Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.

Оглавление

Введение
1. Мотивация
1.1 Понятие мотивации
1.2 Мотивационный процесс
2. Теории мотивации
2.1 Содержательные теории
2.1.1 Иерархия потребностей А. Маслоу
2.1.2 Теория мотивации Мак Клеланда
2.1.3 Теория ERG К. Альдерфера
2.1.4 Теория двух факторов Фредерика Герцберга
2.2 Процессуальные теории
2.2.1 Теория ожидания В. Врума
2.2.2 Теория справедливости
2.2.3 Теория постановки целей и концепция партисипативного управления
2.2.4 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
2.2.5 О теориях
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальныхные .docx

— 90.29 Кб (Скачать)

  Теория  справедливости, возможно, самая лёгкая для восприятия из всех мотивационных  моделей, и она обладает наибольшей ценностью для менеджера, который  хочет понять мотивацию своих  подчинённых. Старое выражение «Обманул меня раз - позор тебе, обманул меня дважды - позор мне!» особенно хорошо подходит к отношениям между менеджером и служащими.

  Вот несколько ключевых моментов, которые  должен помнить каждый менеджер о  теории справедливости:

  Проблемы  с подчинёнными возникают тогда, когда они чувствуют, что с  ними несправедливо обошлись.

  Очень трудно сказать, как подчинённые  воспринимают зависимость между  тем, что они вкладывают в свою работу и тем, что они получают от неё. Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают  ли их подчинённые, что к ним относятся  справедливо.

  Стандарты менеджеров для измерения вклада подчинённых в общую работу и  для определения подходящего  уровня их награды должны быть известны всем ещё до того, как работа началась, и должны быть представлены в как  можно более ясной и понятной форме.

  Служащих  больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а по сравнению  со своими коллегами.

  Если  вклад превышает вознаграждение, человек чувствует не удовлетворённость, злость и считает, что с ним  поступили несправедливо. Если вознаграждение превышает вклад человека в достижение целей организации, он испытывает чувство  вины, т.к. считает, что «обманывает» своего менеджера. Приверженцы теории справедливости уверены, что каждое из этих двух негативных ощущений воздействует на мотивацию и заставляет человека действовать так, чтобы восстановить чувство справедливости. Такое поведение  заключается в том, что человек  или начинает работать менее усердно, или прилагает больше усилий, чтобы  преодолеть чувство вины. Другие рабочие, ощутившие несправедливое отношение  к себе, могут пытаться изменить поведение своих товарищей по работе для того, чтобы восстановить справедливость. В конечном итоге, служащие могут просто изменить свои взгляды  на сравнительную ценность вкладов  и вознаграждений или путём сознательной переоценки своих изначальных запросов, или с помощью такого умственного  защитного механизма, как рационализация.  

2.2.3 Теория постановки целей и  концепция партисипативного управления

  К процессному подходу принадлежит  также теория постановки целей, основным автором которой является Эдвин  Лок. Теория исходит из того, что  люди субъективно в той или  иной степени воспринимают цель организации  как свою собственную и стремятся  к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.п.

  Если  цели реальны, то, чем они выше, тем  больших результатов добивается человек в процессе их достижения; в противном случае цели перестают  быть средством мотивирования. К  высоким результатам ведет ясность  и определенность целей, четкость и  конкретность в их постановке. В  то же время их расплывчатость вызывает распыление усилий, а поэтому и  соответствующий результат. Чем  выше приемлемость целей для работника, тем упорнее он будет следовать  им, несмотря на сложность, специфичность  и иные препятствия. Но особенно велика роль в успешной реализации целей  приверженности им, а также надлежащая организация работы и способности  исполнителей.

  Значительное  воздействие на мотивацию работника  оказывает в соответствии с теорией  постановки целей и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель остается удовлетворенным собой и его  мотивация повышается, а в противоположном  случае происходит обратное.

  На  удовлетворенность или неудовлетворенность  достигнутым результатам влияет его внутренняя и внешняя оценка. С внешней оценкой могут быть связаны определенные коллизии. Например, стремясь получить высокую оценку, исполнитель может брать на себя заниженные обязательства, в то же время, несмотря на очень большую проделанную  работу, невыполнение ее в полном объеме, даже в связи с объективными трудностями, оценку снижает, а, следовательно, приводит к демотивации человека

  Человек в организации проявляет себя не только как исполнитель определенной работы или определенной функции. Он проявляет заинтересованность в  том, как организована его работа, в каких условиях он работает, в  том, как его работа сказывается  на деятельности организации. То есть у него имеется естественное стремление участвовать в протекающих в  организации процессах, которые  связаны с его деятельностью  в организации, но при этом выходят  за рамки его компетенции, за рамки  выполняемой им работы и решаемых им задач.

