Стили управления прсоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ стилей, выбор оптимального стиля руководства персоналом организации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки.
Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.
Проанализировать и сравнить деятельность американских и японских менеджеров.
Сделать выводы о проделанной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ..............................................................................................
1.1. Стратегия и сущность управления персоналом организации………..
1.2. Философия управления персоналом…………………. ……………….
1.3. Стили руководства………………………………………………………
Выводы по главе 1.…………………………….…………………………….
ГЛАВА 2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ…...
2.1. Методы построения системы управления персоналом……………….
2.2. Технологические основы реализации различных стилей управления персоналом…………………………………………………………………...
Выводы по главе 2…………..…………………………………..….……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………...…

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 130.19 Кб (Скачать)

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы  управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми [20].

Таким образом, стратегия  управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала; развитие организационной культуры и т.д.

 

 

1.2. Философия управления персоналом

Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экологической, организационной и этической точек зрения [12].

Сущность философии управления персоналом организации заключается  в необходимости улучшения качества трудовой жизни, что означает - работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки и умения; каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники получают адекватные и справедливые компенсации; созданы безопасные и здоровые условия труда. Такой ценой администрация завоевывает преданность персонала организации, и затраты на создание таких условий непременно окупаются. Администрация не способна управлять своим персоналом, если она не заботится о повышении уровня трудовой жизни.

Таким образом, руководитель должен так  расставить людей, чтобы каждый работник на соответствующем месте работ получил максимальное удовлетворение и реализовал наиболее полно свой опыт и умения. Справедливая система рассмотрения жалоб поможет защитить права и достоинство работника, также будет способствовать улучшению качества его трудовой жизни.

Философия управления персоналом заключается  не только в том, чтобы удовлетворить  потребности в укомплектовании  персоналом организации, а также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле.

Философия управления персоналом организации  является неотъемлемой частью философии  организации, ее основой. Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие - эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству, так как персонал - это ее главное достояние [12].

Философия организации разрабатывается  на основе философии управления персоналом, которая оформляется в отдельный нормативный документ. Необходимость разработки такого документа диктуется тем, что:

  • отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами, а в организации нет одинаковых людей;
  • новые работники быстрее адаптируются к существующей системе моральных ценностей и требованиям администрации;
  • администрация проводит свою кадровую политику, часто отличающуюся от других организаций;
  • руководящий состав организации меняется, но преемственность должна сохраняться и работники должны жить по общим правилам;
  • разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поэтому следует иметь общие принципы.

В основу разработки философии организации  положены Конституция (Основной Закон), Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Декларация прав человека, коллективный договор, религиозные постулаты, устав предприятия, опыт лучших организаций, стратегия кадровой политики страны. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность организации, уровень благосостояния работников, их культурный уровень, личные взгляды руководителя [12].

Следует отметить, что философия  управления персоналом, а значит и  организации, в различных странах  имеет большие отличия.

Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников и поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.

Американская философия управления персоналом построена на традициях  конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерны четкая постановка целей и задач, высокая оплата персонала, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии (см. табл. 1).

Японская философия управления персоналом основывается на традициях  уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и  патернализма. Преобладают теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда (см. табл. 1).

Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины организации. Крупные организации, акционерные на базе государственных, сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма и хозяйственности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления (см. табл. 1) [12].

 

Таблица 1 - Характеристика разновидностей философии управления персоналом организации

Критерии организации  работы

Японская философия

Американская философия

Российская философия

Основа организации

Гармония

Эффективность

Смешанная

Отношение к работе

Главное -  выполнение обязанностей

Главное - реализация заданий

Главное – реализация заданий

Конкуренция

Практически нет

Сильная

Практически нет

Гарантии для работника

Высокие (пожизненный наем)

Низкие

Средние между высокими и низкими

Принятие решений

Снизу вверх

Сверху вниз

Сверху вниз

Делегирование полномочий

В редких случаях

Распространено

Распространено

Отношения с подчиненными

Семейные

Формальные

Семейные и формальные

Продолжение таблицы 1

Метод найма

После окончания учебы

По деловым качествам

По деловым качествам

Оплата труда

В зависимости от стажа

В зависимости от результатов

Смешанная


Японская  и американская модели управления: основные отличия.

Американская модель управления отличается от японской системы менеджмента  рядом ключевых моментов. Однако каждая их этих систем доказала свою продуктивность, продемонстрировав отличительные  преимущества [15].

Несмотря на бесспорный успех и продуктивную работу каждой их данных моделей, они имеют ряд существенных отличий в организации управления.

Известно, что от модели управления предприятием зависит политика руководства относительно рядовых сотрудников. Так, в японской системе практикуется пожизненное принятие на работу, в то время как американские корпорации предлагают своим работникам ограниченный по времени контракт на определенный срок. Данная стратегия приводит к тому, что в американской модели управления работу каждого сотрудника оценивают и быстро назначают на повышение, в то время как японская модель предусматривает длительную перспективу работы с кадрами, поэтому руководство не спешит с оценкой сотрудников и продвижением их по карьерной лестнице [32].

Тщательно спланированная разработка стратегии управления предприятием должна также координировать действия коллектива. Представители американской школы склонны к явному контролю результатов своей деятельности, а японская модель тяготеет к скрытым механизмам регулировки спорных ситуаций. В то же время на японском предприятии практикуется коллективное принятие решений, коллективная ответственность, сплоченность команды и поощрение инициативы каждого сотрудника ради достижения общего блага являются сильными сторонами, отличающими данную модель управления. Тогда как американские компании выбирают индивидуальный подход к каждому работнику, стимулируя самостоятельность, инициативу и вводя личную ответственность за принятые решения [15].

Каждая из двух моделей  доказала свою работоспособность и  право на существование. Несмотря на явные отличия, японская и американская системы управления предприятиями  имеют общие приоритеты, такие  как: ставка на потенциал каждого  сотрудника, а также постановка четко  определенных целей перед коллективом.

Таким образом, философия управления персоналом организации - является основой философии организации. Следование правилам философии гарантирует успех и благополучие отношений в коллективе и как следствие - эффективное развитие всей организации.

 

 

1.3. Стили руководства

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников [22].

Концепция стилей руководства  получила интенсивное развитие после  второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом нерешенных проблем. Назовем  главные из них:

    1. Трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей;
    2. Сложность установления причинно - следственных связей между стилем руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль руководства рассматривается как причина достижения определенного следствия - производительности сотрудников.

Однако такое, казалось бы, лежащее на поверхности причинно - следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля;

    1. Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и сотрудники, и руководитель могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль неэффективным, а оценку его использования – недостоверной [22].

Несмотря на эти и некоторые  другие трудности, стили руководства  являются важным ориентиром в решении  задач повышения эффективности  руководства.

Определить стиль руководства  можно двумя способами:

1) Посредством выяснения  особенностей индивидуального стиля  руководства, который использует  начальник по отношению к подчиненным; 

2) С помощью теоретической  разработки комплекса типичных  требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников  и их использование в процессе достижения целей

организации [34].

Научный анализ понятия «стиль руководства» и соответствующей  проблематики связан с именем немецкого  психолога К. Левина, работавшего  в США. В 30-х годах он совместно с сотрудниками провел в университете Иова серию экспериментов с десяти - одиннадцатилетними детьми и в результате анализа и осмысления данных, полученных в ходе этих экспериментов, выделил три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).

Информация о работе Стили управления прсоналом