Способы совершенствования и развития школьного образования (на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск у

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.


Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования города Лениногорск;
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
6
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
6
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
13
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск
17
2.1 Анализ степени удовлетворенности жителей города Лениногорск нововведениями в сфере образования
17
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
29
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение
36

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ КУРСОВАЯ.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ

Современные социально-экономические, политические условия развития нашего общества выдвигают на первый план проблему развития системы образования и управления ею.

Решение стоящих перед  учреждениями образования задач  зависит, с одной стороны, от адекватного  понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления.

Превращение муниципального образования в систему современных  эффективных обучающих услуг  предполагает управление их качеством. Сегодня любое образовательное учреждение, предлагая образовательные услуги, становится участником рыночных отношений. Для изучения спроса на образовательные услуги, качественное их удовлетворение требуется маркетинговый подход.

Система управления качеством  образовательных услуг на муниципальном  уровне состоит из следующих компонентов [1]:

- анализа образовательных  потребностей индивидуума, семьи,  общества и государства;

- анализа возможностей  муниципальной образовательной  среды;

- сегментирования рынка  образовательных услуг и отбор  целевых групп потребителей данных  услуг;

- разработка комплексно-целевой  программы управления качеством  образования и услуг.

Обеспечение качества образования  и услуг в условиях муниципальной  системы представляет комплекс: информационное обеспечение качества образования и услуг, специальная комплексно-целевая программа, структура управления, распределение прав, полномочий и ответственности в аппарате управления на основе системного подхода, специальный мониторинг качества образования и услуг.

В современных социокультурных  условиях России развитие системы образования  в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Решение  стоящих перед системой образования задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой от внедрения в практику достижений в области управления на основе образовательного маркетинга [5, стр.78].

Общие условия деятельности системы образования, снабжение отрасли ресурсами, были в тот период, хотя и недостаточными, но относительно стабильными и предсказуемыми, не создавая в объектах управления высокой активности и внутренней мотивации, ориентированной на развитие.

Система управления образованием не была ориентирована на учет потребностей и особенностей людей, человеческого фактора, носила личностно- отчужденный характер. Кроме того, можно сказать, что прежние системы управления образованием имели жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры, неплохо приспособленные к работе в стабильных условиях, но не рассчитанные на изменение и развитие.

Практическая реализация образовательных реформ, ставшая  возможной после провозглашения государственного суверенитета Российской Федерации, ознаменовалась разработкой и принятием ряда стратегических документов, опирающихся на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении образованием. Речь идет о Программе стабилизации российского образования в переходный период (1991 г.) и о Программе реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ (1992 г.).

Серьезным шагом в  создании принципиально новой для  нашей страны нормативно-правовой базы системы образования, основой для существенного изменения образовательной политики стало принятие в 1992 г. Закона РФ "Об образовании", где были сформулированы важнейшие проблемы управления образованием, определены базисные правовые нормы его жизнедеятельности в новых условиях [1].

Для осмысления новой роли системы муниципального управления в управлении качеством образовательных услуг, необходимо разобраться в ее внутреннем строении, проанализировать особенности составляющих ее муниципальных образовательных подсистем, изучить сущность основных понятий: муниципальная образовательная система, образовательные услуги, управление качеством образовательных услуг.

Весь круг относящихся  сюда вопросов целесообразно рассмотреть  с позиций современной науки  и практики.

Ведущей идеей, определяющей все организационно-управленческие отношения отдела образования в аспекте оптимизации их взаимодействия, является идея создания территориальной образовательной системы.

Всякая образовательная  система в рамках города, характеризуется:

1) составом образовательных услуг (она должна обеспечить их необходимое разнообразие);

2) качеством реализации  этих услуг (они должны соответствовать  высокому уровню современных  образовательных технологий, что  обеспечивается системой аттестации  образовательных учреждений и  лицензированием);

3) доступностью образовательных  услуг [6, стр.178].

Сегодня главная цель системы управления образованием и  самих учреждений, создать условия  и помочь обучаемому в учении в  соответствии с его природосообразными способностями и возможностями. Реализации этой идеи служат проекты и программы развития образования многих городов и областей России. Программы развития становятся мощными рычагами государственной и региональной образовательной политики при специальном отслеживании, прогнозировании и планировании следующих оснований:

- концептуально-методическое: определение общественной значимости, смысла и ценности образования  в современный период.

- экономико-правовое: поддерживание  процессов обновления системы  различными видами экономических  ресурсов, регулирование правовых аспектов, развитие образовательных институтов совместно с другими сферами и направлениями стратификации образовательной среды (района, города, области) для удовлетворения образовательных потребностей каждой личности и общества.

- нормативно-финансовое: четкое определение инвестиционной бюджетной государственной и муниципальной образовательной политики и собственно-хозяйственной деятельности в сфере.

Целью управления качеством  образования на муниципальном уровне является обеспечение педагогической, социальной, экономической и организационно-управленческой эффективности деятельности образовательных учреждений.

