Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:51, курс лекций
Курс лекций по стратегическому менеджменту
ТЕМА1: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1. Особенности исследования сложных систем
1.2 Сущность стратегического управления
1.3. Особенности стратегического управления
1.4. Структура процесса стратегического управления
1.5. Методология и технология стратегического предвидения
1.6. Назначение, цели создания системы информационной поддержки стратегического управления.
- аналитический (разноаспектный) анализ доступной информации различной степени детализации;
- моделирование и
Основными функциями системы информационной поддержки являются:
- своевременное решение
информационно-справочных
- интеграция разнородной информации, поступающей из различных источников, об объекте управления и окружающей среде;
- представление разнородных данн
Система информационной поддержки эксплуатируется как в штатном ( плановое решение заранее определенных задач), так и в нештатном (связанном с возникновением различного рода чрезвычайных происшествий и ситуаций) режимах.
В качестве окружающей среды
по отношению к системе
- информационные запросы,
поступающие со стороны
- сам объект управления с одной стороны как источник исходной информации, с другой стороны как потребитель результатов функционирования системы информационной поддержки;
- финансовые ресурсы,
выделяемые на обеспечение
- различные объекты
(в том числе другие
- нормативно-правовая
база, регламентирующая вопросы
получения и обмена
Основными требованиями к системе информационной поддержки стратегического управления являются:
- обеспечение возможности
получения полной, своевременной
непротиворечивой, представленной
в виде, удобном для содержательного
анализа, различной степени
- способность гибко настраиваться на решение новых информационных задач, то есть целенаправленно развивать функциональные возможности в темпе возникновения новых информационных потребностей;
- возможность поэтапного развития, инвариантность состава и структуры различных подсистем друг относительно друга;
- возможность развития
и модернизации системы без
принципиального изменения
- обеспечение разумного
баланса между качеством
- обеспечение унифицированных
подходов к хранению, передаче
и обработке информации, номенклатуре
технических средств,
- возможность хранения
разнородной информации (текстовые
отсканированные документы,
- обеспечение требований к эргономике и технической эстетике на уровне, не ниже чем определены в действующих СанПиНах и ГОСТах;
- лицензионная чистота
системных и инструментальных
программных средств,
- обеспечение надежного
хранения , комплексной защиты информации
от несанкционированного
- .возможность использования при разработке функциональных компонентов по подсистем информационной системы различных инструментальных средств при условии поддержания ими общепринятых информационных форматов.
- организационное обеспечение
системы информационной
Сформулированные требования позволяют сделать заключение, что система информационной поддержки стратегического управления сложным объектом имеет все признаки сложной системы и сама является сложной управляемой организационной, технической, программной системой. Из этого следует необходимость использования определенной методологии построения, развития и обеспечения функционирования системы информационной поддержки стратегического управления.
Тема 2.Методологические основания и школы стратегического менеджмента
2.1. Модель стратегического менеджмента
2.2. Школы стратегического менеджмента
2.1. Модель стратегического менеджмента
Мы рассмотрим модель стратегического менеджмента, которая является обобщением сложного и многостороннего процесса.
Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.
Сбор информации. Организации необходимо достаточное количество каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.
Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент — это высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процессов, так и разработки «глобальных» стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии.
Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент начала ХХI в. ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.
Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента — это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.
Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать «правильно» — то есть всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф , предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров.
Видение долговременных перспектив. В то время, как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.
Стратегические альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов — одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.
Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук — социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.
Оптимизация использования ресурсов. Исследование возможностей организации и выбор стратегии, обеспечивающей эффективное использование ресурсов в долговременной перспективе, — определяющий фактор планирования, выбора и осуществления стратегии.
Осуществление стратегии и контроль. Значительное внимание в стратегическом менеджменте уделяется человеческому фактору реализации стратегии. Успешная реализация стратегии возможна, когда менеджеры владеют навыками управления организационными инновациями, умеют преодолевать сопротивление изменениям, формировать инновационные команды и управлять ожиданиями людей, вовлеченных в процесс стратегических изменений.
Понимание задач и
методов стратегического
Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:
формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;
развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
использовать методологию
связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
преодолевать сопротивление
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.
2.2. Школы стратегического менеджмента
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента . В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела . Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл. 2).
Таблица 2 Школы стратегического менеджмента
№ п/п |
Название школы |
Процесс формирования стратегии |
1 |
Школа дизайна |
Осмысление |
2 |
Школа планирования |
Формальный процесс |
3 |
Школа позиционирования |
Аналитический процесс |
4 |
Школа предпринимательства |
Предвидение |
5 |
Когнитивная школа |
Ментальный процесс |
6 |
Школа обучения |
Развивающийся процесс |
7 |
Школа власти |
Процесс ведения переговоров |
8 |
Школа организационной культуры |
Коллективный процесс |
9 |
Школа внешней среды |
Реактивный процесс |
10 |
Школа конфигурации |
Процесс трансформации |