Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа
целью данной курсовой работы является рассмотрение такого вопроса, как авторитет руководителя и культура руководства. При написании работы мною использовалась специальная и учебная литература, а также материалы периодической печати по данной проблеме.
1.Стиль и культура руководства в торговом менеджменте
1.1. Классификация стилей руководства
1.2. Культура руководства в системе менеджмента
1.3. Проблемы руководства
1.4. Авторитет руководства
2.Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям
Заключение
Список литературы
Ложный авторитет должности
2. Адаптация стилей руководства к деловым ситуауциям.
Адаптация стилей руководства основывается на разнообразных подходах.
Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.
Ситуационный подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Поведение
руководства должно соответствовать
ситуации, гибкость стиля является
важным признаком качества менеджера.
Следует не только менять стиль управления,
но и создавать соответственные
ситуационные условия. В зависимости
от специфики ситуации руководитель
должен использовать преимущества того
или иного стиля руководства
и управления, а также уметь
нейтрализовать его слабые стороны.
Эффективность руководства
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Но даже такая приятная и человечная теория не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Очень
немногие из тех, кто выбрал карьеру
руководителя, согласны оставаться долгие
годы на одной и той же работе.
Многие активно стремятся к
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один - «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как его еще можно назвать, стиль, «ориентированный на реальность».
Классификация стилей руководства в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится руководитель, представлена в моделях Ф. Фидлера, П. Херси и К. Бланшара, В. Врума и Ф. Йеттона.
Ситуационная модель поведения руководителя, предложенная Фредом Фидлером в 1965 г. исходит из того, что эффективность деятельности менеджера определяется возникающей ситуацией, которая характеризуется:
· сложившимися отношениями между руководителем и членами возглавляемого им коллектива: важнейшими параметрами этих отношений являются лояльность и доверие подчиненных к руководителю, основанные на привлекательности его личности;
· стоящими перед коллективом задачами: важнейшими параметрами являются их структурированность (возможность разделения на подзадачи), новизна для коллектива и четкость их постановки;
· полномочиями руководителя, определяемые объемом ресурсов, которые он может использовать для поощрения подчиненных, и поддержкой, оказываемой ему со стороны формальной организации.
Исходя из этих трех характеристик, можно определить 8 возможных ситуаций, расположенных по мере убывания их привлекательности для руководителя.
Изменение эффективного стиля управления при изменении ситуации
Стиль, ориентированный на производство, является самым эффективным как в наиболее благоприятной для руководителя ситуации , так и в наименее благоприятной. Стиль, ориентированный на человеческие отношения, эффективен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда результат зависит не столько от интеллекта, инициативы и волевых возможностей руководителя, сколько от его способности сотрудничать с окружающими его людьми.
Фидлер считал, что поскольку руководитель не может постоянно изменять свой стиль управления в зависимости от изменения ситуации, то, с одной стороны, необходимо помещать руководителя в ситуации, где его стиль руководства будет максимально эффективным, а с другой стороны, руководитель должен сам пытаться изменить ситуацию, сделав ее наиболее благоприятной для себя следующим образом.
1. Сформировать
рабочие команды, наиболее
2. Перепроектировать
стоящую перед коллективом
3. Модифицировать
полномочия руководителя, предоставив
ему больше возможностей для
материального поощрения
Согласно теории жизненного цикла, предложенной Полем Херси и Кеном Бланшаром в 1982 г., важнейшим фактором ситуации, в которой работает руководитель, является "зрелость" его подчиненных. При этом зрелость как отдельного человека, так и коллектива определяется:
· желанием достичь поставленной цели;
· способностью отвечать за собственные и коллективные действия;
· образованием и опытом решения задач соответствующего типа.
Таким образом, зрелость - это не постоянное, приобретенное качество, а характеристика человека или команды в конкретной ситуации. Всего в теории жизненного цикла выделено четыре уровня зрелости:
· низкая: подчиненные не способны и не хотят отвечать за результат выполнения задачи;
· умеренно низкая: подчиненные хотят отвечать за получаемый результат, но не могут этого делать из-за низкой квалификации или малого опыта;
· умеренно высокая: подчиненные имеют достаточные опыт и квалификацию, но не хотят брать ответственность на себя;
· высокая: подчиненные хотят и могут отвечать за выполняемую задачу.
В зависимости от зрелости управляемого коллектива руководитель должен применять разные стили управления: "указание", "продажа", "участие", "делегирование".
1. Стиль
"указание" соответствует низкой
зрелости подчиненных, чью
2. Стиль
"продажа" соответствует
3. Стиль
"участие" соответствует
4. Стиль
"делегирование" соответствует
высокой зрелости коллектива, когда
основной задачей руководителя
становится четкая
Основными недостатками данной модели являются:
· отсутствие метода измерения зрелости;
· нечеткая и упрощенная классификация стилей;
· отсутствие практических подтверждений.
Модель принятия решений Врума - Йеттона была предложена Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном в 1973 г. В этой модели выделяется пять стилей руководства в зависимости от того, насколько руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.
1-й стиль:
руководитель сам принимает
2-й стиль:
руководитель получает
3-й стиль:
руководитель излагает
4-й стиль:
руководитель излагает
5-й стиль:
руководитель излагает
Выбор стиля управления руководителем зависит от сложившейся ситуации. Каждая ситуация может быть охарактеризована рядом параметров, которые могут использоваться руководителем в виде определенных вопросов, позволяющих ее оценить
Практическая
значимость работ по классификации
стилей руководства заключается
в определении более
С другой стороны, сторонники демократически ориентированных стилей утверждают, что наиболее эффективно организовать процесс производства могут только люди, непосредственно им занимающиеся, а рациональные предложения, поступающие сверху, могут встречать сопротивление, сводящее к нулю их выгоду. Поэтому первостепенной задачей руководителя является грамотная мотивация персонала, что влечет за собой удовлетворенность работой и обеспечивает ее эффективность.
Достаточно многочисленные эмпирические исследования не позволили выявить единственно эффективный стиль. Поэтому наиболее эффективным признается адаптивный, то есть меняющийся в зависимости от сложившейся ситуации, стиль. Однако здесь возникает вопрос о способности руководителя менять свой стиль в зависимости от ситуации и тех факторов, которые формируют стиль руководства. Факторы можно разделить на объективные, не зависящие или мало зависящие от руководителя, и субъективные, зависящие от него
Информация о работе Стиль и культура руководства в торговом менеджменте