Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель исследования - изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в данной сфере на муниципальном уровне и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов школьного образования и его роли и значения для развития гражданина и государства;
- исследование современных тенденций развития школьного образования в РФ;
- исследование инновационной составляющей в сфере школьного образования города Лениногорск;
- опрос населения города Лениногорск;
- выявление "узких мест" образовательного процесса в школе, выявление основных причин снижения качества образования на примере рассмотрения образования города Лениногорск;
Введение
3
1 Теоретические аспекты системы школьного образования в РФ
6
1.1 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
6
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
13
2 Социологическое исследование развития социальной сферы муниципального образования города Лениногорск
17
2.1 Анализ степени удовлетворенности жителей города Лениногорск нововведениями в сфере образования
17
2.2 Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования в городе Лениногорск
29
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение
36
1.2 Особенности развития муниципального школьного образования в РФ
Современные социально-экономические, политические условия развития нашего общества выдвигают на первый план проблему развития системы образования и управления ею.
Решение стоящих перед учреждениями образования задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления.
Превращение муниципального
образования в систему
Система управления качеством образовательных услуг на муниципальном уровне состоит из следующих компонентов [1]:
- анализа образовательных
потребностей индивидуума,
- анализа возможностей муниципальной образовательной среды;
- сегментирования рынка
образовательных услуг и отбор
целевых групп потребителей
- разработка комплексно-целевой
программы управления
Обеспечение качества образования и услуг в условиях муниципальной системы представляет комплекс: информационное обеспечение качества образования и услуг, специальная комплексно-целевая программа, структура управления, распределение прав, полномочий и ответственности в аппарате управления на основе системного подхода, специальный мониторинг качества образования и услуг.
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Решение стоящих перед системой образования задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой от внедрения в практику достижений в области управления на основе образовательного маркетинга [5, стр.78].
Общие условия деятельности системы образования, снабжение отрасли ресурсами, были в тот период, хотя и недостаточными, но относительно стабильными и предсказуемыми, не создавая в объектах управления высокой активности и внутренней мотивации, ориентированной на развитие.
Система управления образованием не была ориентирована на учет потребностей и особенностей людей, человеческого фактора, носила личностно- отчужденный характер. Кроме того, можно сказать, что прежние системы управления образованием имели жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры, неплохо приспособленные к работе в стабильных условиях, но не рассчитанные на изменение и развитие.
Практическая реализация образовательных реформ, ставшая возможной после провозглашения государственного суверенитета Российской Федерации, ознаменовалась разработкой и принятием ряда стратегических документов, опирающихся на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении образованием. Речь идет о Программе стабилизации российского образования в переходный период (1991 г.) и о Программе реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ (1992 г.).
Серьезным шагом в создании принципиально новой для нашей страны нормативно-правовой базы системы образования, основой для существенного изменения образовательной политики стало принятие в 1992 г. Закона РФ "Об образовании", где были сформулированы важнейшие проблемы управления образованием, определены базисные правовые нормы его жизнедеятельности в новых условиях [1].
Для осмысления новой роли системы муниципального управления в управлении качеством образовательных услуг, необходимо разобраться в ее внутреннем строении, проанализировать особенности составляющих ее муниципальных образовательных подсистем, изучить сущность основных понятий: муниципальная образовательная система, образовательные услуги, управление качеством образовательных услуг.
Весь круг относящихся сюда вопросов целесообразно рассмотреть с позиций современной науки и практики.
Ведущей идеей, определяющей все организационно-управленческие отношения отдела образования в аспекте оптимизации их взаимодействия, является идея создания территориальной образовательной системы.
Всякая образовательная система в рамках города, характеризуется:
1) составом образовательных услуг (она должна обеспечить их необходимое разнообразие);
2) качеством реализации
этих услуг (они должны
3) доступностью образовательных услуг [6, стр.178].
Сегодня главная цель системы управления образованием и самих учреждений, создать условия и помочь обучаемому в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями. Реализации этой идеи служат проекты и программы развития образования многих городов и областей России. Программы развития становятся мощными рычагами государственной и региональной образовательной политики при специальном отслеживании, прогнозировании и планировании следующих оснований:
- концептуально-методическое:
определение общественной
- экономико-правовое: поддерживание
процессов обновления системы
различными видами
- нормативно-финансовое: четкое определение инвестиционной бюджетной государственной и муниципальной образовательной политики и собственно-хозяйственной деятельности в сфере.
