Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:09, лекция

Краткое описание

Данная работа является лекцией по дисциплине: "Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта"

Оглавление

1.Определение понятий: «спортивный менеджмент», «спортивный менеджер». Объект, предмет, задачи спортивного менеджмента. Определение ФКиС в качестве объекта управления.
2.Искусство менеджмента и роль менеджера
3.Подготовка спортивных менеджеров
4.Система менеджмента в сфере ФКиС: цель, механизм менеджмента ФКиС. Менеджмент как аппарат управления
5.Функции, принципы и методы спортивного менеджмента
6.Функциональные разновидности менеджмента ФКиС

Файлы: 1 файл

Лекция - Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство РФ по физической культуре и спорту

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«Волгоградская  государственная академия физической культуры»

 

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

ЛЕКЦИЯ № 2

«Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления»

 

 

Перфильева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2007

План лекции

1.Определение понятий:  «спортивный менеджмент», «спортивный  менеджер». Объект, предмет, задачи спортивного менеджмента.  Определение ФКиС в качестве объекта управления. 

2.Искусство менеджмента  и роль менеджера

3.Подготовка спортивных  менеджеров

4.Система менеджмента в сфере ФКиС: цель, механизм менеджмента ФКиС. Менеджмент как аппарат управления

5.Функции, принципы и методы спортивного менеджмента

6.Функциональные разновидности менеджмента ФКиС

 

 

 

Вопрос 1. Определение  понятий: «спортивный менеджмент»,

«спортивный менеджер».

Определение ФКиС в качестве объекта управления

 

Осуществление общей  гуманистической миссии ФКиС проявляется  в многообразии их форм и содержания -  в физическом воспитании подрастающего поколения; в спортивной тренировке любителей различных видов спорта; в виде индивидуальных, групповых,  коллективных занятий и массовых физкультурно-спортивных зрелищ.

Все это естественно  требует рационально организованного  управления развитием и функционированием  физкультурно-спортивного движения, деятельностью ФСО – клубов, секций, федераций и т.д.

 ФКиС рассматриваются как объект управления, которому присущи изменения в менеджменте и маркетинге, в специфике деятельности.

Спортивный  менеджмент – молодая, но быстро развивающаяся область научно-практической деятельности.

Спортивный  менеджмент – один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности.

Организация является ключевым понятием спортивного менеджмента.

ФКиС в  качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество ФСО - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд (по видам спорта), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций.

Продукт деятельности ФСО – это физкультурно-спортивные услуги, т.е. организованные формы занятиями физическими управлениями и спортом, программы спортивной тренировки, спортивные зрелища и т.д.

Общий и специальный  менеджмент имеет одно характерное  свойство: менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей – менеджеров.

Спортивный менеджер – это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в ФСО и владеющий искусством научного управления.

Таким образом, спортивный менеджмент – это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в условиях рыночных отношений, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в рыночных условиях.

Объектом спортивного  менеджмента как самостоятельной науки является совокупность ФСО  страны, продуктом деятельности которых является производство физкультурно-спортивных услуг.

Предмет спортивного  менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

 

Вопрос 2. Искусство  менеджмента и роль менеджера

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы, технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

Роль  менеджера

По мнению зарубежных специалистов, профессионально работающий менеджер должен обладать умениями: техническими, работа с людьми и понимания ситуации.

Менеджеры, работающие в  области производства спортивных товаров  и в области предоставления физкультурно-спортивных услуг, должны обладать специфическими техническими умениями:

1)первое – чисто производственными умениями;

2)второе – умения  использовать спортивный инвентарь,  умения установить взаимосвязь между физическими нагрузками, диетой и т.п.

Умение  работать с людьми характеризуют с точки зрения взаимоотношений с сотрудниками организации, в которой он работает или с сотрудниками других организаций.

Менеджер, обладающий этим умением демонстрирует способность  индивидуального понимания достоинств и недостатков, сходств и различий работников и использования их для осуществления эффективной деятельности.

Понимание ситуации представляет собой наиболее сложное умение и связано со способность. Менеджера видеть процесс деятельности в целом и определять взаимосвязь явлений. Благодаря этому качеству менеджер видит, как могут изменяться взаимоотношения в целом или в отдельных компонентах, в зависимости от изменения конкретной ситуации – производственной, политической, экономической, социальной.

