Специализация и типизация розничных торговых сетей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

  • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.)
  • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
  • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
  • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.)

     прочие (цветы, автомобили, топливо  и т.д.).

 По  степени специализации магазины  делятся:

  • на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
  • специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
  • комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты);
  • универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);
  • неспециализированные (смешанные) магазины — реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин «Товары повседневного спроса»).

Товары  сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие  в пределах товарной группы большое  разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации  по комплексности спроса ассортимент  реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако  необходимо отметить, что при специализации  магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию  на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

Именно  по этим причинам в Номенклатуре типов  магазинов количество основных типов  магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).

Перспективными  направлениями специализации розничной  торговой сети в нашей стране и  за рубежом являются:

  • в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (минимаркетов);
  • в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и  непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 . Типизация РТС.

          Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое  значение для рациональной организации  розничной торговой сети и позволяет  обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие основные признаки:

  • ассортиментный профиль магазина;
  • мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;
  • формы торгового обслуживания;
  • район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается  в установлении для магазина определенного  ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению  торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм торгового обслуживания покупателей  заключается в выборе наиболее оптимальных  форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.).

Район деятельности магазина определяется с  учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:

  • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
  • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены в Номенклатуру типов магазинов, в которой учтены современные требования к развитию и организации торгового обслуживания городского населения, а также зарубежный опыт. Данная Номенклатура включает 118 типоразмеров магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.

Номенклатура  типов магазинов распространяется на организации розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности и применяется:

  • для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
  • работ по рациональной специализации действующей торговой сети;
  • разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
  • планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
  • улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

3.1. Типы торговых  зданий.

       Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. По типу здания магазины различаются:

  • в составе торговых центров;
  • встроенные;
  • встроенно-пристроенные;
  • в специальных отдельно стоящих зданиях.                                 

Магазины, размещаемые  в   составе   торговых   центров, обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Значительная  часть магазинов, особенно старой застройки, размещается на первых этажах жилых  домов, административных зданий (встроенные) или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа (встроенно-пристроенные). Эти виды зданий имеют ограниченные габариты (малая ширина и высота, частая сетка колонн), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования, транспортных средств, загрязненность территории и т.д.).

Специальные отдельно стоящие здания выгодно отличаются от встроенных и встроенно-пристроенных. Они в большей мере обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для любого жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, хозяйственные дворы магазинов изолируются от жилых домов.

По капитальности  сооружения торговые здания делятся на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть).

По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания бывают одно- и многоэтажными, с подвалом или без него. Современные  проекты торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривают строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, которые позволяют наиболее эффективно использовать торговые площади, не требуют средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают наилучшие условия для торгово-технологического процесса. Вместе с тем для одноэтажных зданий необходима большая территория застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно.

В зависимости  от материала стен и конструктивных элементов торговые здания могут быть кирпичными, каменными, гипсо-, шлако- и железобетонными. Типовые проекты наиболее современных магазинов (универсамы, универмаги, дома торговли, торговые центры) предусматривают строительство индустриальными методами из сборных железобетонных конструкций, что значительно ускоряет процесс их строительства и ввода в действие.

Информация о работе Специализация и типизация розничных торговых сетей