Целью управления качеством образования на муниципальном уровне является обеспечение педагогической, социальной, экономической и организационно-управленческой эффективности деятельности образовательных учреждений.
Перспективными направлениями
повышения эффективности
В последние годы продолжается
процесс становления
На выбор стратегий их развития накладывает отпечаток ряд факторов и ограничительных условий, в числе которых тип социокультурной ситуации; разделение компетенции и полномочий, ответственности между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием; наличие и динамика кадровых, материально-технических, финансовых, информационно-методических ресурсов и др. [5, стр. 35].
Характерной особенностью развития муниципальных образовательных систем стало формулирование образовательной ч политики, которая в концентрированном виде отражает их направленность, приоритеты, особенности. Данная политика находит в отражение в долгосрочных, стратегических программах развития.
Вместе с тем задачи модернизации диктуют необходимость перестройки организационно-управленческой структуры, которая позволит реализовать модель опережающего управления и системного междисциплинарного проектирования перспективных моделей управления в образовании.
Модернизация системы образования предусматривает регулярное обновление всех ее компонентов в связи с изменениями в сфере экономики, науки, культуры и технологий [11, стр. 147].
Российская система образования в очередной раз находится на пороге нового этапа кардинального реформирования.
В целом можно констатировать, что на ход изменений муниципальных образовательных систем накладывают отпечаток и становление механизма государственно-общественного управления образованием, и те глобальные (общемировые) тенденции, которые имеют место:
- общенациональные - стратификация российского общества (появление предпринимателей, безработных, маргиналов), региональная и местная фрагментация населения (этническая, конфессиональная, ценностно-электоральная), диверсификация образования и т.д., что обусловливает потребность в изменении механизмов формирования образовательной политики и управления образованием;
- федерально-региональные - кризисное состояние российского социума и деформированная система управления им, служащие поводом рассматривать систему образования как средство предотвращения социальной деградации и снижения социальной напряженности в обществе;
- социально-управленческие - расширение и перестройка функций социальной сферы, усложнение труда и профессиональной дифференциации, развитие процессов отчуждения между субъектом и объектом управления и бюрократизации управления, что выступает предпосылкой порождения новой управленческой парадигмы [8, стр. 19].
Анализ состояния управления
современными образовательными системами
показал, что в последние десятилетия на
Инициирование и поддержка инноваций со стороны муниципальной системы управления образования возможна путем:
- разработки муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов инновационной деятельности и органов управления образованием;
- создания механизма стимулирования инновационной активности образовательных учреждений, руководителей и педагогов;
- обеспечения функционирования информационно-методической сети, способствующей сбору и анализу информации о ходе инноваций; подготовки пакета методических рекомендаций в помощь педагогу-экспериментатору и руководителю инновационного образовательного учреждения;
- предоставления широких возможностей для повышения квалификации, обмена опытом и получения научно-консультативной помощи по проблемам инновационной деятельности [4, стр. 143].
Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее. На данном форуме подчеркнуто, что возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета - одной из "национальных точек роста". Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят себя через 5-15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.
Анализируя состояние и тенденции развития муниципальных образовательных систем в обозримом будущем, необходимо представлять, что в сфере образования будет складываться новый организационно-экономический механизм, предполагающий:
- контрактные (рыночные) формы отношений с государством и частными заказчиками, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;
- государственное регулирование учебных заведений через механизмы аккредитации и контроля качества образования. Это потребует значительного повышения эффективности и прозрачности этих механизмов;
- постепенное сближение в правах государственных и негосударственных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию;
- перевод значительной части общеобразовательных школ в разряд образовательных организаций, что означает их полную финансовую, самостоятельность, необходимость действовать в условиях реальной рыночной конкуренции.
Концепцией модернизации образования в России предполагается реорганизация управления общим образованием. В ряде документов подчеркивается, что регионализация образования, сосредоточение основных функций управления на муниципальном и региональном уровнях не способствует реализации единой федеральной политики в сфере образования. Предполагается ввести государственную норму участия в управлении общеобразовательными учреждениями через соучредительство органов власти муниципалитетов и субъектов федерации.