В настоящее  время принято различать десять ролей менеджера, объединенных в 3 большие группы:

1.Представительство

2.Информационная роль

3.Регулирующая роль

1.ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО отражается  в 3-х конкретных ролях:

- номинального начальника;

- руководителя;

- лица, налаживающего  связи.

Роль номинального начальника особенно характерна для менеджеров крупных организаций, т.к. ее суть заключается в представительстве организации на приеме.

Роль налаживающего связи заключается в установлении и поддержании внешних рабочих контактов.

2.ИНФОРМАЦИОННАЯ РОЛЬ  включает три роли:

- аналитик; -  информатор; - оратор.

Аналитик собирает представляющую интерес информацию, полученную из всех доступных внешних источников.

Информатор передает необходимую информацию своим подчиненным

Оратор выступает как в своей организации, так и в других организациях, как в частной, так и в публичной форме.

3.РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ  подразделяется на 4 обязанности:

- антрепренера (внедрение  в процесс производства достижения  науки и техники – нововведения);

- поддержки нормальной  рабочей атмосферы;

- распределителя ресурсов;

- посредника.

Как антрепренер, менеджер внедряет в процесс производства достижения науки и техники (нововведения) для повышения эффективности организации.

Для сохранения работоспособности коллектива менеджер устраняет волнения и беспорядки, приводящие к срыву рабочей обстановки в организации.

Роль распределителя ресурсов связана с ответственностью за своевременное, равномерное и справедливое распределение финансовых средств.

Роль посредника выполняется при разрешении различных споров как между работниками организации, так и между подразделениями той организации, в которой работает менеджер.

 

Вопрос 3. Подготовка спортивных менеджеров

Подготовка  кадров в области ФКиС сопряжена  с рядом следующих  задач:

- создание единой структуры  программ подготовки, обеспечение  их взаимосогласованности;

-  совершенствование содержания, обучения в соответствии с современным уровнем научных знаний;

- разработка основных  характеристик программ обучения.

Система подготовки специалистов имеет несколько ступеней:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ предусматривает  подготовку менеджеров для осуществления организационной и административной деятельности в спортивных клубах и федерациях.

Специалисты, прошедшие  эту ступень обучения, несут ответственность  за создание условий, необходимых для  нормального функционирования спортивных организаций.

Менеджер может выполнять  следующие виды деятельности:

- руководить одной  из секций;

- работать в качестве  секретаря, казначея;

- руководить клубом, ассоциацией.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ обучения готовит менеджеров категории «С», которые могут работать в следующих областях:

- управление и правовые  вопросы;

- планирование и организация;

- финансирование и  налоги;

- пропаганда и реклама.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ – подготовка менеджеров категории  «А», при условии наличия у  обучающихся лицензии «С».

Дипломированные руководящие работники категории «А» могут занимать высшие административные и руководящие посты в спорт.клубах и федерациях.

 

 

Вопрос 4. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ) В

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ЦЕЛЬ И МЕХАНИЗМЫ

 

Из приведенных выше понятий «управление» и «менеджмент» следует, что они представляют системы.

Система (в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим.

       Любая система имеет две основные содержательные характеристики.

        Во-первых, целостность: система представляет совокупность конкретных, с присущими только им свойствам и характером взаимосвязи частей.

       Во-вторых, делимость: система стоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами, т.е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня.

       Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

        Система управления может быть представлена в виде взаимодействия трех элементов. Первым элементом является субъект управления. В качестве второго элемента управления (менеджмента) или управляющая часть системы, оказывающая управленческое воздействие, третий элемент системы объект управления

       Рассмотрим представленную в обобщенном виде модель системы управления (менеджмента) на конкретных примерах.

       В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также иные органы государственного и общественного управления, а в качестве объектов - физкультурно-спортивны  организации различного уровня и характера.

      Цели воздействия  отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение единой политики развития спорта высших достижений, то целью федераций по видам спорта - обеспечение развития конкретного вида, спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших достижений.

           В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных подразделений, а объектом - коллектив сотрудников организации (подразделения) или отдельные исполнители.

         Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние ФСО (отрасли), которое должно быть достигнуто.

         Определение  цели является начальным этапом  процесса менеджмента в ФКиС, т.к. он по своему содержанию  характеризует целенаправленное воздействие.

          Процесс менеджмента как взаимодействие  субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

           Механизм менеджмента в физической культуре и спорте представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных организаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Менеджмент нередко ассоциируется с аппаратом управления как специфическим органом ФСО.

Информация о работе Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления