Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.

Оглавление

Введение
1. Мотивация
1.1 Понятие мотивации
1.2 Мотивационный процесс
2. Теории мотивации
2.1 Содержательные теории
2.1.1 Иерархия потребностей А. Маслоу
2.1.2 Теория мотивации Мак Клеланда
2.1.3 Теория ERG К. Альдерфера
2.1.4 Теория двух факторов Фредерика Герцберга
2.2 Процессуальные теории
2.2.1 Теория ожидания В. Врума
2.2.2 Теория справедливости
2.2.3 Теория постановки целей и концепция партисипативного управления
2.2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
2.2.5 О теориях
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальныхные .docx

— 90.29 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория Менеджмента» на тему № 13:

«Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных»

 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

                     Трубин

             Дмитрий 

  Александрович

личная подпись

Студент группы ДНГ-301

«___»______2011г.

Научный руководитель

кандидат экономических наук, доцент

 

Гусева

Елена Петровна

личная подпись

«___»______2011г.

Москва 2011

 

  Содержание:

  Введение

  1. Мотивация

  1.1 Понятие мотивации

  1.2 Мотивационный процесс

  2. Теории мотивации

  2.1 Содержательные теории

  2.1.1 Иерархия потребностей А. Маслоу

  2.1.2 Теория мотивации  Мак Клеланда

  2.1.3 Теория ERG К. Альдерфера

  2.1.4 Теория двух факторов  Фредерика Герцберга

  2.2 Процессуальные теории

  2.2.1 Теория ожидания  В. Врума

  2.2.2 Теория справедливости

  2.2.3 Теория постановки  целей и концепция  партисипативного  управления

  2.2.4 Теория мотивации Л. Портера  - Э. Лоулера

  2.2.5 О теориях

  Заключение

 

Введение

  Переход страны к рыночной экономике, выход  на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования и современных  методов управления персоналом.

  В этих условиях перед менеджерами  предприятий встает ряд вопросов:

  какой должна быть стратегия и тактика  современного предприятия;

  как рационально организовать финансовую деятельность предприятия;

  как максимально повысить эффективность  управления трудовыми ресурсами  и др.

  Эти задачи не могут быть эффективно реализованы  без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в  сочетании с высокой организованностью  и дисциплиной.

  Основными задачами мотивации являются:

  формирование  у каждого сотрудника понимания  сущности и значения мотивации в  процессе труда;

  обучение  персонала и руководящего состава  психологическим основам внутрифирменного общения;

  формирование  у каждого руководителя демократических  подходов к управлению персоналом с  использованием современных методов  мотивации.

  Для решения этих задач необходим  анализ:

  процесса  мотивации в организациях, индивидуальной и групповой мотивации, если таковая  имеется в зависимости между  ними изменений, происходящих в мотивации  деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

  Для решения указанных задач применяются  различные методы мотивации.

  Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания  и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался  для достижения желаемых результатов  и просуществовал довольно долго  в условиях административно-командной  системы. Постепенно он трансформировался  в систему административных и  экономических санкций и стимулов. Такой метод был эффективен при  повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части  работы, невозможности поменять место  работы (по разным причинам), а также  в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания. С повышением роли человеческого фактора появились  психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны  окружающих членов коллектива, моральное  удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации  базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством  удовлетворения потребностей.

  Изучение  потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

   

1. Мотивация

 

 

          1.1 Понятие мотивации

  Мотивация, в организационном контексте - это  процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных  целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих  целей организации, то всё равно  ведут они себя так потому, что  уверены, что это лучший способ достижения собственных целей.

  Мотивация, как один из методов функции управления персоналом, является составной частью процесса управления.

  Существует  множество способов улучшить качество выполнения работы. Например, много  законодательных актов могут  запрещать производство (типа требуемого контроля оборудования на предмет загрязнения  и профессиональной безопасности). Производительность рабочего могла  бы также быть увеличена через  инвестиции в более современное  оборудование, такое, как роботы на сборочной линии или текстовые  процессоры для секретарей. Это, конечно, полезно, хотя это - только часть решения  с тех пор, как фактически всё  обслуживание и производственные действия зависят от человека. Даже на наиболее автоматизированных автосборочных  заводах, например, с привлечением малого количества служащих, плохое отношение  служащих к работе и саботаж могут  серьёзно снижать производительность. А в области обслуживание это  предмет особого внимания.

  Другой  способ улучшать производительность и  качество выполнения состоит в том, чтобы улучшить человеческое поведение  на работе через применение современных  концепций и методов управления ресурсами. Они оказались наиболее эффективными для улучшения выполнения служащими своих обязанностей.

  Таким образом, задача менеджера, который  должен мотивировать рабочих в том, чтобы предоставить им возможность  удовлетворить их личные потребности  в обмен на качественную работу.

  Термин  «удовлетворение потребностей»  отражает позитивные чувства облегчения и благополучия, которые ощущает  человек, когда его желание выполнено.

  Практический  менеджмент опирается на определённые теории мотивации, которые могут  быть разделены на две группы. Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей». Процессуальные теории ставят во главу  угла вопрос о том, как возникает  тот или иной тип поведения, что  его направляет, поддерживает и прекращает.

1.2 Мотивационный процесс

  Мотивацию, анализируемую как процесс, можно  представить в виде ряда последовательных этапов.

  Первый  — возникновение потребностей. Человек  ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности: физиологические; психологические; социальные.

  Второй  этап — поиск путей обеспечение  потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

  Третий  этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить  потребность, чтобы получить то, что  желательно, в какой мере можно  добиться того, что необходимо и  то, что реально получить, способно устранить потребность.

  Четвертый этап — реализация действия. Человек  затрачивает усилия, чтобы осуществить  действия, которые открывают ему  возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает  влияние на мотивацию, то на этом этапе  может происходить корректировка  целей.

  Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую  работу, человек получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может  обменять на желаемое для него. Здесь  выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости  от этого происходит изменение мотивации  к действию.

  Шестой  этап — ликвидация потребности. Человек  или прекращает деятельность до возникновения  новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

  Перед нами представлена схема мотивационного процесса:

  мотивация содержательный процессуальный

 

       
 
 

 

  Схема 2.1 - мотивационный процесс.

  Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации  не обеспечивает решающих преимуществ  в управлении данным процессом. Здесь  немаловажным фактором является не очевидность  мотивов. Можно догадываться, какие  мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно.

 
2. Теории мотивации

  Существуют  два подхода к изучению теорий мотивации.

  Первый  подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и  являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга  и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.

2.1 Содержательные теории

  В основе содержательных теорий мотивации  находятся потребности человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без  чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть. Потребности  могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) и  приобретенными (социальными). К первым относятся, например, потребности в  пище, воде, тепле; ко вторым – в общении, получении знаний, самореализации. Наиболее известными теориями мотивации  этой группы являются:

  теория  иерархии потребностей, разработанная  Маслоу;

  теория ERG, разработанная Альдерфером;

  тория приобретенных потребностей МакКлелланда;

  теория  двух факторов Герцберга. 

2.1.1 Иерархия потребностей А. Маслоу

  Маслоу  утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек  в одно и то же время имеет потребности  всех пяти типов, но сила каждой потребности  в какое-то конкретное время зависит  от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов  выстраивается иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на схеме 1

  Менеджер, который знает уровень потребностей своего подчинённого, может предвидеть, какой тип потребностей будет  доминировать у него в будущем, и, следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор.

  Рассмотрим  все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.

  1. Физиологические потребности.

Информация о работе Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных