Современное состояние и основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:41, дипломная работа

Краткое описание

Местное самоуправление является институтом государственного устройства и представляет собой часть структуры государства как политико-территориального образования.
В ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления записано следующее: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования….
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления………………
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………
1.3. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………………......
Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы.....
2.1. Современное состояние социально-экономического развития города Тулы……………………………………………………………………………..
2.2. Особенности управления города Тулы………….……………………….
2.3. Формирование и анализ ассигнований бюджета города Тулы на социально-экономическое развитие…………………………………………..
Глава 3. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тулы………………………………..
3.1. Инвестиционный проект по строительству жилья для молодых семей в муниципальном образовании город Тула…………………………………..
3.2. Проблемы энергосбережения в муниципальном образовании город Тула……………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом по соц.эк.развитию.doc

— 587.00 Кб (Скачать)

Тема: «Современное состояние и основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования»

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Общая  характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования….

1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления………………

1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии муниципального образования……………………

1.3. Перспективы социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………………………………......

Глава 2. Анализ социально-экономического развития города Тулы.....

2.1. Современное состояние социально-экономического развития города Тулы……………………………………………………………………………..

2.2. Особенности управления города Тулы………….……………………….

2.3. Формирование и анализ ассигнований бюджета города Тулы на социально-экономическое развитие…………………………………………..

Глава 3. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тулы………………………………..

3.1. Инвестиционный проект по строительству жилья для молодых семей в муниципальном образовании город Тула…………………………………..

3.2. Проблемы энергосбережения в муниципальном образовании город Тула……………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………….

 

 

Введение

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика полномочий местного самоуправления в социально-экономическом  развитии муниципального образования

 

 

1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления

 

 

Местное самоуправление является институтом государственного устройства и представляет собой часть структуры государства как политико-территориального образования.

В ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления записано следующее: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [2, с. 1].

В п.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма  осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [6, с. 3].

Основная цель местного самоуправления – обеспечить эффективность управления в местах совместного проживания людей, создать все условия, необходимые для жизнедеятельности населения, максимально приблизив к населению сам управленческий процесс.

Одним из отличий различных  систем местного самоуправления является территориальная организация местного самоуправления. Существуют два основных подхода к ней – так называемые поселенческий и территориальный. В первом случае муниципальные образования формируются в границах поселений (городов, поселков, сельских населенных пунктов), не исключая возможности включения в эти границы прилегающих территорий, во втором – в границах более крупных территориальных образований, представляющих собой объединение нескольких (иногда значительного числа) поселений с целью совместного осуществления местного самоуправления [21, с. 359]. Для современной России характерно сочетание поселенческого и территориального принципов [18, с. 40].

Территориальные правовые основы местного самоуправления в общем  виде определены ч.1 ст.131 Конституции  РФ: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно [1, с. 85].

Это убедительно доказывает, что муниципальное образование это образование со всеми полагающимися атрибутами должен стать крупный город или район, имеющий отлаженные хозяйственные связи и развитую инфрастуктуру.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Это означает, что все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих городских и сельских поселений, муниципальных районов и внутригородских территорий городов Москвы и Санкт-Петербурга реализацию права на местное самоуправление.

Местное самоуправление должно быть максимально приближено к населению и обеспечивать защиту и осуществление интересов граждан, которые основаны на совместном проживании во всех городских поселениях, крупных и больших сельских поселениях, сельских округах.

До 1993г. в России местное самоуправление осуществлялось в 29445 административно-территориальных единицах, в 1999г. – 13669 муниципальных образованиях, а на начало 2002г. – 13496, в 2007г. – 24396 [66, с. 290].

Во Франции, например, действуют более 36000 коммун (муниципалитетов), причем 90% из них имеют менее 2000 жителей. В Италии образовано 8000 муниципалитетов, а в небольшой Швейцарии насчитывается более 3000 общин. Анализ данных свидетельствует, что после 1993г. местное самоуправление не приблизилось, а, наоборот, во многих субъектах Российской Федерации значительно удалилось от городских и сельских поселений не только по сравнению с советским периодом развития России, но даже и по сравнению с 1917г., когда были образованы земские учреждения в волостях. К тому же появилась тенденция к объединению муниципальных образований, к еще большему их укрупнению.

