Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:31, курсовая работа
Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.
Введение.........................................................................................................................................2
1. Теория спортивного менеджмента.......................................................................................3-4
1.1 Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений......................................4-5
1.2 Миссия и цели спортивной организации...........................................................................5-6
1.3 Система функций менеджмента спортивной организаций..............................................7-9
1.4 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации...............................................................................................................................9-10
1.5 Основные элементы процесса менеджмента.................................................................10-11
1.6 Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту...........11-12
1.7 Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему....13
1.8 Технология выработки управленческого решения по физической культуре и спорту.......................................................................................................................................13-15
2. Спортивный оздоровительный центр как организационное звено управления.................... физической культурой и спортом...............................................................................................16
2.1 Типология современных спортивных клубов России...................................................16-17
2.2 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общества с ограниченной ответственностью..........................................................................................17-19
2.3 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общественного объединения.................................................................................................19-22
3. Основы менеджмента зарубежных спортивно-оздоровительных центров...................23-30
Заключение...................................................................................................................................31
Список используемой литературы........................................................................................32-33
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал чисто оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее, большое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнениями, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивного клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
Таблица 3. Основные различия между общественными и частными
клубами спортивно-оздоровительной направленности
Общественные (муниципальные) |
Частные |
Содержатся на средства налогоплательщиков |
Содержатся на взносы клиентов |
Обслуживают разнообразный контингент посетителей |
Обслуживают целевые рынки |
Цены ниже |
Цены выше |
Качество услуг ниже |
Качество услуг выше |
Принадлежат госучреждениям (школам, больницам и пр) |
Принадлежат частным владельцам |
Некоммерческие |
Ориентированы на прибыль (как правило, 10-20%) |
Строительство оплачивается из налогов населения |
Строительство оплачивается владельцем или при помощи займа |
На маркетинг расходуется не более 3% бюджета |
На маркетинг расходуется 10% бюджета и более |
Не боятся неудач, так как содержатся государством |
Должны приносить прибыль или владелец прекратит данный бизнес |
Зарубежные спортивно-
Таблица 4. Дополнительные виды услуг, предоставляемые спортивно-
оздоровительными клубами США
Услуги |
Количество клубов,% |
Раздевалки с камерами хранения |
72,9 |
Тестирование физподготовки |
59,7 |
Сауна/бани |
47,6 |
Физиотерапия |
31,4 |
Прачечная |
30,5 |
Компьютеры для создания программ физподготовки |
29,1 |
Магазины спорттоваров |
39,8 |
За последнее время характер и направленность спортивно-оздоровительных клубов несколько изменились. Если раньше превалировал igto оздоровительный, восстановительный или соревновательный аспект, то теперь программы стали намного сложнее и серьезнее. Особое внимание уделяется женщинам и детям: женщины приходят заниматься физическими упражнениями, а дети играют, танцуют и т.п.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес, с пожилыми, не имеющими опыта занятия физическими упражнения, с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом и бодибилдингом. За персональную опеку члены готовы платить по 25 долл. в час.
Обобщение менеджмента зарубежных спортивных клубов показывает, что спортивные клубы разных стран обладают некоторой спецификой. В связи с этим нами выделены: американская модель спортивно-оздоровительного клуба; германская модель спортивно-оздоровительного клуба и, наконец, скандинавская модель спортивно клуба. Рассмотрим перечисленные модели менеджмента.
По мнению немецкого специалиста Г.Г. Кеммерера, оптимальная структура организации спортивных клубов в Германии характеризуется следующими параметрами:
- целесообразен 1 клуб на 1 тыс. жителей (в среднем);
- каждый клуб должен
- для каждого клуба обязательны программы соревновательных и несоревновательных видов спорта;
- членство в клубах - платное
(взносы вносятся из расчета
оплаты в среднем одного часа
работы квалифицированного
- в каждом из обществ
- все другие виды, не соответствующие климатическим или географическим условиям, должны быть предусмотрены в соседнем клубе в радиусе одного часа езды.
Клубы не только ежегодно организуют около 10 млн. спортивных мероприятий, но и проводят 8,2 тыс. различных курсов. Одна из составных частей деятельности клубов - подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе. В стране насчитывается 1,4 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, членами президиумов, судьями, казначеями и т.д. Их труд ежегодно оценивается более чем в 3,6 млрд. западногерманских марок, или 2 млрд. долларов. Ежегодно они проводят па спортивных площадках или за рабочим столом 185 млн. часов. Какое правительство, компания или другая система в состоянии позволить себе содержать их?
