Совершенствование антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке антикризисных предложений для ОАО «Промышленное Нефтегазовое Объединение» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…..
Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления…………….…
на предприятии…………………………………………………………………
1.1. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии……..
1.2. Сущность антикризисного управления на предприятии……………..
Глава 2. Характеристика предприятия………………………………………
2.1. История и основные виды деятельности………………………………..
2.2.Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности……………………………………………………………………..
2.3 Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия…
Глава 3. Предложения по совершенствованию антикризисного управления….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…..

Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления…………….…

на предприятии…………………………………………………………………

1.1. Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии……..

1.2. Сущность антикризисного управления на предприятии……………..

Глава 2. Характеристика предприятия………………………………………

2.1. История и основные виды деятельности………………………………..

2.2.Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности……………………………………………………………………..

2.3 Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия…

Глава 3. Предложения по совершенствованию антикризисного управления….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В условиях советской экономики проблемы антикризисного управления не были столь актуальными как в настоящее время. В стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно, и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды и в антикризисном управлении. Правда, некоторые предприятия и в советский период были убыточными: в промышленности их было примерно 20%, в сельском хозяйстве - около 30%. Но наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливало более низкие цены на их продукцию, в связи с чем возник такой феномен в экономике, как планово-убыточное предприятие. Что касалось других предприятий, убыточность которых являлась следствием бесхозяйственности, то к ним применялись административные меры воздействия - от смены руководства до реорганизации, в том числе в виде присоединения к другому предприятию.

     Задолженность колхозов Госбанку периодически списывалась. Многие убыточные колхозы преобразовывались  в совхозы, а убытки при этом покрывались  за счет дотаций из бюджета. Все эти меры можно считать элементами антикризисного управления, осуществляемого в условиях планово-распределительного хозяйства, хотя понятие "антикризисное управление" тогда не применялось.

     Проблемы  антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.

     Поэтому, цель курсовой работы состоит в разработке антикризисных предложений для  ОАО «Промышленное Нефтегазовое Объединение» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.

     Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих задач:

     - изучение причин возникновения  кризисных ситуаций на предприятии;

     - изучение основ антикризисного  управления на предприятии;

     - рассмотрение последствий кризиса  для предприятия;

     - проведение анализа платежеспособности  на основе показателей ликвидности;

     - проведение анализа финансовой  устойчивости предприятия;

     - проведение анализа деловой активности  предприятия;

     - составление антикризисных предложений  для улучшения финансового состояния  предприятия.

     Объектом  исследования является бухгалтерский  баланс предприятия.

     В качестве теоретической и методологической базы была использована учебная и  учебно-методическая литература, научно-публицистические издания.

 

      Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления на предприятии. 

     1.1 Причины возникновения кризисных  ситуаций на предприятии.

     В различных источниках можно встретить  разное объяснение понятия «предприятие», но в принципе все они имеют схожие моменты. Предприятие - это обособленное учреждение, которое выполняет одну или несколько различных функций по реализации товаров и услуг.

     Так существует ли реальная угроза существованию  предприятия в виде кризиса? К сожалению, такая угроза существует всегда.

     Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может  не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации. На это влияют различные факторы: внешние и внутренние.

     Предприятие зависит от внешних факторов, характеризующих  состояние экономики, в которой  осуществляет свою деятельность предприятие. Изменения в экономике приводят к изменениям и на предприятии. Если экономика находится в состоянии кризиса, то это находит отражение и на предприятии. Однако здесь немаловажную роль играют характер деятельности, масштабы, потенциал предприятия. Оно может вполне успешно противостоять внешним кризисным ситуациям или, в противоположном случае, чутко реагировать на них.

     Для каждого отдельного предприятия  существует свое соотношение внутренних и внешних факторов кризиса. Похожие  по структуре и организации предприятия  в кризисной ситуации могут повести себя совершенно по-разному. Одни будут продолжительное время сопротивляться, другие - находиться на грани банкротства, а третьи - извлекать выгоду. В чем причина? Их может быть много. Среди них и возможный потенциал, стратегия, высокий уровень управления, даже простое стечение обстоятельств. Все это отражает внутренние факторы, которые являются основным оружием в борьбе с внешними.

     Но  может быть и другая ситуация, когда  предприятие входит в кризис при  вполне благоприятных внешних факторах. Здесь причинами являются уже внутренние затруднения, такие как деловые конфликты, организационные проблемы, низкий профессиональный уровень сотрудников, ошибки в принятий решений, некачественный маркетингу многие другие.

     Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

     Формально возможность экономических кризисов возникла с переходом от непосредственного обмена продуктов к товарному обращению посредством денег. Две формальные возможности кризисов заложены в противоречиях между товаром и деньгами.

     Первая  возможность кризисов связана с  функцией денег как средством  обращения. Простое товарное обращение выражается формулой: товар - деньги - товар. В нем процесс обмена разделен на два противоположных и различных по времени акта:

     - продажа: товар - деньги;

     - покупка: деньги - товар.

     Продажа одного товара не означает одновременной  покупки другого, как это было при непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства.

     В качестве продавцов и покупателей  выступают разные субъекты. Возможна ситуация, когда один субъект, продавая свои товары, не захочет вкладывать полученные деньги в производство или  покупать другие товары (сырье, материалы). Это отрицательно скажется на тех субъектах, у кого он раньше покупал товар. Возникнут затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и вызывает кризис.

     Вторая  возможность кризисов связана с  функцией денег как средства платежа. В этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в кредит и актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным.

     Н.Н  Кожевникова - профессор экономических наук, в книге «Основы антикризисного управления предприятиями» выделяет следующие факторы влияющие на платежеспособность предприятия: внешние и внутренние.

     Внешние факторы платежеспособности. Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

     1. Международные факторы складываются под влиянием:

     а) общеэкономических факторов - экономическая  цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных  банков;

     б) стабильности международной торговли - зависит от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

     в) международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

     2. Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием:

     а) политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые  через право и включающие в себя:

     - состояние финансовой системы;

     - отношение к собственности (ее  приватизация или национализация);

     - принципы земельной политики  государства;

     - отношение государства к предпринимательству  (запретительный или стимулирующий  характер);

     - налоговую политику;

     - меры по защите прав потребителей  и предпринимателей (ограничение  монополизма, защита конкуренции  и т.д.);

     б) экономико-демографических факторов, которые характеризуются:

     - цикличностью экономического развития;

     - уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита);

     - предпринимательской активностью.

     3. Рыночные факторы складываются под влиянием:

     а) психографических факторов, проявляющихся  в привычках, традициях и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и отрицательном отношении к другим (потребительский выбор);

     б) научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отражаться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм.

     в) форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга.

     Однако  наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв - крупный  научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

Информация о работе Совершенствование антикризисного управления