Полянский В.В. отмечает, что Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает создание огромного количества новых муниципальных образований (примерно в восемь раз больше, чем существует в настоящее время), однако для этого не созданы необходимые материальные, финансовые условия – нет ни денег, ни профессионалов [58, с. 47].

Необходимо  наличие определенных социально-экономических факторов, благоприятствующих созданию самоуправляющегося муниципального образования, которые выступают существенными социально-экономическими признаками состоявшегося муниципального образования:

1) экономическая самодостаточность территории (наличие достаточного числа хозяйствующих субъектов, имеющих возможность и заинтересованность финансово ее обеспечивать);

2) особое место территории  в системе общественного разделения  труда (привлекательность для  сторонних инвесторов и возможность влияния на развитие других территорий);

3) значительная доля  активного населения (достаточное  число граждан, способных решать  вопросы местного значения и  проводить для этого организационную  работу);

4) заинтересованность региональной власти в наличии территориальных единиц, способных к самообеспечению и пользующихся поддержкой населения [30, с. 519].

В Российской Федерации  в результате формирования органов местного самоуправления в 1996-2003гг. в основном сложились три формы территориальной организации местного самоуправления:

1. Муниципальные образования созданы практически во всех административно-территориальных единицах (в районах, городах, поселках и сельских округах). В этих случаях система муниципальных образований представляет двух-трехуровневую структуру. Двухуровневая структура – когда в границах территории муниципального образования района имеются муниципальные образования городов районного значения, поселков и сельских округов, а в границах территории муниципального образования города регионального значения созданы внутригородские муниципальные образования. Трехуровневая структура – когда в районе в границах территории муниципальных образований сельских округов имеются муниципальные образования сельских поселений.

2. Муниципальные образования созданы лишь в районах и городах регионального значения, а также в некоторых городах районного значения, поселках городского типа и сельских округах. Как правило, в этих случаях муниципальные образования в границах своих территорий не имеют других муниципальных образований.

3. Муниципальные образования созданы преимущественно в городах и сельских округах, а иногда еще и в сельских поселениях.

Наличие территории является одним из необходимых элементов  статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах [11, с. 253].

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения [6, с. 2].

Муниципальное образование  обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти [63, с. 154].

Муниципальное образование  приобретает правоспособность с момента своего возникновения (образования). Моментом его возникновения и соответственно приобретения правоспособности необходимо считать момент вступления в силу правового акта, определившего их границы [43, с. 52].

Под структурой органов местного самоуправления понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления [33, с. 25].

В структуру  органов местного самоуправления согласно ст.34 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [6, с. 25].

В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации должно быть обязательным [6, с. 25].

О первичности статуса  главы муниципального образования  по отношению к статусу председателя представительного органа (главы  местной администрации) говорит и формулировка п.2, 3, 5 ч. 2 ст.36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которой ясно, что именно глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа (возглавляет местную администрацию), а не наоборот [48, с. 43].

Полномочия главы муниципального образования общего характера изложены в ч.4 ст.36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1) представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действие без доверенности от имени муниципального образования;

2) подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;

3) издание правовых  актов в пределах своих полномочий;

4) право требования созыва внеочередного заседания представительного органа.

5) обеспечение осуществления  органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Орган местного самоуправления –  это орган публичной власти, не входящий в систему органов государственной власти, действующий на территории муниципального образования, обладающий внутренней организационной структурой, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [50, с. 37].

В словаре под редакцией С.И. Ожегова термин «представительный» определяется как: 1) выборный, основанный на представительстве; 2) вполне отражающий чьи-либо интересы [55, с. 581]. В свою очередь, термин «выборный» это: 1) замещаемый по принципу выборности; 2) человек, избранный группой людей для представительства где-либо в качестве ходатая [55, с. 109].

В ч.2 ст.35 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах [6, с. 26].

Представительный орган муниципального образования – это орган публичной  власти, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация о работе Современное состояние и основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования