Совершенствования подбора, отбора и адаптации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Сформировать понимание всех этапов, составляющих процессы набора, отбора и адаптации персонала применительно как к внутренним, так и внешним кандидатам;
• продемонстрировать важность вклада руководителя в данный процесс;
• показать, как организовано планирование рабочей силы и управление реализацией плана;
• показать, как тестирование и интервью могут дать полезную информацию о кандидатах;
• познакомить с факторами, важными при выборе кандидатов;
• показать, что следует учитывать при составлении контрактов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА1. ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКА И ОТБОРА КАДРОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.
Планирование человеческих ресурсов организации-------------------6
Система подбора персонала-----------------------------------------------10

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПОИСКА, ОТБОРА И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУ. «СУРГУТАСУНЕФТЬ».
2.1. Основные элементы подбора кадров. Маркетинг персонала.---------14
2.2. Понятие адаптации и обоснование ее необходимости-----------------24
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДБОРА, ОТБОРА И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
3.1. Подбор персонала--------------------------------------------------------------35
3.2. Отбор персонала----------------------------------------------------------------35
3.3. Адаптация персонала----------------------------------------------------------36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК--------

Файлы: 1 файл

курсовая управление персоналом.doc

— 285.00 Кб (Скачать)

Виды  адаптации

      Суммировав  высказывания различных авторов  и вычленив главное, можно осуществить  классификацию адаптации по следующим критериям:

    1.По отношениям субъект-объект:

    • активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
    • пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
    1. По воздействию на работника:
    • прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
    • регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

    3.По уровню:

    • первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
    • вторичная — при последующей смене работы.

      Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два  вида адаптации:

    • адаптация работника в новой должности;
    • адаптация работника к понижению в должности;

   В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

    4.По направлениям:

    • производственная;
    • непроизводственная.

      Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у Кибанова.

      Попытаемся  раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:

      Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

      Сложность профессиональной адаптации зависит  от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

     Психофизиологическая  адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п. ).

      Психофизиологическая  адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

      Много внимания психофизиологической адаптации  уделено в учебном пособии Веснина. 
 

      

     Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

      Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся  обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

      Сущность  остальных форм адаптации понятна  из названий.

Этапы адаптации

      Согласно  учебному пособию «Управление персоналом»  под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

      Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач.

      Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.

      Этап 2. Ориентация практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

      Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

      Этап  4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

      Управление процессом адаптации — это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.» .

      Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

      Разработка  мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.

Цели  и задачи системы  управления адаптацией

      Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров.

      Цели системы управления адаптацией хорошо сформулированы у Кабанова и могут быть представлены в виде схемы.

      Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову, являются:

    • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
    • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
    • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
    • специальные курсы подготовки наставников;
    • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
    • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
    • подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.
 

      

Функции и направления деятельности подразделений

      Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим  направлениям:

      1. Выделение соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.

      2. Распределение специалистов, занимающихся  управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.

      3. Развитие наставничества, которое  в последние годы на наших  предприятиях незаслуженно забыто.

      Если  говорить о конкретных мерах или  этапах адаптации, то следует четко  разграничивать функции непосредственного  руководителя и менеджера по персоналу.

Оценка  состояния работы по адаптации

      В течение всего адаптационного периода  руководитель должен  неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

      Периодически (не менее двух раз в первый месяц  и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.

      В случае увольнения сотрудника во время  адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования. 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНЖАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДБОРА, ОТБОРА И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА.

      3.1. Подбор персонала

     В ПУ «СургутАСУнефть» подбор персонала осуществляется по довольно жестким критериям, с использованием современных методов тестирования. Особых финансовых вложений не затрачивается ввиду того, что предприятие пользуется популярностью в городе и недостатка в специалистах нет. Это студенты заканчивающие и закончившие высшие учебные заведения, люди уже имеющие стаж, а соответственно и опыт работы в этой деятельности. Основные требования:

      • обязательное высшее образование по специальности;
      • коммуникабельность;

     Согласитесь, хотя требования минимальные, но прохождение 2-х видов тестирования перед собеседованием с руководителем предприятия дают не маловажную оценку кандидату. Единственная отрицательная позиция, это то, что на собеседовании у руководителя предприятия не присутствует непосредственный руководитель комплекса, отдела куда направляется кандидат. Такое единоличное руководство при решении приёма на работу приводит к тому, что принимаются не всегда компетентные работники, хотя можно было бы более доверять непосредственным начальникам при приёме на работу. В таких случаях реже проявляется семейственность, которая чаще всего вредит производству.

3.2. Отбор персонала

     При отборе персонала начальник отдела кадров подходит более серьезно, проводит телефонное интервью, проводит первичный отбор кандидатов. Затем заполняется резюме и анкета. В анкету входят общие вопросы о возрасте, семейном положении, детях, квалифицированности, а также номера телефонов и фамилии людей, которые могли бы вас порекомендовать как хорошего работника.

Информация о работе Совершенствования подбора, отбора и адаптации персонала