включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с  качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности  удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность  и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического  планирования, затрудняют возможность  моделирования ситуации. В этой связи  роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к  абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.

• Второй элемент — способность  выявить необходимость изменений  в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:

Информация о работе Стратегическое планирование