Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Целью данного курсового проекта, является изображение актуальности принятия решения при стратегическом планировании на уровне фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.
1. «Стратегическое планирование».
2. «Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения
3. «Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Стратегическое планирование………………………………………5
1. Понятие, сущность и задачи стратегического планирования………….5
2. Структура стратегического планирования………………...…………...10
3. Преимущества и недостатки стратегического планирования………...14
Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения………………….....……………………………..18
2.1 Управленческие решения, их значение и функции……………………18
2.2 Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды…...21
2.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………25
Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы ОАО «Мовен»……….………………….29
3.1Общая информация о предприятии……………………………………...29
3.2 Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана………………………………………………………….……………….30
3.3 Принятие управленческого решения……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:
Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения
Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий - разработки решения и его реализации — необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму — эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести:
• научную обоснованность;
• своевременность;
• непротиворечивость;
• адаптивность;
• реальность.
Управленческое
решение может считаться качественным,
если оно отвечает всем перечисленным
выше требованиям. Причем речь идет именно
о системе условий, поскольку несоблюдение
хотя бы одного из них приводит к дефектам
качества решения и, следовательно, к потере
эффективности, трудностям или даже невозможности
его реализации.
2.1. Управленческие решения, их значение и функции
Управление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.
Под управленческим решением понимается:
Существенный
признак управленческого
Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы [5].
Решения в управлении выполняют следующие роли:
Решения классифицируются по следующим признакам:
В зависимости от условий, в которых принимаются решения:
-
решения, принимаемые в
-
решения, принимаемые в
- по сроку действия последствий решений: долго-, средне-, краткосрочные.
- по частоте принятия: разовые (случайные), повторяющиеся,
-
по ширине обхвата: общие (
- по форме подготовке: единоличные, групповые, коллективные;
-
по сложности: простые и
- по жесткости регламентации:
Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;
Структурированные - предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;
Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу [10].
Проблема выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд требований:
Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.
Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
Решение
должно быть реально осуществимым,
т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное
решение. Такие решения вызывают досаду
и разделение исполнителей и в своей основе
неэффективны. Принятое решение доолжно
соответствовать силам и средствам коллектива,
его выполняющего.
2.2. Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия «детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры» [6] для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентации (табл. 1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений [7].
Табл. 1 Ценностные ориентации.
Категория ценностей | Типы предпочитаемых целей | |
Теоретические | Истина. Знание
Рациональное мышление |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические |
Практичность
Полезность |
Рост. Прибыльность
Результаты Накопление богатства |
Политические | Власть
Признание |
Общий объем капитала, продаж, количество работников |
Социальные | Хорошие чел. отношения
Привязанность Отсутствие конфликта |
Соц. ответственность
относительно прибыльности. Косвенная
Конкуренция |
Эстетические | Художественная
гармония
Состав. Форма и симметрия |
Дизайн изделия.
Качество.
Привлекательность |
Религиозные | Согласие во вселенной | Этика
Моральные проблемы |
Обще фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Информация о работе Стратегическое планирование - основа управленческих решений