Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования города Лениногорск;
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;
Введение
3
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
6
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
6
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
13
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск
17
2.1 Анализ степени удовлетворенности жителей города Лениногорск нововведениями в сфере образования
17
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
29
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение
36
Министерство образования и науки РФ
Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева
Лениногорский филиал
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент в отраслях социальной сферы
на тему:
Способы совершенствования и развития школьного образования
(на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск услугами образовательных учреждений)
Исполнитель:
студент группы
Руководитель: Ямалеева Э.Р.
ассистент кафедры Э и М.
Лениногорск, 2012
Содержание
Введение |
3 |
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ |
6 |
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ |
6 |
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ |
13 |
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск |
17 |
2.1 Анализ степени
удовлетворенности жителей |
17 |
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск |
29 |
Заключение |
33 |
Список использованной литературы |
35 |
Приложение |
36 |
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшей составляющей социально ориентированной экономики является широко развитая и успешно функционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Образовательная политика
России, отражая общенациональные интересы
в сфере образования и предъявл
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному,
- возникновение и рост
глобальных проблем, которые
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли
человеческого капитала, который
в развитых странах составляет
70-80 процентов национального
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
В условиях приоритетной
поддержки образования со стороны
государства муниципальная
Степень разработанности темы исследования. Данной проблемой в области социальной сферы муниципального образования занимались такие отечественные авторы как Александрова А., Колесник А., Якимович М.[3], Барцица И.Н., Бакушева В.В.[4], Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Пылин В.В.[6], Карпенко О.М., Бершадская М.Д.[9]. Они рассматривали данную сферу с различных позиций и выдвигали пути совершенствования муниципального образования.
Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических
аспектов школьного
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной
составляющей в сфере
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;
- проведение собственного
исследования качества
- разработка мероприятий
по повышению качества
Объектом исследования являются нововведения в системе образования города Лениногорск.
Предметом исследования является разработка теоретических, методических и практических основ совершенствования и развития муниципальных образовательных услуг в городе Лениногорск.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах опустились до 30-40 строчки. В настоящее время ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, растет финансирование, улучшается материально-техническое оснащение, усиливается осознание значимости образования для развития страны, успешно реализуется приоритетный национальный проект "Образование", выделяются гранты учителям, образовательным учреждениям, региональным образовательным системам. Но и багаж накопившихся проблем огромен.
Отмечается тенденция определенной консервации проблемного поля отечественного общего образования:
- положение учителя в обществе;
- здоровье учащихся;
- социальное неравенство в получении качественного образования;
- снижение уровня общей культуры, воспитанности и разностороннего развития школьников;
- низкая эффективность подготовки выпускников к вступлению в самостоятельную жизнь;
- расслоение образовательных учреждений на школы для богатых и бедных; явные и скрытые денежные поборы.
В общественной мониторинговой оценке состояния и тенденций развития общего образования выделяются приоритеты, ключевые направления и факторы [10, стр.12].
Остается во многом не решенной главная задача модернизации региональных образовательных систем в рамках национального проекта "Образование" - предоставить всем школьникам, не зависимо от места жительства, возможность получить качественное образование. На это указывают 2/3 респондентов всех категорий образовательного сообщества.
Двухлетний опыт реализации национального проекта показал, что переход на новую систему оплаты учителей в соответствии с качеством их труда лишь отчасти решает данную социальную, а не чисто педагогическую проблему. К тому же сама зарплата, судя по результатам опросов, остается недостаточной для обеспечения качественной работы и собственной достойной жизни учителей.
В оценках условий
для получения доступного и качественного
общего образования родители считают
ключевыми следующие
Учителя выделяют как
высокоэффективные следующие
Наиболее высоко учителя оценивают степень участия своих ОУ в конкурсном отборе на получение Премии Президента РФ в рамках национального проекта "Образование". Одновременно половина опрошенных учителей отметила свое неучастие в конкурсном отборе [9, стр. 125].
Образовательное сообщество однозначно признает значимость национального проекта "Образование", выступает за его продолжение с учетом опыта достижений и упущений в проведении конкурсных мероприятий.
Проблемы жизни и сложности социализации молодежи в рыночных условиях оказываются, по мнению респондентов, сильнее воздействия родителей, учителей и всей системы школьного образования.
Школа и вся система общего образования оказываются неконкурентоспособными в выборе молодыми людьми жизненных ориентиров. Школа и учителя уступают свою первенствующую роль в создании эмоциональной и духовной среды для юношей и девушек СМИ, масс-культуре. Респонденты оценивают их образовательные услуги как чисто педагогическое производство.
Шкала ценностей подрастающего поколения по большинству ключевых показателей входит в разрез с потребностями общества и самих молодых людей. Не случайно так много разочарований в жизни, эмоциональных и психических срывов и как следствие - пьянство, наркомания, агрессия, преступность в молодежной среде.
Больше всего сегодня они хотят быть похожими на родителей и близких членов семьи. Семья по-прежнему играет ключевую роль в воспитании и формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Другой вопрос, - какие ценности прививает и может транслировать современная семья, которая сама часто находится в ситуации борьбы за выживание.
Труд и ориентация на людей труда перестали быть жизненными основными ценностями.
Мониторинг убедительно
показывает наличие в каждой школе,
административно-
Школьное образование сильно не только нововведениями, но и добрыми традициями, стабильностью развития, здоровым консерватизмом. Как показывает мониторинг большинство инновационных проектов, разработанных в школах - победителях конкурса по разным причинам не находят распространение в образовательных системах в тех регионах, где располагаются эти школы.
Приданию общественности реального управленческого веса, прозрачности и открытости общего образования будет способствовать, по мнению населения и экспертов, переход от ведомственно-государственной к общественно-государственной аттестации, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений [9, стр.34].
Необходима разработка
методики и показателей рейтинговой
диагностики и упреждающего воздействия
на состояние и тенденции