Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа
Целью работы является анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение теоретического материала по теме «стили руководства».
2. Выявление критериев оценки эффективности труда руководителя и её влияние на результаты деятельности организации.
3. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности предприятия
Введение………………………...……………………………………….3
1 Стиль управления и его роль в деятельности предприятия...….…...5
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия………………….5
1.2 Понятие и факторы формирования стилей руководства………….7
1.3 Характеристика многомерных стилей руководства…………......17
2. Типы руководителей…………………………………………….......23
Заключение………………………………………………………….......31
Список используемых источников и литературы………………...….34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Основы менеджмента»
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………...…………………………
1 Стиль управления и его роль в деятельности предприятия...….…...5
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия………………….5
1.2 Понятие и факторы формирования стилей руководства………….7
1.3 Характеристика
многомерных стилей
2. Типы руководителей……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы………………...….34
ВВЕДЕНИЕ
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.
Сейчас создаются новые, исключительно
благоприятные возможности для
становления
Целью работы является анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение теоретического
2. Выявление критериев оценки
эффективности труда
3. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности предприятия
Объектом исследования работы стали управленческие отношения, взаимодействие руководителя с подчинёнными на примере деятельности конкретного предприятия.
Предметом исследования является теоретический и практический материал по теме, деятельность «Магазин Патриот».
Практическая значимость результатов
исследования заключается в том,
что они позволяют оценить
стиль руководства и
Выбор стиля управления, который стоит осуществить, влияет не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе. Изучение теоретического материала позволило определить особенность каждого стиля, выявить их достоинства и недостатки, возможность применения в том или ином случае.
1. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия
Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Эффективность управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле - соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на их достижение.
Существует три вида эффективности:
Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
Социальная – соотношение
Социально-экономическая –
Основным показателем
К социально-психологическим
Эффективность управленческой деятельности зависит от способностей руководителя. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Умение улучшать функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчинённых. Он старается не привлекать слабых подчинённых к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства.
Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это заметно снижает эффективность управления в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируются в низкое качество управления персоналом.
1.2 Сущность и классификация стилей управления
Слово «стиль» греческого происхождения,
первоначально оно означало стержень
для писем на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации.
В современной литературе встречаются множество определений стиля управления. Есть в них что-нибудь общее? Общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых. По этому, для нас большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.
Метод управления – это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.
Здесь методы – это способы и
приёмы управления, существующие объективно,
независимо от руководителя, обусловленные
достигнутым уровнем и
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
1. принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
2. специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
3. выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
4. неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
5. индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
6. уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Как видно, субъективные факторы зависят
от личности руководителя, а объективные
факторы формируются под
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
2. Закономерности управления.
3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
6. Уровень практики управления.
7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Указанные слагаемые стиля предопределяют
особенности сочетания в
Итак, стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.
Следующей важной задачей в теоретическом описании стилей руководства является проблема их классификации.
Классификация (лат. Classic- разряд, facere- делать) особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность деления (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности, обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.
Обилие классификаций стилей руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления.
Наиболее часто встречаются три подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный.
Подход с позиции личных качеств – согласно личностной теории лидерства, известной так же под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Поведенческий подход – создал основу для общепринятых классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.