Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования города Лениногорск;
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;
Введение
3
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
6
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
6
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
13
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск
17
2.1 Анализ степени удовлетворенности жителей города Лениногорск нововведениями в сфере образования
17
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
29
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение
36
Общее образование — основа воспроизводства, развития и базовой безопасности страны — стало привязано к результатам тестового единого экзамена (ЕГЭ).
Отношение респондентов к ЕГЭ сопоставляется с разрушением фундаментальности общего образования, позволяющим формировать высшие способности (мышление, понимание, воображение) и другие базовые для личности характеристики сознания и мышления – 60% опрошенных считают так. При этом дети привыкают к односложным заданиям, творческое начало заглушается под натиском универсальности, дети перестают думать, выбирая лишь варианты ответов как натренированные «животные». Это в свою очередь негативно сказывается на подрастающем поколении, всевозрастающая умственная нагрузка заставляет детей замыкаться в себе.
Анализируя вопрос о введении платного образования, назревает другой вопрос: Что же эффективнее платное образование, или, все же, бесплатное???
Взгляд респондентов на вопрос «платное образование эффективнее бесплатного?». %% | |||
Возраст |
16 – 23 лет |
24 – 32 лет |
33 – 40лет |
да, потому что есть мотивация не выкинуть деньги на ветер |
- |
5 |
5 |
нет, платное образование наоборот способствует отсутствию мотивации |
11 |
8 |
4 |
есть и достоинства и недостатки и в том и в другом |
33 |
22 |
12 |
Что эффективнее платное
образование или бесплатное? Наболевший
вопрос, который уже как только
не исковеркали в различных
Однако есть и такие люди, которые считают, что платное образование способствует отсутствию мотивации, так как повышается коррупция в образовательном процессе, учащиеся покупают аттестаты, дипломы, что способствует наоборот деградации общества, нежели развитию – 23% опрошенных.
Таким образом, сфера образования окончательно будет привязана к «рынку», т.е. к существующему уровню развития промышленности и социальной сферы. Из сферы «производства будущего» образование превращается в сферу «обслуживания настоящего». Образование мирового уровня станет недоступным большинству населения страны.
В целом не только не произойдёт повышения качества российского образования, произойдёт очередной системный провал, деградация примет ускоренный и необратимый характер, а главная задача государства – обеспечить равные возможности получения всей суммы знаний для любого гражданина страны. Поэтому введение понятия «образовательные услуги», за которые гражданин должен платить из собственного кармана, является грубейшим нарушением прав человека.
Следующий вопрос звучит следующим образом: «Можно ли по-Вашему отказаться и изменить эти реформы?».
Мнение респондентов об отказе и изменении этой реформы. %% | |||
Возраст |
16 – 23 лет |
24 – 32 лет |
33 – 40лет |
да, только активная жизненная позиция может помочь делу |
16 |
11 |
8 |
нет, все уже решено и изменению не подлежит |
27 |
15 |
13 |
не знаю |
4 |
3 |
3 |
Менталитет русского человека уникален. Мы привыкли подстраиваться и адаптироваться под те условия, которые нам диктуют, привыкли подчиняться, не имея собственного мнения или же просто его не высказывая, боясь наказания.
Вот и в данном вопросе респонденты сочли нужным лучше оставить все как есть, ибо боятся собственного мнения, так как все уже решено и принято - 55% опрошенных. Однако радует то, что также нашлись и активисты, которые хотят отстаивать свои права, хотят перемен и будут активно бороться за правое дело – 35% опрошенных.
Многие думают, что раз закон принят, то ничего поделать уже невозможно. На самом деле, если посмотреть на практику законодательства, изменение законов, внесение в них поправок, отмена каких-то законов – это обычный законодательный процесс, в котором нет ничего сверхъестественного. Сами разработчики приказов из Минфина говорят: «Что можно ожидать от приказа, если он готовился в авральном порядке перед самым новым годом?! Сейчас начнётся его доработка, будут вноситься многочисленные изменения и т.д.».
