Совершенствование методов управления в организации ОАО Кондитерская фабрика «Пермская»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных методов и моделей управления организацией.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включает в себя:
• изучение понятия и сущности методов управления;
• изучение сущности моделей управления;
• анализ методов и моделей правления на примере компаний, с различными видами деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Теоретическая основа системы методов управления.
1.1. Сущность, содержание и классификация методов управления………… 4
1.2. Мотивационная направленность основных методов управления и их реализация в современных условиях…………………………………………..27
2. Анализ эффективности применения методов управления в ОАО КФ «Пермская».
2.1. Характеристика организации………………………………………….. 29
2.2. Анализ использования методов управления и их эффективность в организации……………………………………………………………………..33
3. Совершенствование методов управления в ОАО КФ «Пермская»
3.1. Внедрение и улучшение социально-психологических и экономических методов управления…………………………………………… 36
3.2. Экономическая эффективность внедрения и улучшения социально-психологических и экономических методов управления……………………. 39
Выводы и предложения…………………………………………………………. 41
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации11.docx

— 115.94 Кб (Скачать)

    Направленность личности  является важной психологической  характеристикой человека и рассматривается  сточки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений[4,c.109].

     Способы психологического  воздействия относят к числу  важнейших элементов психологических  методов управления. Они концентрируют  все необходимые и разрешенные  законом приемы воздействия на  людей для координации в процессе  совместной трудовой деятельности. К способам психологического  воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое  ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

    Внушение представляет  психологическое целенаправленное  воздействие на личность подчиненного  со стороны руководителя при  помощи его апелляции к групповым  ожиданиям и мотивам побуждения  к труду. Внушение может вызвать  у человека, иногда помимо его  воли и сознания, определенное  состояние чувств и привести  к совершению человеком определенного  поступка. Крайне негативной формой  внушения является зомбирование  личности, когда человеку прививаются  строго определенные формы поведения, выходящие за пределы моральных  норм (мафиозные группы, банд формирования, религиозные секты типа "аум  сенрике" и др.).

     Убеждение базируется  на аргументированном и логическом  воздействии на психику человека  для достижения поставленных  целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе

    Подражание является  способом воздействия на отдельного  работника или социальную группу  путем личного примера руководителя  или новатора производства, образцы  поведения которого являются  примером для других.

    Вовлечение является  психологическим приемом, при помощи  которого работники становятся  соучастниками трудового или  общественного процесса, например  выборов руководителя, принятия  согласованных решений, соревнования в коллективе и др [8,c.74].

    Побуждение -- позитивная  форма морального воздействия  на человека, когда подчеркиваются  положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность  в успешном выполнении порученной  работы, что позволяет повысить  моральную значимость сотрудника  на предприятии. В советский период  для побуждения к труду широко  использовались такие формы, как  занесение на Доску почета, вручение  Почетной грамоты, присвоение звания "Победитель соревнования", "Ударник  труда" и др.

   Принуждение - крайняя форма  морального воздействия, когда другие  приемы воздействия на личность  не дали результатов и работника  заставляют, возможно, даже против  его воли и желания, выполнять  определенную работу. Желательно  применять принуждение только  в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести  к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

    Осуждение - прием психологического  воздействия на человека, который  допускает большие отклонения  от моральных норм в коллективе  или результаты труда и качество  работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться  для воздействия на людей со  слабой психикой и практически  бесполезен для воздействия на  отсталую часть коллектива.

     Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

     Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему относится  запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака)[8,c.76].

 Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.

   Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: "он один из нас". В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. В силу того, что человек довольно активно защищает свое "Я", он часто рассматривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.

      Командование применяется тогда, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких бы то ни было критических реакций. При выполнении команд не рассуждают. В жизни встречаются запретительные и побудительные разновидности команд. Первые: "Прекратите!", "Перестаньте нервничать!", "Замолчите!" и т.д. - направлены на немедленное торможение нежелательных актов поведения. Они подаются твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком. Вторые: "Идите!", "Принесите!", "Выполняйте!" и т.д. - нацелены на включение поведенческих механизмов людей.

     Обманутое ожидание эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею. Такое положение дел характерно для многих ситуаций в жизни.

    "Взрыв" - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение "взрыва" требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.

     Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Можно сказать рабочему: "Иванов, замени инструмент" - это форма распоряжения. Можно сказать по-другому: "Я Вам советую заменить инструмент". Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий[10,c.94].

      Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе, к которой принадлежит человек. Общественная мораль зависит от экономического строя общества, национальной принадлежности, социального класса, уровня жизни, образования и ряда других признаков, формирование общественной морали исторически на протяжении многих тысячелетий осуществляет религия и фиксирует в священных писаниях (Библия, Коран) в виде образцов поведения Бога, ангелов и дьявола.

Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше[14,c.44-45].

     Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

Экономические методы

Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на объект. Работнику устанавливаются цели и общая линия поведения, он самостоятельно ищет наиболее рациональные пути их достижения, проявляется инициатива. Качественное и своевременное выполнение/перевыполнение заданий материально вознаграждаются и мотивируются, чаще всего, с помощью денежных выплат. Т.е., в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области обеспечения рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений и расположения производства, финансирование и кредитование, развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и т.д.

Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделений в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия.

В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги инструменты, как политика в области ценообразования, издержек производства, финансирование и кредитование. Эта политика направлена ​​на получение устойчивой прибыли, является конечной целью коммерческого расчета[5,c.45].

Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономического механизма функционирования и развития предприятия предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе политики, которая разработана и осуществлена ​​на высшем уровне управления предприятием.

Особенностью коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям предприятия ( производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделение их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Коммерческий и внутрифирменный расчет - это единая система расчета, следует из общих целей и задач, которые стоят перед предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Планирование является одним из основных рычагов в экономических методах управления. Содержание его, как функции управления, состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в проявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач[3,c.48-49].

Таким образом, назначение планирования состоит в том, чтобы заранее учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые охватывают всю технологическую цепочку : научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализа и оценки существующих ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда следует необходимость согласованности планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства сбыта вслед за изменениями спроса на рынке[8,c.78-80].

Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности предприятий. В современных условиях монополистического рынка существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости в результате ослабления роли цены как непосредственного регулятора производства. Повысилось значения других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. К ним относятся прежде управленческие решения, принимаемые при реализации функции маркетинга и планирования, согласно наиболее полным учетом потребностей рынка.

В практике управления одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности[12,c.340].

Информация о работе Совершенствование методов управления в организации ОАО Кондитерская фабрика «Пермская»