Способы совершенствования и развития школьного образования (на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск у

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.


Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования города Лениногорск;
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
6
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
6
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
13
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск
17
2.1 Анализ степени удовлетворенности жителей города Лениногорск нововведениями в сфере образования
17
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
29
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение
36

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ КУРСОВАЯ.doc

— 210.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки РФ

Казанский государственный  технический университет им. А.Н.Туполева

Лениногорский филиал

Кафедра экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Менеджмент в отраслях социальной сферы

на тему:

Способы совершенствования и развития школьного образования

(на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск услугами образовательных учреждений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы

 Руководитель: Ямалеева Э.Р.

ассистент кафедры Э и М.

 

 

 

 

 

 

 

Лениногорск, 2012

 

Содержание

Введение

3

1    Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ

6

1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ

6

1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ

13

2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск

17

2.1  Анализ степени  удовлетворенности жителей города  Лениногорск нововведениями в сфере образования

17

2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск

29

Заключение

33

Список использованной литературы

35

Приложение 

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Важнейшей составляющей социально ориентированной экономики является широко развитая и успешно функционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

- ускорение темпов  развития общества, расширение возможностей  политического и социального  выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному,  информационному обществу, значительное  расширение масштабов межкультурного  взаимодействия, в связи, с чем  особую важность приобретают  факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост  глобальных проблем, которые могут  быть решены лишь в результате  сотрудничества в рамках международного  сообщества, что требует формирования  современного мышления у молодого  поколения;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- возрастание роли  человеческого капитала, который  в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства,  что, в свою очередь, обуславливает  интенсивное, опережающее развитие  образования как молодежи, так и взрослого населения [3, стр. 123].

Отечественная система  образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих  стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем  культуры, науки, образования.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны  государства муниципальная система  образования должна обеспечить эффективное  использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Степень разработанности  темы исследования. Данной проблемой в области социальной сферы муниципального образования занимались такие отечественные авторы как Александрова А., Колесник А., Якимович М.[3], Барцица И.Н., Бакушева В.В.[4], Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Пылин В.В.[6], Карпенко О.М., Бершадская М.Д.[9]. Они рассматривали данную сферу с различных позиций и выдвигали пути совершенствования муниципального образования.

Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.

 

 

Задачи исследования:

- изучение теоретических  аспектов школьного образования  и его роли и значения для  развития гражданина и государства;

- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;

- исследование инновационной  составляющей в сфере школьного  образования города Лениногорск;

- опрос населения города Лениногорск;

- выявление "узких  мест" образовательного процесса  в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;

- проведение собственного  исследования качества образования в городе Лениногорск;

- разработка мероприятий  по повышению качества муниципальных  образовательных услуг в городе Лениногорск.

Объектом исследования являются нововведения в системе образования города Лениногорск.

Предметом исследования является разработка теоретических, методических и практических основ совершенствования и развития муниципальных образовательных услуг в городе Лениногорск.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ

1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ

Известно, что отечественное  образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах опустились до 30-40 строчки. В настоящее время ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, растет финансирование, улучшается материально-техническое оснащение, усиливается осознание значимости образования для развития страны, успешно реализуется приоритетный национальный проект "Образование", выделяются гранты учителям, образовательным учреждениям, региональным образовательным системам. Но и багаж накопившихся проблем огромен.

Отмечается тенденция определенной консервации проблемного поля отечественного общего образования:

- положение учителя в обществе;

- здоровье учащихся;

- социальное неравенство в получении качественного образования;

- снижение уровня общей культуры, воспитанности и разностороннего развития школьников;

- низкая эффективность подготовки выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь;

- расслоение образовательных учреждений на школы для богатых и бедных; явные и скрытые денежные поборы.

В общественной мониторинговой оценке состояния и тенденций  развития общего образования выделяются приоритеты, ключевые направления и факторы [10, стр.12].

Остается во многом не решенной главная задача модернизации региональных образовательных систем в рамках национального проекта "Образование" - предоставить всем школьникам, не зависимо от места жительства, возможность получить качественное образование. На это указывают 2/3 респондентов всех категорий образовательного сообщества.

