Совершенствование управления отраслью растениеводства в СПК «Руспол» Русско – Полянского района Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы:
На основе анализа разработать и обосновать предложения по совершенствованию системы управления отраслью растениеводства;
Задачи выпускной квалификационной работы:
- Изучить управление отраслью растениеводства, экономические проблемы в производственных условиях;
- Проанализировать природные, климатические и экономические показатели хозяйства;
- Проанализировать современное состояние зернового производства и организацию рабочих процессов в растениеводстве;
- Выявить негативные факторы в управлении производством зерна и определить их влияние на изменение объема производства.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы управления в АПК
1.1 Составляющие системы управления сельскохозяйственным производством
1.2 Роль и значение зернового хозяйства в развитии сельскохозяйственного производства и всего агропромышленного комплекса страны
1.3 Маркетинг как функция управления
2. Природно-экономическая характеристика СПК «Руспол»
2.1 Общие сведения о хозяйстве и его природно-климатические условия
2.2 Организационная структура и система управления хозяйства
2.3 Экономическая характеристика предприятия
2.4 Место и роль отрасли растениеводства в экономике кооператива
2.5 Анализ рыночной устойчивости хозяйства
3. Совершенствование управления отраслью растениеводства в СПК «Руспол»
3.1 Совершенствование управления отраслью
3.2 Совершенствование управления инновационной деятельностью в производстве продукции растениеводства
4. Охрана окружающей среды
5. Безопасность жизнедеятельности в СПК «Руспол»
6. Выводы и предложения
7. Список использованной литературы
.

Файлы: 1 файл

СПК.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

      Одним из основных направлений совершенствования  производства зерна по мнению ученых ВНИИЭСХ [ 10 ] является:

      Улучшение организации труда и управления:

  • организация эффективного функционирования научных и научно – производственных систем и объединений;
  • совершенствование организационных структур;
  • создание постоянных и временных трудовых коллективов, оптимальное их сочетание;
  • улучшение контроля в производстве и учета использования ресурсов;
  • совершенствование материального стимулирования коллективов и исполнителей с учетом качества работ и продукции, укрепление связи оплаты с конечным результатом;
  • совершенствование нормирования, оперативного управления, организации и оплаты труда;
  • рациональная организация и обслуживание рабочих мест.
 

      1.3 Маркетинг как функция управления 

      При всем многообразии причин, обуславливающих  кризисную ситуацию в агропромышленном производстве, одной из главных является резкое снижение управляемости происходящими процессами.

      Практическая  реализация прав и возможностей предприятия  в осуществлении хозяйственных функций в условиях аграрно-экономической реформы объективно требует рационального внутрихозяйственного устройства и создания эффективной системы управления.[ 9 ]

      Освоение  рыночных механизмов и переход общества в новые экономические и социальные условия функционирования требует соответствующих изменений в системе управления производством.

      Требуют пересмотра и дополнения функции  управления. На передний план выступает такая функция как маркетинг. В современных условиях маркетингу как одному из важнейших элементов рыночного механизма хозяйствования отводится особое место в деятельности любого предприятия независимо от организационно-правовой формы, специализации и размеров. [ 13 ]

      Перед многими сельскохозяйственными  предприятиями встала задача определения направлений развития, обеспечивающих устойчивое экономическое положение на длительную перспективу. Сейчас необходимо подкрепление интуитивных решений руководителей (обычных в российской практике) современными способами менеджмента и маркетинга.

      Если  главное направление деятельности предприятия не меняется, стратегические цели определены, то основные этапы  планирования следующие:

      - анализ текущей ситуации, - постановка текущих целей,

      - определение маркетинговых  целей, - выбор маркетинговой  стратегии;

      - составление плана  мероприятий.

      В этом перечне важное место занимает анализ текущей ситуации, который можно разбить на несколько этапов:

      - отнесение хозяйства к определенному  разделу классификации для определения конкретной методики сбора и анализа информации;

      - описание внутренних факторов, действующих  на предприятии (выпускаемая продукция,  хозяйственный механизм, целевые  и ресурсные ограничения);

      - описание SТЕР факторов (социальные, технологические, экономические, политические факторы) внешнего окружения, оказывающих долгосрочное влияние на деятельность предприятия;

      - описание конкурентного окружения,  включая рынки (местный, районный, региональный), потребителей (индивидуальных и оптовых), поставщиков, основных конкурентов;

      - анализ полученной на предыдущих  этапах информации с использованием анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWОТ анализа), прогнозирования развития рынков, сопоставление каналов распределения.

      В дальнейшем, вслед за постановкой  маркетинговых целей и выбором стратегии должен быть разработан подробный план действий, включающий блоки производства, сбыта, рекламы, обучение персонала и т. п. В полном объеме следует разрабатывать бизнес-план и финансовый прогноз деятельности. [ 13 ]

      Маркетинг сельскохозяйственной продукции отличается сложностью и высокой степенью риска. Направление маркетинговой деятельности в АПК определяется степенью обеспеченности населения продовольствием. В условиях дефицита продукции (спрос превышает предложение) главным является увеличение предложения, при насыщенности рынка возникает потребность в дифференцированном ассортименте, ориентации на различия в требованиях потребителей.