Перспективными направлениями  повышения эффективности образовательной  деятельности в рамках муниципальной  системы управления качеством образования являются: совершенствование системы изучения образовательных потребностей населения территории; разработка политики в области качества образования; развитие рефлексивной культуры участников образовательного процесса; реализация процедур управления ресурсами; комплексное совершенствование основных, управленческих и поддерживающих процессов [8, стр.15].

В последние годы продолжается процесс становления муниципальных  образовательных систем на новых  принципах и в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией.

На выбор стратегий  их развития накладывает отпечаток  ряд факторов и ограничительных  условий, в числе которых тип  социокультурной ситуации; разделение компетенции и полномочий, ответственности  между федеральными, региональными  и муниципальными органами управления образованием; наличие и динамика кадровых, материально-технических, финансовых, информационно-методических ресурсов и др. [5, стр. 35].

Характерной особенностью развития муниципальных образовательных  систем стало формулирование образовательной ч политики, которая в концентрированном виде отражает их направленность, приоритеты, особенности. Данная политика находит в отражение в долгосрочных, стратегических программах развития.

Вместе с тем задачи модернизации диктуют необходимость перестройки организационно-управленческой структуры, которая позволит реализовать модель опережающего управления и системного междисциплинарного проектирования перспективных моделей управления в образовании.

Модернизация системы  образования предусматривает регулярное обновление всех ее компонентов в связи с изменениями в сфере экономики, науки, культуры и технологий [11, стр. 147].

Российская система  образования в очередной раз  находится на пороге нового этапа  кардинального реформирования.

В целом можно констатировать, что на ход изменений муниципальных образовательных систем накладывают отпечаток и становление механизма государственно-общественного управления образованием, и те глобальные (общемировые) тенденции, которые имеют место:

- общенациональные - стратификация российского общества (появление предпринимателей, безработных, маргиналов), региональная и местная фрагментация населения (этническая, конфессиональная, ценностно-электоральная), диверсификация образования и т.д., что обусловливает потребность в изменении механизмов формирования образовательной политики и управления образованием;

- федерально-региональные - кризисное состояние российского социума и деформированная система управления им, служащие поводом рассматривать систему образования как средство предотвращения социальной деградации и снижения социальной напряженности в обществе;

- социально-управленческие - расширение и перестройка функций социальной сферы, усложнение труда и профессиональной дифференциации, развитие процессов отчуждения между субъектом и объектом управления и бюрократизации управления, что выступает предпосылкой порождения новой управленческой парадигмы [8, стр. 19].

Анализ состояния управления современными образовательными системами  показал, что в последние десятилетия наблюдается процесс адаптации общих положений теории социального управления к особенностям функционирования и развития муниципальных образовательных структур, с преобладанием опоры на структурно-функциональный подход. Характерными чертами этого процесса являются рассмотрение образовательных систем как открытых социальных феноменов в контексте меняющихся социально-экономических условий российского социума, а также учет внутренних механизмов формирования содержания деятельности образовательных учреждений различных видов и типов.

Инициирование и поддержка  инноваций со стороны муниципальной  системы управления образования  возможна путем:

- разработки муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов инновационной деятельности и органов управления образованием;

- создания механизма стимулирования инновационной активности образовательных учреждений, руководителей и педагогов;

- обеспечения функционирования информационно-методической сети, способствующей сбору и анализу информации о ходе инноваций; подготовки пакета методических рекомендаций в помощь педагогу-экспериментатору и руководителю инновационного образовательного учреждения;

- предоставления широких возможностей для повышения квалификации, обмена опытом и получения научно-консультативной помощи по проблемам инновационной деятельности [4, стр. 143].

Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования  к режиму инвестирования в нее. На данном форуме подчеркнуто, что возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из "национальных точек роста". Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

Анализируя состояние  и тенденции развития муниципальных  образовательных систем в обозримом будущем, необходимо представлять, что в сфере образования будет складываться новый организационно-экономический механизм, предполагающий:

- контрактные (рыночные) формы отношений с государством и частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;

- государственное регулирование учебных заведений через механизмы аккредитации и контроля качества образования. Это потребует значительного повышения эффективности и прозрачности этих механизмов;

- постепенное сближение в правах государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;

- перевод значительной части общеобразовательных школ в разряд образовательных организаций, что означает их полную финансовую, самостоятельность, необходимость действовать в условиях реальной рыночной конкуренции.

Концепцией модернизации образования в России предполагается реорганизация управления общим  образованием. В ряде документов подчеркивается, что регионализация образования, сосредоточение основных функций управления на муниципальном и региональном уровнях не способствует реализации единой федеральной политики в сфере образования. Предполагается ввести государственную норму участия в управлении общеобразовательными учреждениями через соучредительство органов власти муниципалитетов и субъектов федерации.

Информация о работе Способы совершенствования и развития школьного образования (на примере анализа степени удовлетворенности жителей города Лениногорск у