Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:51, курс лекций
Курс лекций по стратегическому менеджменту
ТЕМА1: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1. Особенности исследования сложных систем
1.2 Сущность стратегического управления
1.3. Особенности стратегического управления
1.4. Структура процесса стратегического управления
1.5. Методология и технология стратегического предвидения
1.6. Назначение, цели создания системы информационной поддержки стратегического управления.
До тех пор, пока планы развития объекта управления и его миссия не привязаны к конкретным измеримым целям, а управленческий аппарат не демонстрирует прогресс в достижении этих целей, формулировка миссии и направления развития объекта управления являются лишь красивыми словами и нереализованными идеями.
Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях, содержать предельные значения, которых необходимо добиться . Должны быть определены временные временные границы для достижения целей, а также кто за что отвечает.
Точное определение целей управления в измеримых показателях и персональная ответственность управленцев за достижение намеченных показателей в установленное время:
1) исключают бесцельные
действия и путаницу
2) дают ориентиры, по
которым можно судить о
Следует различать долгосрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные цели служат решению двух задач:
1) планирование состояния
объекта управления на
2) четко определенные
цели на долгосрочную
Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем. Краткосрочные цели могут совпадать с долгосрочными , когда объект управления функционирует на уровне показателей, запланированных на долгосрочную перспективу (например, если промышленная компания поставила перед собой цель непрерывного ежегодного увеличения прибылей на 15% и на текущий момент выполнила эту задачу, долгосрочные и краткосрочные цели компании совпадают). В случае, когда краткосрочные цели отличаются от долгосрочных, краткосрочные цели служат ступенями на пути достижения долгосрочных целей.
Цели не должны представлять собой все то, что было бы неплохо сделать по мнению руководителей. Категория желательности не должна иметь места при постановке целей. Цели должны соответствовать критерию «трудно, но достижимо». Чтобы определить, удовлетворяют ли они этому критерию, цели должны быть рассмотрены со следующих позиций:
1) Какой уровень показателей
функционирования объекта
2) Каких значений показателей
необходимо добиться, чтобы признать
функционирование объекта
3) Каких результатов
можно добиться при
В последнем случае переплетаются вопросы постановки целей и выработки стратегии. Цели и стратегии смешиваются также, когда приходится соединять понятия «средства достижения» и «результат». Если невозможно достичь намеченных целей следуя текущей стратегии, необходимо скорректировать цели или стратегию для разработки лучшего их сочетания.
Выбор стратегии связан с принятием решения о том, какими средствами будут достигаться установленные цели. Процесс выработки стратегии находится в центре стратегического управления. Определение стратегии сводится к получению ответов на вопросы: на каких принципах строить взаимоотношения объекта управления с окружающей средой и в каком направлении изменять внутреннюю среду самого объекта.
Выполнение стратегии . Особенность этого процесса состоит в том, что он не является процессом её реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии. Часто оказывается, что реализация выбранной стратегии оказывается невозможной в силу того, что:
- был некачественно проведен анализ среды;
- произошли непредвиденные изменения во внешней среде;
- был выбран неверный подход к реализации стратегии.
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в создании необходимых предпосылок для успешной реализации стратегии. Таким образом , выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений в объекте управления , переводящих его в такое состояние, при котором он сможет реализовать выбранную стратегию.
Оценка выполнения стратегии является логически завершающим процессом в составе стратегического управления. Его основное назначение - установление устойчивой обратной связи между ранее сформулированными целями и ходом процесса достижения целей. Его конечная цель — выяснение того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли её реализация к достижению определенных миссии и целей.
К числу основных классов задач, связанных оценкой выполнения стратегии относятся:
- определение минимально-
- определение минимально-
- анализ текущего состояния, исследование динамики, прогноз состояния окружающей среды;
- сопоставление текущего поведения с желаемым, выявление и анализ причин отклонения фактического поведения от желаемого;
- контроль эффективности
использования доступных
- исследование целесообразности и анализ возможности корректировки стратегии с учетом текущего и прогнозируемого состояния окружающей среды и состояния объекта управления; выработку рекомендаций по изменению стратегии.
Определение минимально-достаточной
системы характеристик
1.4 . Методологии и технологии стратегического предвидения
Задача производства прогноза практически всегда решается в условиях неполноты информации. В процессе производства прогноза неполнота информации компенсируется с помощью различных методов оперирования с данными, либо с помощью логического анализа, либо путем эвристических рассуждений, либо теоретико-вероятностными или теоретико-групповыми методами и т.д. Но всегда следует помнить о том, что прогнозный сценарий описывает не статическую, а динамическую систему связей между объектом прогнозирования и фоном (окружающей средой).
Всякий объект прогнозирования существует и развивается на фоне некоторой среды, с которой этот объект взаимодействует и, что важно, будет взаимодействовать. Учет фона имеет три составляющие:
-выделение и анализ
активного фона, т.е. активно
-прогнозирование развития самого активного фона;
-введение поправок
в прогноз поведения и
Анализ описанных в литературе подходов к решению прогностических задач условно можно разделить на два класса: «дельфийский» и «авгуровский».