Двухлетний опыт реализации национального проекта показал, что переход на новую систему  оплаты учителей в соответствии с качеством их труда лишь отчасти решает данную социальную, а не чисто педагогическую проблему. К тому же сама зарплата, судя по результатам опросов, остается недостаточной для обеспечения качественной работы и собственной достойной жизни учителей.

В оценках условий  для получения доступного и качественного  общего образования родители считают  ключевыми следующие направления: увеличение объемов дошкольного  образования; развитие сети общеобразовательных  учреждений; обеспечение обязательного общего полного образования; обеспечение ОУ квалифицированными педагогическими кадрами; развитие МТБ; оснащение ОУ современными техническими средствами. Половина родителей считает, что школа удовлетворяет интересы и способности их детей, обеспечивает повышенный уровень образования.

Учителя выделяют как  высокоэффективные следующие направления  работы своих школ: снижение количества неуспевающих (второгодников), формирование готовности выпускников к продолжению  образования. Считают недостаточной  работу школы по профильной подготовке учащихся, ориентацию на получение производственных профессий. Учителями и руководителями ОУ отмечается существенное снижение воспитательной работы в школе и состояние здоровья учащихся.

Наиболее высоко учителя  оценивают степень участия своих ОУ в конкурсном отборе на получение Премии Президента РФ в рамках национального проекта "Образование". Одновременно половина опрошенных учителей отметила свое неучастие в конкурсном отборе [9, стр. 125].

Образовательное сообщество однозначно признает значимость национального проекта "Образование", выступает за его продолжение с учетом опыта достижений и упущений в проведении конкурсных мероприятий.

Проблемы жизни и  сложности социализации молодежи в  рыночных условиях оказываются, по мнению респондентов, сильнее воздействия родителей, учителей и всей системы школьного образования.

Школа и вся система  общего образования оказываются  неконкурентоспособными в выборе молодыми людьми жизненных ориентиров. Школа  и учителя уступают свою первенствующую роль в создании эмоциональной и духовной среды для юношей и девушек СМИ, масс-культуре. Респонденты оценивают их образовательные услуги как чисто педагогическое производство.

Шкала ценностей подрастающего  поколения по большинству ключевых показателей входит в разрез с потребностями общества и самих молодых людей. Не случайно так много разочарований в жизни, эмоциональных и психических срывов и как следствие - пьянство, наркомания, агрессия, преступность в молодежной среде.

Больше всего сегодня  они хотят быть похожими на родителей и близких членов семьи. Семья по-прежнему играет ключевую роль в воспитании и формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Другой вопрос, - какие ценности прививает и может транслировать современная семья, которая сама часто находится в ситуации борьбы за выживание.

Труд и ориентация на людей труда перестали быть жизненными основными ценностями.

Мониторинг убедительно  показывает наличие в каждой школе, административно-территориальной и  федеральной образовательных системах потенциала для эффективного развития. Представляется целесообразным значительно расширить спектр конкурсных мероприятий по отдельным номинациям национального проекта "Образование": лучшие школы и территориальные образовательные системы по обеспечению доступности качественного образования, воспитанию и социализации, сохранению и укреплению здоровья учащихся и т.п.[12, стр.162]

Школьное образование  сильно не только нововведениями, но и  добрыми традициями, стабильностью  развития, здоровым консерватизмом. Как показывает мониторинг большинство инновационных проектов, разработанных в школах - победителях конкурса по разным причинам не находят распространение в образовательных системах в тех регионах, где располагаются эти школы.

Приданию общественности реального управленческого веса, прозрачности и открытости общего образования будет способствовать, по мнению населения и экспертов, переход от ведомственно-государственной к общественно-государственной аттестации, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений [9, стр.34].

Необходима разработка методики и показателей рейтинговой  диагностики и упреждающего воздействия  на состояние и тенденции системного развития всех структур и направлений  школьного и высшего педагогического  образования в Российской Федерации. Целесообразно ввести систему профессионально-квалификационной общественно-государственной оценки педагогических кадров и выпускников педагогических вузов страны.

Информация о работе Способы совершенствования и развития школьного образования (на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск у