Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:09, лекция

Краткое описание

Данная работа является лекцией по дисциплине: "Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта"

Оглавление

1.Определение понятий: «спортивный менеджмент», «спортивный менеджер». Объект, предмет, задачи спортивного менеджмента. Определение ФКиС в качестве объекта управления.
2.Искусство менеджмента и роль менеджера
3.Подготовка спортивных менеджеров
4.Система менеджмента в сфере ФКиС: цель, механизм менеджмента ФКиС. Менеджмент как аппарат управления
5.Функции, принципы и методы спортивного менеджмента
6.Функциональные разновидности менеджмента ФКиС

Файлы: 1 файл

Лекция - Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

В отсутствии такого аппарата организация не может существовать, а тем более эффективно функционировать.

Важным является не только наличие аппарата управления, но и  его структурный состав, характер связей между звеньями и элементами структуры управления, степень централизации и децентрализации, полномочия и ответственность работников, занимающих различные должности в аппарате.

Современный менеджмент в сфере ФКиС рассматривается  как система общих представлений о ФСО и «внутрифирменном» управлении ими.

 

Вопрос 5. Функции, принципы и методы спортивного менеджмента

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направлении управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и  конкретные функции менеджмента (управления). В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:

- планирование;

- организация;

-  руководство;

- контроль;

- анализ.

Рассмотрим подробнее  каждую из функций.

Планирование - определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, отвечает на вопросы: «что делать? Как делать?».

Организация – устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Организация отвечает на вопрос: «Кто будет делать?».

Руководство – представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах. 

Контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера.

Анализ – связывает положение организации в целом, ее подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании.

Принципы менеджмента  в сфере ФКиС представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.

К основным принципам  менеджмента в ФКиС можно отнести  следующие:

1.Акцент на перспективы  роста и дальнейшего развития спортивной фирмы (организации);

2.Постоянный анализ  экономической и социальной ситуации, выявление проблем и возможных  путей и способов их решения;

3.Выбор кадровой политики (подбор и расстановка персонала  по рабочим местам);

4.Выбор финансовой политики (определение ожидаемого уровня прибыли).

Изложенные принципы позволяют:

- улучшить взаимоотношения  между сотрудниками для повышения  эффективности результатов работы;

- выявлять потребности  работников и изыскивать возможность  их удовлетворения;

- оказывать влияние  на членов организации и   привлекать их к решению задач,  стоящих перед организацией.

Методы менеджмента  в сфере ФКиС  представляют собой конкретные способы воздействия субъект на объекта органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя ФСО на ее сотрудников.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента  имеет классификация методов  на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками ФСО в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, административные, экономические и социально-психологические.

1.Организационные  методы. Сущность в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по ее организации: выработка целей, нормативов, регламентов; создание проектов; определение методик и правил конкретных действий. Применение организационных методов начально  создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических, социально-психологических.

2.Административныве  методы (методы властной мотивации). Сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к какой-либо деятельности. При их применении руководитель (менеджер) берет на себя полную ответственность за результат деятельности, исполнитель же отвечает только за прямое неисполнение инструкций.

3.Экономические  методы. Сущность их в установлении только общих целей и направлений деятельности без формулировки последовательных шагов к их достижению. Заинтересованность в наилучшем результате – экономическая, выражается в основном в денежных выплатах сотрудникам по результатам труда.

4.Социально-экономические  методы. Сущность их в формировании психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.

 

 

 

 

 

ВОПРОС 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

МЕНЕДЖМЕНТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

(реферат)

 

Специализация труда  менеджеров неуклонно развивается. Поэтому наряду с общим менеджментом выделяют, так называемый функциональный менеджмент.

Охарактеризуем кратко основные функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте, которые в своей взаимосвязанной совокупности представляют систему.

          Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы u системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортuвной организации с учетом постоянно меняющuxся условий внешней среды.

         Стратегический менеджмент, несмотря на то что в его основе жит такая основная функция управления, как планирование, не является ни четко определенным образом действий, ни тем более конкретным планом. Его сущность составляет концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях. В связи с этим стратегический менеджмент есть область деятельности высшего руководства физкультурно-спортивной организации.

Стратегический менеджмент как общая концепция деятельности физкультурно-спортивной организации в конкретных условиях реализуется в различных планах  теснейшим образом связан с такой функциональной разновидностыо менеджмента , как программный (проектный) менеджмент.

Программный (проектный) менеджмент представляет собой   деятельность по управлению не постоянными, а временными объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты или их совокупность.

Организационный менеджмент представляет собой yпpавленческую деятельность, базuрующуюся на общеорганизационных принципах (демократический централизм, иерархичность, сочетание отраслевого и территориального управления, ответственность и др.) и направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция «организация».

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива Физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе.

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации.

В соответствии с международными стандартами инновация рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта или технологического процесса либо в новом подходе к предоставлению социально-культурных услуг.

Спектр инноваций в  деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма многообразен и может быть классифицирован по различным основаниям - технологическим параметрам, типу и степени новизны, степени распространенности, сферам деятельности и др.

        Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе ФСО, и управлению ими.

Риск-менеджмент характеризует  управленческую деятельность в условиях неопределенности, основой которой являются все более непредсказуемые изменения рынка. Обычно риск-менеджмент связывают с экономическими отношениями между хозяйствующими субъектами в связи с рискованными (венчурными) вложениями капитала.

Финансовый  менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Главная задача финансового менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между физкультурно-спортивной организацией и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. В соответствии с этим обычно выделяют два основных блока финансового менеджмента: во-первых, блок «внешние финансы», и, во-вторых, блок «внутренние финансы» (разработка смет, уплата налогов, бухгалтерский учет, аудит, оценка финансового состояния организации при принятии управленческих решений, эмиссия ценных бумаг,   инвестиции и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для самоподготовки

1.Дайте определение  спортивного менеджмента.

2.Какими специфическими умениями должен обладать спортивный менеджер?

3.Нозовите 3 основные  группы, объединяющие роль менеджеров

4.Какие задачи  стоят при подготовке спортивных  менеджеров?

5.Что является объектом и субъектом управления в сфере ФКиС

6.Нозовите  основные функции и принципы  спортивного менеджмента

7.Какие методы  менеджмента используются в сфере  ФКиС

Рекомендуемая литература

1.Гавриленко  В.М. Менеджмент. Пособие для подготовки  к экзаменам. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 192 с.

2.Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент.- М.: Советский  спорт, 1999. – 528 с.

3.Золотов  М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов  С.Г.. Менеджмент и экономика ФКиС: Учебное пособие для студентов  высш. пед. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432.

4.Зубарев  Ю.А. Сучилин А.А. Менеджмент  и маркетинг в сфере ФКиС. Учебное  пособие. – Волгоград: Перемена, 1998. – 162.

5.Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента: Учебное  пособие. – Минск: «Новое знание», 2002. – 336 с.

6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы  менеджмента. – М.: Дело, 1992.

7.Переверзин  И.И. Менеджмент спортивной организации:  Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: «СпортАкадем Пресс», 2002. – 244.

8.Управление  физической культурой и спортом. Учебник для ИФК /Под ред. И.И. Переверзина и др. – М.: ФиС, 1997.


Информация о работе Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления