Стратегическое планирование - основа управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта, является изображение актуальности принятия решения при стратегическом планировании на уровне фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.
1. «Стратегическое планирование».
2. «Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения
3. «Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Стратегическое планирование………………………………………5
1. Понятие, сущность и задачи стратегического планирования………….5
2. Структура стратегического планирования………………...…………...10
3. Преимущества и недостатки стратегического планирования………...14

Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения………………….....……………………………..18

2.1 Управленческие решения, их значение и функции……………………18

2.2 Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды…...21

2.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………25

Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы ОАО «Мовен»……….………………….29

3.1Общая информация о предприятии……………………………………...29

3.2 Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана………………………………………………………….……………….30

3.3 Принятие управленческого решения……………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа - копия.doc

— 191.00 Кб (Скачать)
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Стратегический  менеджмент» 

на тему

«Стратегическое планирование – основа управленческих решений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1 Стратегическое планирование………………………………………5

    1. Понятие, сущность и задачи стратегического планирования………….5
    2. Структура стратегического планирования………………...…………...10
    3. Преимущества и недостатки стратегического планирования………...14

    Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения………………….....……………………………..18

    2.1 Управленческие решения, их значение и функции……………………18

    2.2 Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды…...21

    2.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………25

    Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы  ОАО «Мовен»……….………………….29

    3.1Общая информация о предприятии……………………………………...29

    3.2 Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана………………………………………………………….……………….30

    3.3 Принятие управленческого решения……………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Опыт  показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

     Большинство крупных российских предприятий  имеют длительный опыт социалистического  планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков» планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам.

     Особое  внимание в данной работе уделено  стратегическому планированию - одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию, как между собой так и с иностранными корпорациями.

      Целью данного курсового проекта, посвященного теме: «Стратегическое планирование - основа управленческих решений», является изображение актуальности принятия решения при стратегическом планировании на уровне фирмы.

      В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.

      1. «Стратегическое планирование». Здесь будет раскрыта его главная задача, сущность стратегии, направление ее совершенствования, процесс составления планов. На основе рассмотренных публикаций разных авторов будут выявлены и проанализированы ключевые моменты и проблемы, возникающие в этом процессе.

      2. «Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения», направлена на раскрытие цели организации, оценка анализа внешней среды, управленческое исследование внутренних факторов фирмы, изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.

      3. «Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы», на мой взгляд, покажет актуальность выбора стратегии и сами методы ее выбора. Здесь же будет приведен реальный пример, соответствующий данным процессам.

      Объект  исследования – стратегическое планирование на уровне фирмы.

      Предмет исследования – особенности принятия управленческого решения.

      Актуальность  темы определяется необходимостью эффективного управления развитием с целью наиболее полного ее приближения к условиям рыночной экономики. 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Стратегическое планирование

    Стратегическое  планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня.

                                                                                     П. Дракер

     Стратегическое  планирование как новый подход в  менеджменте был сформирован в 70–80 гг. XX в. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абраме, Р. Акофф, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хемел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон и др. [2].

    1. . Понятие, сущность и задачи стратегического планирования

     Термин  «стратегическое планирование»  был введен в обиход для того, чтобы обозначить разницу между  текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

     Остановим свое внимание на понятиях, которые  стали основой для формулировки «стратегическое планирование». Для этого необходимо будет рассмотреть такие термины как «стратегия» и «планирование».

     Термин  «стратегия» теоретики менеджмента  заимствовали из области военных  искусств (греч. stratos – войско + ago – веду). Один из ведущих военных теоретиков К. Клаузевиц так различал стратегию и тактику: «Тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия – учение об использовании боев в целях войны». Клаузевиц отмечал и то, что тактика и стратегия «представляют собой две проникающие одна в другую в пространстве и времени, но в то же время различные по существу деятельности» [13].

     Обратимся к мнениям ведущих современных  специалистов в области менеджмента  относительно термина «стратегия». Стратегия — это:

  • способ действия; новые правила принятия решений и установок, направляющие процесс развития организации; средство достижения результата: инструмент, который может помочь в условиях нестабильности [11];
  • рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных, намеченных компанией целей [1];
  • генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели ;
  • генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей; средство перевода организации из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее [13];
  • детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей ;
  • качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия ;
  • совокупность ориентиров для деятельности предприятия; исследование будущего; рамка для инноваций (создания новых продуктов, процессов и захвата рынков); комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей; ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации [8];
  • программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности [14].

     Обобщая многообразие приведенных определений  стратегии, выведем общую формулу: стратегия — это нечто, обеспечивающее достижение целей организации. Кроме  того, общим для большей части  определений является нормативный статус стратегии, т.е. стратегия отвечает на вопрос, как должно действовать предприятие. Иными словами, стратегия выступает в качестве нормативного средства перевода предприятия в запланированное целевое состояние («желаемое руководством будущее состояние»). В функцию этого средства и попадают отмеченные специалистами: способ, новые правила, инструмент, система мер, генеральное направление (план) действий, наиболее общий подход, взаимосвязанный комплекс  деятельности, обобщающая модель действий, образ действий, качественная последовательность действий и состояний, совокупность ориентиров.

     Итак, стратегия организации — это  комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой,  перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

     Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой – гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и  индивидуальность, а ее сотрудникам – четкие ориентиры в повседневных действиях [1].

     Перейдем  теперь к понятию «планирование». Формально планирование – это  процесс построения плана деятельности. Однако явление «планирования» в условиях рынка многоаспектно и предполагает анализ с различных точек зрения.

     Обратимся к исследованиям проблем менеджмента  российских и зарубежных авторов и приведем некоторые из определений процесса планирования.

     Планирование  – это:

  • процесс принятия решения, направленный на достижение такого желательного состояния в будущем, которое не возникнет само собой [2];
  • заблаговременный учет внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия [1];
  • процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов [13].

     Приведенные характеристики планирования позволяют  обобщенно выделить два обязательных аспекта:

     1) постановка целевого представления;

     2) разработка пути достижения цели.

     Таким образом, под планированием будем понимать такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов (условий).

Информация о работе Стратегическое планирование - основа управленческих решений