Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:55, реферат
Умение руководителя правильно принять решение, выработать научный подход к нему, определяет его способности выполнять экономические функции, комплексный критерий его управленческой культуры. Обусловлено это тем, что решение служит направляющим и организующим фактором его деятельности, а правильность его принятия сказывается и проявляется в различных аспектах его труда.
В дополнение к модеЛированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.
Платежная матприца. Суть каждого принимаемого руководством решения — выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. Платежная матрица — это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет
СПОСобствовать достижению целей. Платеж представляет собой Денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретнь~и обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу. Слова ~ сочетании с конкретными обстоятельствами’~ очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным. В целом платежная маТрица полезна, когда:
. имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.
. то, что может случиться, с полной определенно~~~~ не известно.
. результаты принятого решения зависят от того, каКая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.
Кроме того, руководитель должен располагать возможностью объективной оценки вероятности релевантных событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности. Руководитель редко имеет полную определенност~ но также редко он действует в условиях полной неопределенно~~~ Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Вероятность можно определить объективно, как поступает игрок в рулетку, ставя на нечетные номера. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководители который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях.
Дерево решений — это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.
Дерево решений можно строить под сложные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений — это полезный инструмент для принятия последовательных решений.
Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применитель~~ к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.
ПРогнозирование — Это метод, в котором ИспоЛьзуются как накопленный опыт, так и Текущие дОпущения насчет будущего с целью его определения.
Разновидности Прогнозов:
. Экономические прогнозы используются для Предсказания общего состояния Экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному Продукту.
. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда ЭТО может произойти, насколько Экономически приемлемыми они могут быть.
. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.
. Прогнозы~ на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знаний. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния Экономики, общественных ценностей, политической обстановки, Технологии и стандартов по защите окружающей среды от загряз нений.
. Социальное прогнозирование, которым в настоящее время занимается всего несколько крупных организаций, Используется для Предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества
Методы прогнозирования:
. неформальные методы;
. количественные;
~ качественные.
К неформальным методам относят:
. вербальная информация (информация получаемая из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональнь~ организациях, от юристов, бухгалтеров, финансовых ревизоров и консультантов. Такая информация затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организаций. Она имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить, и часто на нее вполне полагаются. Иногда, впрочем, данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью. Если такое Происходит, и руководство Использует некачественную информацию для формулирования целей организации, количество проблем при осуществлении целей может быть значительным);
. письменная информация (газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Хотя Эта информация легко доступна,
она страдает теми же недостатками, что и вербальная информация, а именно, она может быть не свежей и не особенно глубокой);
. промышленный шпионаж (иногда он оказывается успешным способом сбора данных о действиях конкурентов, и эти данные затем использовались для переформулирования
целей организации. Поэтому руководители должны защищать данные, имеющие статус
их интеллектуальной собственности).
Количественные методы можно
использовать для прогнозирования,
когда есть основание считать, что
деятельность в прошлом имела
определенную тенденцию, которую можно
продолжить в будущем, и когда
имеющейся информации достаточно для
выявления статистически
~ следственное) моделирование.
Анализ временных рядов. Иногда называемый проецированием тренда, анализ временных рядов основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее. Данный метод анализа часто используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, характеризующегося сезонными колебаниями, ил потребности в кадрах.
Каузальное (причинно-след ственное) моделирование. Каузальное моделирование — наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод прогнозирования из числа применяемы сегодня. Он используется в ситуациях с более чем одной переменной.
.~ Каузальное моделирование — это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемыми факторами и другими переменными.
Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных методов прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных цен.
Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является “мозговой штурм”,
во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются Оценке. Этот может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.
Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на Определенном временном Отрезке зачастую “чувствует” рынок по сути дала точнее, чем количественнЫе модели.
Модель ожидания потребителя. Прогноз, основанный на результатах опроса клиентов Организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собран все полученные таким путем данные и Сделав поправки на пере- или недОоценку, исходя из собственного опыта, руководитель ~зачастую оказывается в состоянии
~ точно предсказать совокупный спрос.
Метод экспертных оценок. Этот метод представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробные вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят Объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно
За1~лючение
Совершенствование процесса
Принятия управленческих решений и
соответственно Повышение качества
принимаемых решений
Модель является представлением системы, идеи или объекта. Руководителю необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальцом мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические).
Этапы Построения модели таковы: Постановка задачи, Определение информационных Ограничений, проверка на Достоверность, реализация выводов и обновление модели.
Общими проблемами моделирования являются недостоверные Предпосылки, информационные ограничения, плохое использование резу.J~ьтатов и чрезмерные расходы.
Теория игр — это
метод, используемый для оценки влияния
какого-либо действия на конкурентов.
Моделями теории очередей можно пользоваться
в соответствии со спросом на них.
Модели управления запасами помогают
руководителю синхронизировать размещение
заказов на ресурсы и оптимизировать
их объемы, а также определять оптимальное
для склада количество готовой продукции.
Модели линейного Программирования
позволяют установить оптимальный
способ распределения дефицитных ресурсов
между конкурирующими потребностями
в них. Имитационное моделирование
— это использование
Метод ПлаТежной матрицы полезен, когда требуется установить, какая альтернатива
~ способна внести наибольший вклад в Достижение целей. дерево решений Позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод необходимо использовать применительно к сложным ситуациям, когда результат Принимаемого решения влияет на Последующие.
Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений