Совершенствования организационной культуры ООО «АвтоПрофи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию организационной культуры ООО «АвтоПрофи».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организационной культуры.
2. Проанализировать организационную культуру ООО «АвтоПрофи».
3. Разработать рекомендации по повышению уровня организационной культуры ООО «АвтоПрофи».

Файлы: 1 файл

organizatsionnaya_kultura.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение

Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура, возможно, является самым сильным катализатором, а в случаях неудач - самым большим тормозом в деле реализации стратегических планов, выработанных руководством.

«Организационная культура» - все еще слишком неопределенный термин для описания всего, что лежит за видимой жизнью организации, за поведением людей, их работой, их отношениями и в конечном счете - финансово-экономическими результатами. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем определением, что культура организации - это воплощение отношения работников компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям, которые проявляются в их поведении. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также - в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании.

Если руководство хочет, чтобы работники исповедовали такие ценности и нормы поведения, которые будут способствовать успеху организации, то это дело нельзя пускать на самотек. Успеха не добиться, если его не готовить. Успех в первую очередь приходит к тем компаниям, которые уделяют большое внимание своим сотрудникам и формированию у них настроя на высокие рабочие результаты и поддержку целей организации.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна, и многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности. Организационная культура определяет стратегию предприятия; цели и средства их достижения, а также критерии эффективности в достижении намеченных целей. Организационная культура обеспечивает более тесную коммуникацию между членами организации основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек, общими для всех.

Объект исследования – организационная культура ООО «АвтоПрофи».

Предмет анализа –формирование и развитие организационной культуры ООО «АвтоПрофи».

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию организационной культуры ООО «АвтоПрофи».

Задачи:

1. Изучить теоретические  основы организационной культуры.

2. Проанализировать организационную  культуру ООО «АвтоПрофи».

3. Разработать рекомендации  по повышению уровня организационной  культуры ООО «АвтоПрофи».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены основные понятия организационной культуры её сущность, элементы. Во второй главе проведен анализ организационной культуры ООО «АвтоПрофи». В третьей главе разработаны рекомендации по повышению уровня организационной культуры ООО «АвтоПрофи».

Для написания курсовой работы в основном были использованы труды таких авторов как: Грошев И.В., М. Армстронг, Шаталова Н.И., Шейн Э.Х., Черных Е., Томилов В.В.

 

 

1. Теоретические аспекты формирования и развития организационной культуры предприятия

1.1 Организационная культура и ее элементы

Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие.

Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие просветители наоборот, считали, что культура - переход человека от животного состояния к общественному укладу. И.Г.Гердер считал, что культура - ступень совершенствования человека, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура Гердера - то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. К.Маркс в конце Х1Х в. расширил понятие культуры, включив в него не только духовные, но и материальные составляющие.

Культура - понятие коллективное, то есть культура представляет собой нечто общее для какой-либо группы людей, связанных определенной социальной организацией. Необходимым условием возникновения культуры является общение членов группы между собой.

К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (см. таблицу1.1):

1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов;

2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;

3-я группа: определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию (см. таблицу 1.1).

Организационная культура является одной из важнейших составляющих работы каждой организации. Любая организация, реализуя выбранную стратегию, начинает осуществлять ряд действий. Шаги, которые не соответствуют ее культуре, обречены на сопротивление со стороны персонала. Действия же, соответствующие сложившейся организационной культуре, будут приниматься людьми с большей готовностью. Основные возможности развития для многих организаций лежат именно в области культурной политики. И победы добиваются те руководители, которые могут сделать так, чтобы организационная культура работала на поддержку и успешную реализацию краткосрочных и долгосрочных целей компании [3].

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Характеристика организационной культуры охватывает направления, характеристики которых представлена таблице 1.1.

Таблица 1.1 

 Характеристика организационной культуры

Направление

Характеристика

1

2

Индивидуальная автономность

степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации

структура

взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля

направление

степень формирования целей и перспектив деятельности организации

интеграция

степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности

управленческое обеспечение

степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным

поддержка

уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным

стимулирование

степень зависимости вознаграждения от результатов труда

идентифицированность

степень отождествления работников с организацией в целом

управление конфликтами

степень разрешаемости конфликтов

управление рисками

степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска


Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств.

Обобщая сказанное, можно дать более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития [5].

Анализируя структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня, которые можно представить на рисунке 1.1 [17, с.41].

Рис. 1.1 - Структура организационной культуры

Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности [14, с.47].

Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, Шейн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

Э. Шейн выделил основные допущения (предположения), которые, в зависимости от того, какой вариант доминирует в сознании (и подсознании) руководства и членов организации, определяют философско-идеологическую основу культуры конкретной организации (см. таблицу 1.3) [17, с.26].

Таблица 1.3

 Основные допущения  организационной культуры

Объект предположения

Варианты допущений

Отношение организации к своему окружению

Агрессивное, подчиненное или гармоничное

Природа человеческой активности

Человек проактивен (стремится доминировать), покорен судьбе (фаталист) или находится в гармонии с миром

Человеческая натура

Человек по природе: добр и лоялен, злобен и агрессивен или нейтрален

Реальность и истина

Как люди оценивают объективную реальность, и как они принимают истинность каких-то положений: проверяя, споря и приходя к консенсусу или принимая на веру

Суть человеческих отношений

Жизнь – это конкуренция и соперничество или жизнь – это сотрудничество и взаимопомощь;

какая власть лучше – авторитарно-патерналистская или коллегиально-партисипативная

Отношения «человек–группа»

Когда люди работают эффективнее: если состав группы гомогенен или разнообразен;

индивид в группе должен быть активен и инициативен или конформен и «растворяться» в группе


Эдгар Шейн считает, что культуру нужно изучать на трех уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти уровни, по сути, характеризуют глубину исследования.

1. Артефакты – это видимые  организационные структуры и  процессы. Артефакты можно увидеть, услышать, пощупать. Как следствие, объекты этого уровня легко можно описать. К артефактам относятся форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка здания, символика, обряды и ритуалы организации. Обычно артефакты возникают не на пустом месте. Они вытекают из более глубоких уровней культуры, являются выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и сотрудниками.

Артефакты составляют внешний, видимый слой организационной культуры. Это доступные наблюдению внешние выражения и предметы культуры, фетиши и т.д. Несмотря на то, что это наблюдаемые элементы организационной культуры, часто бывает, что их трудно расшифровать и понять смысл, особенно стороннему человеку. В каждой организации один и тот же артефакт может иметь свое значение. Тем не менее, анализ всей совокупности артефактов может достаточно много сказать о культуре данной организации. Важно отметить, что по артефактам не стоит судить о том, насколько хороша или плоха организационная культура. Ее вообще нельзя оценивать только такими терминами [17, с.29].

Информация о работе Совершенствования организационной культуры ООО «АвтоПрофи»