      Организация маркетинговой деятельности включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими службами предприятия. [ 23 ]

      При осуществлении маркетинга на рынке  зерна (впрочем, как и во всем сельском хозяйстве) следует иметь ввиду, что:

      - на итоговую эффективность оказывает  влияние не только технология производства и переработки продукции, но и почвенно-климатические условия, что повышает степень производственного и предпринимательского риска;

      - продукция имеет значительные  объемы, что требует специально  оборудованных складских помещений и обеспеченности перевозок;

      - контроль и сохранение качества продукции часто становятся проблемой, для решения которой нужны значительные финансовые ресурсы;

      - колебания в объемах производства  и реализации продукции, которые определяются погодными условиями и реакцией производителей на цены и правительственную политику в АПК;

      - существует экономическая нестабильность  предприятий и относительно низкие цены на продукцию;

      - товаропроизводители в сельском  хозяйстве имеют меньшую возможность контролировать и управлять движением выпускаемой продукции.[ 21]

 

       2 Природно – экономическая характеристика СПК «Руспол» 

      2.1 Общие сведения о хозяйстве  и его природно-климатические  условия 

      ЗАО племхоз «Руспол» преобразовано  в СПК племхоз «Руспол» на основании  Постановления Главы администрации  Русско - Полянского района

      Омской  области №241-П от 10.05.2001г. (приложение А). СПК племхоз «Руспол» является приемником ЗАО племхоз «Руспол». Устав СПК племхоз «Руспол» утвержден общим собранием членов кооператива (протокол №1 от 02.03.2001г). (приложение А)

      Хозяйство находится в непосредственной близости к Русско - Полянскому элеватору, Русско - Полянской заготконторе и ЗАО "Сыродел", в которые направляется основная продукция. Расстояние до областного центра – 153км, до ближайшей железнодорожной станции - 2км, до пристани - 80км. Связь осуществляется по дороге с твердым покрытием. В хозяйстве функционируют четыре подразделения в четырех населенных пунктах. Центральная усадьба и подразделение №1 расположены в р. п. Русская Поляна. До ближайшего подразделения №2 - 7км., до самого дальнего подразделения №3 - 13км.

      Территория  хозяйства входит в теплый засушливый район. Климат типично континентальный, формируется под влиянием холодных арктических масс воздуха с севера. Общие черты температурного режима территории характеризуются суровой продолжительной зимой, сравнительно коротким, но жарким летом, короткими переходными сезонами весной и осенью, поздними весенними и ранними осенними заморозками.

      По  увлажнению хозяйство относится  к району неустойчивого увлажнения, к засушливой зоне. Большая часть осадков выпадает в летнее время. Преобладают ливневые осадки, вследствие чего распределение по территории крайне неравномерное.

      Преобладающими  ветрами осенью, зимой и весной являются юго-западные. Продолжительность  периода с устойчивым снежным  покровом составляет 145-150 дней. Снежный покров появляется в конце октября, разрушается к середине апреля. На территории хозяйства рек, ручьев, озер нет. Основным источником водоснабжения являются колодцы и буровые скважины, на центральной усадьбе подведен водопровод. На территории СПК "Руспол" преобладают почвы тяжелого механического состава, наиболее распространенными почвами являются черноземы. 

      2.2 Организационная структура и  система управления хозяйства 

      СПК «Руспол» является крупным хозяйством и имеет в своем составе различные подразделения и службы, которые сформированы преимущественно по территориальному признаку, исходя из рационального сочетания отраслей растениеводства и животноводства, поэтому и организационное устройство базируется на комплексных подразделениях.

      Организационная структура СПК «Руспол», структура  управления хозяйством показаны в приложении Б.

      Сложившееся расселение в хозяйстве оказывает  сдерживающее влияние на организацию производства, размещение животноводческих ферм и их размеры. Именно этим объясняется трехступенчатая организационная структура управления: СПК - подразделение (отделение) - бригада.

      Подразделения представляют собой крупные территориальные  образования с самостоятельной  системой севооборотов. В состав подразделений входят: - бригады по выращиванию молодняка КРС и бригада по обслуживанию основного стада КРС, за которыми закреплены скот, производственные постройки, трудовые ресурсы и весь необходимый инвентарь:

      - 1-е отд. специализируется на производстве молока и содержит молодняк до шести месяцев;

      - на 2-ом отд. содержатся телки случного периода для воспроизводства собственного стада и часть для племенной продажи;

      - на 3,4-ом отд. содержится молодняк КРС - бычки, оставшееся поголовье овец «Советский меринос» и лошади.

      Тракторно-полеводческие бригады (ТПБ) – три бригады – на втором, третьем и четвертом отделениях, за которыми закреплена техника, сельскохозяйственный инвентарь. С 2007г в СПК организованы на весенне – осенний периоды работ производственные колонны:

      1-я  – Косовица зерновых культур, состав – 9ед. с\х техники;

      2-я  – Обмолот зерновых культур, состав – 21ед. с\х техники;

      3-я  – Косовица и вывоз зеленой массы, заготовка кормов.

      В хозяйстве также имеются: гараж, мастерская для ремонта тракторов и комбайнов, машинный двор для хранения техники со всех отделений, токовое хозяйство, подразделение по ремонту и строительству, электроцех, котельные, бани, нефтебаза для хранения и отпуска ГСМ, центральный склад.

      В СПК «Руспол» сложилась трехступенчатая, отделенческая, территориальная с линейно-функциональными связями и соподчинением структура управления. Взаимосвязи и отношения строятся на линейно-функциональной основе, которая соединяет преимущества линейного и функционального управления.

      Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в т.ч. отменять или утверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета кооператива.

      Наблюдательный  совет осуществляет контроль за деятельностью правления кооператива. В его состав входят три члена кооператива. Член наблюдательного совета не может являться одновременно членом правления кооператива, председателем правления. Члены наблюдательного совета избирают председателя из своего состава.

      Правление кооператива является исполнительным коллегиальным органом кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива. Члены правления избираются из числа членов кооператива. Правление собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и принимает решения большинством голосов. Правление подотчетно наблюдательному совету и общему собранию.

Информация о работе Совершенствование управления отраслью растениеводства в СПК «Руспол» Русско – Полянского района Омской области