Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Целью данного курсового проекта, является изображение актуальности принятия решения при стратегическом планировании на уровне фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.
1. «Стратегическое планирование».
2. «Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения
3. «Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Стратегическое планирование………………………………………5
1. Понятие, сущность и задачи стратегического планирования………….5
2. Структура стратегического планирования………………...…………...10
3. Преимущества и недостатки стратегического планирования………...14
Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения………………….....……………………………..18
2.1 Управленческие решения, их значение и функции……………………18
2.2 Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды…...21
2.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………25
Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы ОАО «Мовен»……….………………….29
3.1Общая информация о предприятии……………………………………...29
3.2 Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана………………………………………………………….……………….30
3.3 Принятие управленческого решения……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Оценка и анализ внешней среды.
После
установления своей миссии и целей
руководство предприятия
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
Т.о.
анализ внешней среды позволяет
организации создать перечень опасностей
и возможностей, с которыми она
сталкивается в этой среде. Для успешного
же планирования руководство должно
иметь полное представление не только
о существенных внешних проблемах, но
и о внутренних потенциальных возможностях
и недостатках организации.
2.3. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
Как уже писалось выше, выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Все многообразие стратегий объединяется в четыре основные группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования.
Стратегия роста преследует цель увеличения объемов продаж, расширения ассортимента продукции и производственной мощности.
Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста является наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся и быстро изменяющихся технологиях. Ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации своих предприятий, чтобы покинуть рынки, находящиеся в стагнации и быстро занять развивающиеся. На предприятии отсутствие роста может означать разорение и банкротство.
В
стратегии роста уделяется
Стратегии ограниченного роста придерживается большинство предприятий. Для такого варианта характерно установление целей от достигнутых результатов, скорректированных с учетом дополнительных факторов. Предприятия выбирают такую альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный путь. Руководство не любит перемен, если считает, что все хорошо. Действует принцип: лучшее – враг хорошего.
При стратегии сокращения уровень последующих целей устанавливается ниже достигнутого. Фактически для многих предприятий такой вариант означает путь к рационализации и переориентации. Основными вариантами такой стратегии могут стать:
-
ликвидация – полная
- отсечение лишнего – отделение по каким-либо причинам некоторых подразделений или видов деятельности;
-
сокращение и переориентация
– сокращение операций до
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и ни какие мероприятия не изменят этой тенденции.
Комбинированная стратегия применяется при таких ситуациях, когда одни подразделения развиваются быстро, другие – умеренно, третьи – стабильно, четвертые – сокращают масштабы производства. В зависимости от конкретного сочетания, выбранного подхода, будет получен результат: общий рост, общая стабилизация, общее сокращение. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию условий деятельности предприятия.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность к конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Формирование
стратегии фирмы в целом
Таким образом, можно сделать вывод; цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Анализ
внешней среды позволяет
Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы ОАО «Мовен»
Стратегическое
планирование - это одна из функций
управления, которая представляет собой
процесс выбора целей организации и путей
их достижения. Стратегическое планирование
обеспечивает основу для всех управленческих
решений. Функции организации, мотивации
и контроля ориентированы на достижение
целей предусмотренных стратегическим
планом. Не используя преимущества стратегического
планирования, организации в целом и отдельные
люди будут лишены четкого способа оценки
путей достижения цели и направления деятельности
предприятия.
3.1. Общая информация о предприятии
Акционерное общество
«Мовен» создано в 1990 г. на основе
приватизации государственного предприятия
«Московский вентиляторный завод», функционирующего
с 1937 г. Предприятие расположено в Москве,
обладает собственной научно-технической
и производственной базой, а также квалифицированными
кадрами в области научно-исследовательских
работ, управления и производства. ОАО
«Мовен» разрабатывает, производит и продает
промышленные вентиляторы, тепловые установки
и сопутствующее оборудование, которые
пользуются устойчивым спросом на внутреннем
рынке. ОАО «Мовен» оказывает также следующие
виды услуг:
· разработка и изготовление любого вида
промышленных вентиляторов и отопителей
по техническим требованиям заказчика;
· разработка приточно-вытяжных систем;
· монтаж оборудования;
· ремонт любых видов вентиляторов, в том
числе импортных;
· балансировка рабочих колес вентиляторов;
· проверка уровня вибрации и шума вентиляторов
и приведение их, при необходимости, в
соответствие с требованиями технических
условий;
· любые виды испытаний воздуходувных
машин с выдачей сертификата о качестве
изделия;
· оптимальный выбор вентиляторов для
любых вентиляционных систем, складов,
теплиц, хранилищ, технологических процессов
и т. д. ;
· комплектация объектов оборудования
для вентиляции и кондиционирования;
· разработка и изготовление нестандартного
оборудования и штамповой оснастки;
· посреднические услуги во внешнеэкономической
деятельности.
По объему
выпускаемой воздуходувной
3.2. Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана
Краткий
анализ показателей 1995–1997 гг. выявляет
тенденции роста объемов
Вместе с тем производственная деятельность в 1995–1996 гг. не покрывала даже прямые издержки, что заставило предприятие прибегнуть к заемным средствам под высокие проценты и только лишь деятельность предприятия в 1997 г. (в значительной степени во II полугодии) позволила улучшить его финансовое положение [12].
В частности,
в 1997 г. погашена задолженность на сумму
4536180 тыс. рублей , на 62% увеличена
заработная плата, увеличились собственные
оборотные средства предприятия на 4641503
тыс. рублей. Экономический эффект от финансово-хозяйственной
деятельности в 1997г. по сравнению с 1996
г. составил 9295673 тыс. рублей и был достигнут
благодаря:
· правильному выбору управленческих
решений;
· минимизации закупочных цен на материалы
и комплектующие;
· улучшению работы с потребителями продукции
предприятия;
· интенсификации производственной деятельности;
· расширению ассортимента выпускаемой
продукции;
· торговле сопутствующими товарами;
· оптимизации налогообложения.
Увеличение объемов выпуска и реализации продукции предприятия в 1998 г., а также получение доходов от продажи сопутствующих товаров позволит обеспечить дальнейшее развитие предприятия, достойный уровень жизни его работников и полностью погасить задолженность перед кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами.
Перед предприятием в рамках работы над стратегией завода поставлены следующие цели:
достижение
лидирующего положения на внутреннем
рынке и обеспечение
Информация о работе Стратегическое планирование - основа управленческих решений