Безусловно, есть и штатные специалисты-
Экономическая значимость системы спортивных клубов просто замечательна: 3,6 млрд марок государство экономит за счет неоплачиваемого труда. Дополнительные 3,5 млрд марок составляют ежегодный финансовый бюджет клубов. Денежных средств клубов на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литературу расходуется 20 млрд марок.
Миллионами участников создан настоящий рынок спорта, в котором члены являются лучшими потребителями по сравнению со спортсменами высокого класса, период выступления которых в большом спорте значительно короче.
Немецкие специалисты по менеджменту спортивных клубов считают, что клуб как форма организации спортивно-оздоровительной работы с населением наиболее эффективен по следующим причинам:
- ориентирован на интересы
- ориентирован на
- ориентирован на здоровый
- ориентирован на добровольную
работу в области спорта: отмечается
высокий процент людей,
- экономически выгоден:
В Германии многие спортивно-оздоровительные клубы в своей деятельности исходят из следующих принципов:
- не существует нежелающих
начинающим следует предлагать занятия спортом в самой упрощенной форме, чтобы уже первые шаги в спорте принесли успех;
- должен быть кто-то (инструктор, друг, родственник и т.д.), кто пригласит и проводит начинающего;
- путь в спорт - это почти всегда путь двоих.
Помимо чисто философских и организационных установок немецкие общественные клубы придерживаются и следующих практических принципов.
1. Доступность клуба: услуги предоставляются по доступным ценам.
2. Помимо предложений заняться
определенным видом спорта
3. Инструкторы по физической подготовке и спорту уделяют внимание каждому занимающемуся. Спортивные залы оснащены современными тренажерами.
4. Молодые люди могут
5. Спорт в коллективе - самый лучший спорт.
В отличие от общественных клубов частные клубы в ФРГ называются фитнес-студиями. Их насчитывается более 5000, в т. ч.550 - женских.
Фитнес-студия - это, как правило, хорошо оборудованное помещение, в котором кроме специальных тренажеров предлагаются и другие виды услуг - индивидуальные тренажеры, оборудование, приспособленное к разному уровню подготовки занимающегося, целевые программы для совершенствования различных частей тела, персональные занятия, документально оформленные индивидуальные планы тренировок и т.д. Они привлекают клиентов тем, что стараются удовлетворить индивидуальные запросы и предлагают услуги, соответствующие уровню подготовки клиента. В своей работе они зачастую отходят от общепринятых в спортивной педагогике методик и установок.
Какие еще преимущества видят занимающиеся
в таких частных "фитнес-студиях"?
Прежде всего подобная студия облетает
начинающему его первые шаги в
спорте. Вы посещаете ее, когда у
вас есть свободное время. Занятия
в ней дополняют обычные
Посетителями "фитнес-студий" в Германии является, как правило, молодежь. Возраст 60% участников составляет от 19 до 30 лет. Однако сроки пребывания в них значительно короче, чем в общественных клубах. В среднем 40% участников студий выбывают из них в течение года.
Источники финансирования зарубежных
спортивно-оздоровительных
Современные зарубежные спортивно-оздоровительные клубы и центры - это великолепные комплексы не только спортивно-оздоровительных, но и развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг. Спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа - это, как правило, частные, коммерческие организации, которые соседствуют с традиционными мелкими и средними клубами. Забота об удовлетворении многообразных запросов клиентов и высококачественное обслуживание их - главное условие коммерческого успеха и выживания клуба. Как показывает зарубежная практика, спортивно-оздоровительные клубы и центры нового типа взимают плату с клиентов на 9-10% больше и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб, и соответственно быстрее расширяют свой бизнес.
Анализ данных зарубежных исследований
показывает, что около 70% коммерческих
спортивно-оздоровительных
В начале раздела отмечалось, что в зарубежных странах действуй»г различные виды клубов - общественные (муниципальные) и частные, коммерческие и некоммерческие. В разных видах клубов различны и источники финансирования.
Для муниципальных (общественных) спортивно-оздоровительных
клубов и некоммерческих организаций
основным источником финансирования являются
дотации государственных