Древние греки, считавшие, что их будущее определяется богами, чтили оракулы (места, где по верованию греков, боги объявляли свою волю людям). Наиболее известный оракул был в г.Дельфах, в храме Аполлона, стоящем у горы Парнаса. Желавшие узнать волю богов приносили с собой дары и затем, по жребию, допускались в храм оракула. На золотой треножник жрецы сажали пифию, т.е. пророчицу, и она произносила несвязанные слова, из которых жрецы составляли ответы, иногда темные и двусмысленные.
Логика построения прогнозов дельфийскими оракулами лежит в основе современного метода экспертных оценок. Одним из распространенных алгоритмов экспертных оценок является «мозговой штурм», суть которого сводится к разделению решения задачи построения прогноза и(или) принятия решения на два этапа: генерирования новых идей и их последующий анализ и обсуждение.
По сути дела экспертное оценивание — это ориентация на взгляды большинства. А большинство неизбежно отражает установившуюся точку зрения, то есть взгляды сегодняшнего дня.
Традиционный способ знакомства с мнением специалистов — совещание. Его достоинства очевидны — это возможность не только высказать мнение, но и аргументировано его защитить или оспорить. В результате решение может быть принято после тщательного обсуждения; это уменьшает возможность ошибок. Однако совещание как метод экспертного опроса имеет свои недостатки: на нем может возобладать мнение какого-либо одного участника в силу влияния, которое он может оказать на других — с помощью своего выдающегося красноречия, служебного положения и т.п.
Другой принципиальный подход к решению прогностических задач ведет начало от Римских авгуров. Их методология (Augurary futura praetetic - прогноз будущего по знанию прошлого) лежит в основе большинства современных методов прогнозирования (в первую очередь основанных на использовании математических методов). При этом часто наблюдается фетишизация получаемых прогнозов, особенно если математические реализованы в составе автоматизированных информационных систем с развитым пользовательским интерфейсом. Кстати сказать, доверие к результатам быстро рассеивается, если для решения конкретных задач были независимо применены различные методы математического моделирования, так как зачастую получаемые результаты различаются весьма существенно.
Немногим более ста лет назад лошадь была основным «источником» энергии в сельскохозяйственном производстве и считалось, что она способна прокормить четырех человек. Исходя из этого соотношения в 1870 г. Был дан прогноз, что в 1970 г. «российское стадо лошадей» составит 50млн. голов. Но появление двигателей внутреннего сгорания привело к тому, что по данным статистической отчетности 1981 г. в России насчитывалось 2.546 млн. голов лошадей (прогноз отличался от факта почти в 20 раз).
Либо такой пример. В 1975 г. в Нью-Йорке в разных издательствах вышли две монографии: Х.Вилкокс в книге «Теплица Земля» приводил расчет и прогноз ожидаемого потепления климата, а Н.Кальдер в книге «Механизм погоды» не менее убедительно прогнозировал похолодание климата (в этих условиях лицо, принимающее решение оказывается перед нелегким выбором: как наилучшим образом использовать ограниченные средства — вложить их в изготовление холодильников либо валенок) .
Вместе с тем, следует отметить, что «авгуровский» прогноз не всегда приводит к таким последствиям. Например, высадка человека на Луне, по прогнозу 1960 г. датировалась 1970 г., а фактически произошла в 1969 г. Огромные перспективы использования атомной реакции для получения электроэнергии прогнозировались Энрико Ферми ещё в конце 30-х годов; большинство открытых в эксперименте элементарных частиц (нейрон, нейтрино, мю-мезон и др.) были теоретически предсказаны за 5-15 лет до экспериментов.
Изложенное выше позволяет сделать следующий вывод. Практическая реализация стратегического управления требует наличия развитой системы информационного обеспечения, позволяющей быстро (динамично изменяющаяся внешняя среда) обрабатывать широкий спектр информационных запросов, в том числе связанных с решением прогностических задач.
1.6. Назначение
и цели создания системы
Система информационной поддержки стратегического управления предназначена для информационной поддержки решения стратегических задач, связанных с управлением сложным объектом. Система информационной поддержки служит для реализации унифицированных процедур сбора, систематизации, хранения, передачи ( в том числе по отношению к территориально удаленным компонентам), аналитической обработки и выдачи различным категориям пользователей необходимой информации об объекте управления и окружающей среде.
Целью создания системы информационного обеспечения является повышение качества обеспечения необходимой информацией всех категорий пользователей, участвующих в решении стратегических задач, связанных с управлением сложным объектом, что в конечном итоге должно привести к достижению наибольшего эффекта от управления в рамках фиксированных инвестиций на обеспечение функционирования и развития объекта управления.
К основным задачам автоматизированной системы информационной поддержки относятся:
- информационно-справочные задачи, связанные с извлечением данных из информационного архива как в соответствии с заранее определенными (регламентированными) , так и динамически возникающими произвольными (нерегламентированными) запросами;