Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:31, курсовая работа
Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.
Введение.........................................................................................................................................2
1. Теория спортивного менеджмента.......................................................................................3-4
1.1 Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений......................................4-5
1.2 Миссия и цели спортивной организации...........................................................................5-6
1.3 Система функций менеджмента спортивной организаций..............................................7-9
1.4 Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации...............................................................................................................................9-10
1.5 Основные элементы процесса менеджмента.................................................................10-11
1.6 Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту...........11-12
1.7 Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему....13
1.8 Технология выработки управленческого решения по физической культуре и спорту.......................................................................................................................................13-15
2. Спортивный оздоровительный центр как организационное звено управления.................... физической культурой и спортом...............................................................................................16
2.1 Типология современных спортивных клубов России...................................................16-17
2.2 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общества с ограниченной ответственностью..........................................................................................17-19
2.3 Внутренний менеджмент в спортивном оздоровительном центре в форме общественного объединения.................................................................................................19-22
3. Основы менеджмента зарубежных спортивно-оздоровительных центров...................23-30
Заключение...................................................................................................................................31
Список используемой литературы........................................................................................32-33
Физкультурно-спортивная организация, как правило, имеет не одну, а несколько целей. Одна из них, например, может быть связана с массовой физкультурно-оздоровительной работой, а другая - со спортом высших достижений.
Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности или доходности ее работы путем рациональной организации труда.
Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные организации - это некоммерческие организации. В этом случае целью их менеджмента является постоянное стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах.
В целях менеджмента федеральных органов управления физической культурой, спортом и туризмом воплощается социальная политика государства.
В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно применяется так называемое «дерево целей». Разработка дерева целей позволяет менеджерам спортивной организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое количество задач, требующих решения на пути к ее достижению.
К формулировке управленческих целей предъявляется ряд требований, основными из которых являются: конкретность (сформированный результат); обозримость (краткосрочность, долгосрочность); реальность (достижимость); взаимосвязанность, согласованность и эффективность.
Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Функции занимают одно из центральных мест в теории и практике спортивного менеджмента, так как они раскрывают его сущность и содержание отраслевой управленческой деятельности. Различают общие и конкретные или отраслевые функции менеджмента.
Общие функции менеджмента. Возникновение
функций спортивного
Рис.1. Функции менеджментаОбщие функции, раскрывая технологию социального управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Выделяемые по признаку временной цикличности функции получили название общих (основных) функций менеджмента. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.8). Стрелки на диаграмме показывают, что движение управленческого воздействия субъекта управления от стадии принятия им решения к управляемому объекту возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Для того чтобы получить обратную информацию от управляемого объекта о произошедших в нем изменениях в связи с управленческим воздействием, необходим учет и контроль этих изменений. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций.
Таким образом, общие функции спортивного менеджмента - это обособившиеся в процессе общественного разделения труда специализированные виды деятельности, выражающие направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Рассмотрим конспективно содержание каждой из указанных функций менеджмента.
Планирование - это стадия управленческой деятельности, содержанием которой является определение целей деятельности организации на предстоящий период и необходимых для этого ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план. План включает: цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Различают стратегическое и оперативное планирование. Основой стратегического планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления развития объекта.
В перспективных и текущих планах физкультурно-спортивной организации определяют рынки потенциальных потребителей своих услуг, устанавливают конкретные цели, задачи и плановые показатели по предоставлению физкультурно-спортивных услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого трудовые, финансовые, материальные ресурсы и др. Планирование как функция спортивного менеджмента включает также разработку целевых комплексных программ, бизнес-планов, календарных планов соревнований и спортивных мероприятий, планов организационной работы и т.д.
Организация - вторая функция менеджмента. Ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием и т.п.
Мотивация - стадия управления, предусматривающая создание стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности с целью активизации персонала спортивных организации к эффективной работе. В спортивном менеджменте мотивация включает, по нашему мнению, также деятельность, имеющую цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и физическими упражнениями, к потреблению физкультурно-спортивных услуг.
Контроль и учет - это стадия управления, задачей которой является оценка качества выполнения принятых решений, количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также оперативный учет проводимой в организации работы.
Координация - стадия процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними, а также с общественностью.
Конкретные функции
разрабатывает городские программы в области физической культуры и спорта;
разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, вносит их и иные предложения но вопросам, относящимся к ведению Москомспорта, па рассмотрение соответствующих государственных органов и должностных лиц, подготавливает заключения по проектам нормативных актов других органов исполнительной власти города в области физическое культуры и спорта;
принимает участие в разработке
проекта закона города Москвы с бюджете
города Москвы, осуществляет контроль
за использование бюджетных средст
осуществляет функции
выполняет функции заказчика по разработке и реализации городских программ в области физической культуры и спорта;
утверждает календарный план городских спортивно-массовых мероприятий, смотров, конкурсов, проводит городские соревнования, учебно-тренировочные сборы, разрабатывает и утверждает положения о проведении городских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;
принимает участие в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) унитарных предприятии, учреждении, организации с участием города Москвы, осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, находящихся в ведении Москомспорта;
организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство по вопросам, входящим в компетенцию Москомспорта;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области физической культуры и спорта;
участвует в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;
обеспечивает разработку и реализацию мер по подготовке и повышению квалификации работников для городского хозяйства в области физической культуры и спорта;
осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Москомспорта, информирует жителей города Москвы о наиболее важных сферах деятельности Москомспорта;
осуществляет сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими, некоммерческими организациями, гражданки по вопросам деятельности Москомспорта;
осуществляет международное
осуществляет другие функции в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Вес общие и конкретные функции
спортивного менеджмента действ
Научный анализ и классификация
компонентного состава
Процесс взаимодействия общих и конкретных функций спортивного менеджмента на примере спортивного клуба может быть представлен в виде матрицы 1.
Таблица 1. Взаимодействие общих и конкретных функций
менеджмента в спортивной организации
Конкретные функции |
Общие функции | ||||
Планиро вание |
Органи зация |
Мотива ция |
Контроль и учет |
Координация | |
1. Организация массовой |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
2. Организация производственной физической культуры |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
3. Маркетинг и реклама |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
4. Подготовка квалифицированных
спортсменов и спортивного |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5. Проведение спортивных |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
6. Подбор, эффективное использование персонала и повышение его квалификации |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
7. Финансовый менеджмент в |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
8. Эффективное использование |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Для понимания процесса взаимодействия
функций спортивного