Таким образом, обобщая полученный материал, можно сделать следующие выводы:
1. 56% опрошенных против новой реформы в сфере образования, потому что перспектива культурной деградации российского общества в будущем неминуема;
2. причиной принятия
этой реформы, по мнению
3. отношение респондентов к платному высшему образованию без финансирования государства резко негативное (72% опрошенных), так как единая государственная система высшего образования, авторитетная во всём мире, окажется «взорванной»;
4. Отношение респондентов к платному школьному среднему образованию крайне негативное, для них школа перестанет быть единой и окончательно расслоится на узкую прослойку школ и вузов для «богатых» и массовую школу для «бедных»;
5. 67% респондентов против кардинальн
6. отношение респондентов к ЕГЭ сопоставляется с разрушением фундаментальности общего образования, позволяющим формировать высшие способности (мышление, понимание, воображение) и другие базовые для личности характеристики сознания и мышления – 60% опрошенных считают так;
7. 35% опрошенных против этой
Не стоит забывать о том, что образование — это средство раскрытия и развития личности, поэтому оно должно быть дано всем и по максимуму, чтобы каждый мог найти свой талант и развить его. Российское образование на протяжении многих веков складывалось как целостная фундаментальная система знаний, формирующихся на основе классического подхода.
Следствием реформы образования станет не только падение качества образования, резкое сокращение возможности для большинства получить знания, и перспектива культурной деградации российского общества в целом. Закрепляя отношения господства и подчинения, социального неравенства и рыночной конкурентной борьбы «всех против всех», правящий класс объективно начинает историческое движение назад, к тем временам, когда знание, способность самостоятельно мыслить и творить было привилегией немногих.
Надо помнить, что наша пассивность может сыграть с нами злую шутку. От бюджетной реформы не отсидишься, не отгородишься. Только активная жизненная позиция может помочь делу. Надо массово продемонстрировать власти, что мы, народ, очень не хотим этих реформ!
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
Проблема повышения эффективности использования средств из бюджета, выделяемых на образовательную сферу, является достаточно актуальной в настоящее время. По отдельным муниципалитетам доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% совокупных бюджетных затрат.
Величина расходов на образование зависит от стоимости обучения в рамках государственного стандарта. Таким образом, возникает потребность в определении стандартной нормы, гарантированной государством образовательной услуги, финансирование которой должно осуществляться преимущественно за счет средств регионального и муниципального бюджетов, и дополнительных расходов, которые возникают в связи с диверсификацией образовательной услуги.
Перспективным направлением совершенствования практики бюджетного планирования в сфере образования является внедрение на муниципальном уровне системы бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), экономическая сущность которого может быть выражена формулой: «каждый бюджетный рубль должен давать социально-экономическую отдачу». Бюджетирование, ориентированное на результат, является механизмом повышения эффективности социально-экономической политики муниципального образования посредством оптимизации структуры муниципальных расходов и результатов использования бюджетных средств.
В настоящее время при планировании расходной части образовательного бюджета основная часть расходов бюджета осуществляется без тесной увязки с приоритетами образовательной политики, проводимой органами местного самоуправления на среднесрочную перспективу; при подготовке проекта бюджета в заявках, поступающих от главных распорядителей бюджетных средств в финансовые органы, потребности в финансировании основываются, как правило, на корректировке объемов бюджетных средств, выделенных в предыдущем году, а не на количественно измеримых, социально значимых, фактических и ожидаемых результатах расходования средств местного бюджета. Внедрение системы БОР позволит повысить эффективность муниципальных расходов на образование за счет их концентрации на наиболее важных для муниципального образования направлениях. Распределение бюджетных средств должно ставиться в зависимость от достижения показателей социально-экономической результативности, формируемых для каждого образовательного учреждения индивидуально.
Главная цель развития образования
- повышение доступности
- создание условий
для эффективного обеспечения
образовательных учреждений
- повышение качества
образования на основе
- повышение доступности
качественного дошкольного
- создание условий
для получения образования и
социальной адаптации детей-
- создание условий
для активного включения детей
и молодежи в социально-
Таким образом, основными результатами предлагаемых мероприятий являются:
- усиление личностной направленности образования;
- обновление содержания образования;
- расширение психологического
обеспечения учебно-
- совершенствование системы
работы школ, направленной на
сохранение и укрепление
- организация предпрофильной
подготовки и профильного
- создание единого
информационного пространства
- выявление, изучение и развитие возможностей, способностей и интересов каждого ученика;
- выявление влияния, содержания, способов, форм и технологий обучения на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию;
- дальнейший поиск
и апробация форм, методов и
способов развития у учащихся т
- воспитание стремления
к самообразованию, разработка
проблем личностного и
- воспитание потребности
в здоровом образе жизни и
ответственности за свое
- воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое сознание наряду с потребностью к познанию служит основной развития личности и способствует развитию ее духовности.
- повышение общей культуры учащихся;
- создание комфортной
атмосферы в школьном
- создание педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения;
- урочная и организованная
специальным образом
- творческая деятельность
всех субъектов учебно-