Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью исследования является анализ стилей, выбор оптимального стиля руководства персоналом организации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, их достоинства и недостатки.
Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.
Проанализировать и сравнить деятельность американских и японских менеджеров.
Сделать выводы о проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ..............................................................................................
1.1. Стратегия и сущность управления персоналом организации………..
1.2. Философия управления персоналом…………………. ……………….
1.3. Стили руководства………………………………………………………
Выводы по главе 1.…………………………….…………………………….
ГЛАВА 2. СТИЛИ РУКОВОДСТВА ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ…...
2.1. Методы построения системы управления персоналом……………….
2.2. Технологические основы реализации различных стилей управления персоналом…………………………………………………………………...
Выводы по главе 2…………..…………………………………..….……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………...…
Эффективность управления персоналом,
наиболее полная реализация поставленных
целей во многом зависят от выбора
вариантов построения самой системы
управления персоналом предприятия, познания
механизма его
Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала; развитие организационной культуры и т.д.
1.2. Философия управления персоналом
Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экологической, организационной и этической точек зрения [12].
Сущность философии управления
персоналом организации заключается
в необходимости улучшения
Таким образом, руководитель должен так расставить людей, чтобы каждый работник на соответствующем месте работ получил максимальное удовлетворение и реализовал наиболее полно свой опыт и умения. Справедливая система рассмотрения жалоб поможет защитить права и достоинство работника, также будет способствовать улучшению качества его трудовой жизни.
Философия управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности в укомплектовании персоналом организации, а также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле.
Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой. Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и как следствие - эффективное развитие организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству, так как персонал - это ее главное достояние [12].
Философия организации разрабатывается на основе философии управления персоналом, которая оформляется в отдельный нормативный документ. Необходимость разработки такого документа диктуется тем, что:
В основу разработки философии организации положены Конституция (Основной Закон), Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Декларация прав человека, коллективный договор, религиозные постулаты, устав предприятия, опыт лучших организаций, стратегия кадровой политики страны. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность организации, уровень благосостояния работников, их культурный уровень, личные взгляды руководителя [12].
Следует отметить, что философия управления персоналом, а значит и организации, в различных странах имеет большие отличия.
Английская философия
Американская философия
Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Преобладают теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда (см. табл. 1).
Российская философия
Таблица 1 - Характеристика разновидностей философии управления персоналом организации
Критерии организации работы |
Японская философия |
Американская философия |
Российская философия |
Основа организации |
Гармония |
Эффективность |
Смешанная |
Отношение к работе |
Главное - выполнение обязанностей |
Главное - реализация заданий |
Главное – реализация заданий |
Конкуренция |
Практически нет |
Сильная |
Практически нет |
Гарантии для работника |
Высокие (пожизненный наем) |
Низкие |
Средние между высокими и низкими |
Принятие решений |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Сверху вниз |
Делегирование полномочий |
В редких случаях |
Распространено |
Распространено |
Отношения с подчиненными |
Семейные |
Формальные |
Семейные и формальные |
Продолжение таблицы 1 | |||
Метод найма |
После окончания учебы |
По деловым качествам |
По деловым качествам |
Оплата труда |
В зависимости от стажа |
В зависимости от результатов |
Смешанная |
Американская модель управления
отличается от японской системы менеджмента
рядом ключевых моментов. Однако каждая
их этих систем доказала свою продуктивность,
продемонстрировав
Несмотря на бесспорный успех и продуктивную работу каждой их данных моделей, они имеют ряд существенных отличий в организации управления.
Известно, что от модели управления предприятием зависит политика руководства относительно рядовых сотрудников. Так, в японской системе практикуется пожизненное принятие на работу, в то время как американские корпорации предлагают своим работникам ограниченный по времени контракт на определенный срок. Данная стратегия приводит к тому, что в американской модели управления работу каждого сотрудника оценивают и быстро назначают на повышение, в то время как японская модель предусматривает длительную перспективу работы с кадрами, поэтому руководство не спешит с оценкой сотрудников и продвижением их по карьерной лестнице [32].
Тщательно спланированная разработка стратегии управления предприятием должна также координировать действия коллектива. Представители американской школы склонны к явному контролю результатов своей деятельности, а японская модель тяготеет к скрытым механизмам регулировки спорных ситуаций. В то же время на японском предприятии практикуется коллективное принятие решений, коллективная ответственность, сплоченность команды и поощрение инициативы каждого сотрудника ради достижения общего блага являются сильными сторонами, отличающими данную модель управления. Тогда как американские компании выбирают индивидуальный подход к каждому работнику, стимулируя самостоятельность, инициативу и вводя личную ответственность за принятые решения [15].
Каждая из двух моделей доказала свою работоспособность и право на существование. Несмотря на явные отличия, японская и американская системы управления предприятиями имеют общие приоритеты, такие как: ставка на потенциал каждого сотрудника, а также постановка четко определенных целей перед коллективом.
Таким образом, философия управления персоналом организации - является основой философии организации. Следование правилам философии гарантирует успех и благополучие отношений в коллективе и как следствие - эффективное развитие всей организации.
1.3. Стили руководства
Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников [22].
Концепция стилей руководства получила интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом нерешенных проблем. Назовем главные из них:
Однако такое, казалось бы, лежащее на поверхности причинно - следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля;
Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.
Определить стиль руководства можно двумя способами:
1) Посредством выяснения
особенностей индивидуального
2) С помощью теоретической
разработки комплекса типичных
требований к поведению
организации [34].
Научный анализ понятия «стиль руководства» и соответствующей проблематики связан с именем немецкого психолога К. Левина, работавшего в США. В 30-х годах он совместно с сотрудниками провел в университете Иова серию экспериментов с десяти - одиннадцатилетними детьми и в результате анализа и осмысления данных, полученных в ходе этих экспериментов, выделил три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).