Стратегическое планирование - основа управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта, является изображение актуальности принятия решения при стратегическом планировании на уровне фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие задачи.
1. «Стратегическое планирование».
2. «Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения
3. «Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Стратегическое планирование………………………………………5
1. Понятие, сущность и задачи стратегического планирования………….5
2. Структура стратегического планирования………………...…………...10
3. Преимущества и недостатки стратегического планирования………...14

Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения………………….....……………………………..18

2.1 Управленческие решения, их значение и функции……………………18

2.2 Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды…...21

2.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии……………25

Глава 3 Анализ принятия управленческого решения при стратегическом планировании на уровне фирмы ОАО «Мовен»……….………………….29

3.1Общая информация о предприятии……………………………………...29

3.2 Исходные данные для стратегического планирования, разработка плана………………………………………………………….……………….30

3.3 Принятие управленческого решения……………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая работа - копия.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:

      1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе;
  1. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия;
  2. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем перспективным;
  3. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпускаемой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.;

     5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств [11].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Взаимосвязь стратегического планирования с принятием управленческого решения

      Рассматривая  процесс принятия решений как  последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных  стадий - разработки решения и его реализации — необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму — эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решенияэто степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести:

• научную обоснованность;

• своевременность;

• непротиворечивость;

• адаптивность;

• реальность.

      Управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации. 

      2.1. Управленческие решения, их значение и функции

     Управление как процесс - это непрерывная цепь принятия и реализации решений.

     Под управленческим решением понимается:

  • творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятелности коллектива по решению назревшей проблемы;
  • выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.

     Существенный  признак управленческого решения  состоит в том, что оно принимается  при наличии назревшей проблемы.

     Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы [5].

     Решения в управлении выполняют следующие  роли:

  • направляющую - определяют цели и задачи деятельности;
  • организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников;
  • обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;
  • стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.

     Решения классифицируются по следующим признакам:

     В зависимости от условий, в которых  принимаются решения:

     - решения, принимаемые в условиях  неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;

     - решения, принимаемые в условиях  определенности, когда менеджер  уверен в результатах при реализации  каждой альтернативы.

     - по сроку действия последствий  решений: долго-, средне-, краткосрочные.

     - по частоте принятия: разовые  (случайные), повторяющиеся, 

     - по ширине обхвата: общие (касающиеся  всех сотрудников); узкоспециализированные;

     - по форме подготовке: единоличные,  групповые, коллективные;

     - по сложности: простые и сложные;

     - по жесткости регламентации:

     Контурные - решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и  дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

     Структурированные - предполагают жесткое регламентирование  действий подчиненных, инициатива может  проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;

     Алгоритмические - предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически  исключают их инициативу [10].

     Проблема  выбора менеджером альтернативы - одна из важнейших в современной науке  управления, но не менее важно принять  эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться  ряд требований:

     Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.

     Своевременность решения, т.е. не только своевременность принятия решения, но и своевременность достижения поставленной цели. Ведь когда решается проблема, события развиваются и может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, она была хороша в прошлом.

     Обоснованность решения. Исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.

     Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальное, абстрактное решение. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение доолжно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. 
 
 

      2.2. Цели организации. Оценка анализа внешней и внутренней среды

      Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все  остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия  «детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры» [6] для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

  • выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.

      В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

      Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентации (табл. 1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений [7].

Табл. 1 Ценностные ориентации.

  Категория ценностей           Типы предпочитаемых целей
Теоретические Истина. Знание         

Рациональное  мышление     

Долгосрочные  исследования и разработки
Экономические 
Практичность 

Полезность    

Рост. Прибыльность

Результаты

Накопление  богатства

Политические Власть

Признание

Общий объем  капитала, продаж, количество работников
Социальные Хорошие чел. отношения

Привязанность

Отсутствие  конфликта

Соц. ответственность  относительно прибыльности. Косвенная

Конкуренция

Эстетические Художественная гармония

Состав. Форма и симметрия

Дизайн изделия. Качество.

Привлекательность

Религиозные Согласие во вселенной Этика

Моральные проблемы

 

      Обще  фирменные цели формируются и  устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

  • Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
  • Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только,   что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
  • Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
  • Взаимно  поддерживающие цели  (действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

Информация о работе Стратегическое планирование - основа управленческих решений