  Концепция партисипативного управления исходит  из того, что, если человек в организации  заинтересованно принимает участие  в различной внутриорганизационной  деятельности, то он тем самым, получая  от этого удовлетворение, работает с большей отдачей, лучше, более  качественно и производительно. Во-первых, считается, что партисипативное  управление, открывая работнику доступ к принятию решения по поводу вопросов, связанных с его функционированием  в организации, мотивирует человека к лучшему выполнению своей работы. Во-вторых, партисипативное управление не только способствует тому, что работник лучше справляется со своей работой, но и приводит к большей отдаче, большему вкладу отдельного работника  в жизнь организации, то есть происходит более полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации

  Партисипативное управление может быть реализовано  по следующим направлениям. Во-первых, работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу того, как им осуществлять свою деятельность. Самостоятельность может касаться, например, таких аспектов их деятельности, как режим работы или выбор средств осуществления работы. Во-вторых, работники могут привлекаться к принятию решения по поводу выполняемой ими работы. В этом случае руководитель советуется с работником по поводу того, что ему делать и как выполнять поставленные перед ним задачи. То есть, говоря иначе, работник привлекается к постановке целей, которых ему предстоит достигать, определению задач, которые ему придется решать. В-третьих, работникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат. В-четвертых, партисипативное управление предполагает широкое участие работников в рационализаторской деятельности, в вынесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом, а также ее отдельных подразделений. В-пятых, возможным направлением осуществления партисипативного управления является предоставление работникам права на формирование рабочих групп из тех членов организации, с которыми им хотелось бы работать вместе. В этом случае дается право принятия решения не только по поводу собственной работы члена организации, но и по поводу того, с кем кооперироваться в групповой деятельности.

  В реальной практике все эти направления  осуществления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как они очень  тесно связаны друг с другом и  очень хорошо дополняют друг друга. Более того, именно в комбинации друг с другом эти отдельные направления  могут эффективно проявить себя, и  именно отдельные устоявшиеся комбинации этих направлений используются как  конкретные формы партисипативного управления.

2.2.4 Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера

  Комплексная процессуальная теория мотивации, известная  как модель Портера - Лоулера, построена  на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали  модель, включив в нее пять переменных величин:

  затраченные усилия

  восприятие

  полученные  результаты

  вознаграждение

  уровень удовлетворенности

  Содержание  модели Портера-Лоулера сводится к  следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное  вознаграждение, человек затрачивает  усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью  вознаграждения. Значительное влияние  на результаты оказывает осознание  человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей, вознаграждения могут  быть внутренними (чувство удовлетворения о выполненной работы, чувство  компетентности и самоутверждения) и внешние (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

  Портер  и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что  результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом  отличатся от тех позиций, на которых  стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворенные работники  дают лучшие результаты.

  Заслуга Портера и Лоулера заключается  в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации. 

2.2.5 О теориях

  В рамках процессуальных теорий мотивации  предполагается мотивирующая роль потребностей, мотивация рассматривается с  точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.

  Теория  ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой  вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда  – результаты», ожидания -- «результаты  – вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения). Наиболее эффективная мотивация  достигается, когда люди верят, что  их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению  особо ценного вознаграждения. Мотивация  ослабевает если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается  людьми невысоко.

  В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным  усилиям и сравнивают его с  тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную  работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению  психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые  усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит  объем затрачиваемых усилий на прежнем  уровне или даже увеличит его.

  Модель  Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника  зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и  возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых  усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности  в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают  сторонники теории человеческих отношений.

  Теория  постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед  собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. При этом предполагается, что постановка целей – это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения – это то, что лежит в основе определения поведения человека.

  Идеи  партисипативного управления могут  быть соотнесены с идеями теорий мотивации, опирающихся на анализ потребностей человека. Участие в принятии решения, в постановке целей и в их последующей  реализации способствует удовлетворению потребности в достижении. Аналогично более широкое участие в решении  вопросов жизни организации способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении. Определенная связь  имеется между партисипативным  управлением и теорией ожидания, так как, участие в принятии решения  делает для работника более реальным и ясным, что ему ожидать в  качестве результата своей деятельности и каковым может быть вознаграждение за его деятельность.

 
Заключение

  Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы: содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. А процессуальные теории концентрируются на причинах, по которым люди выбирают определенное поведение, причинах того, почему они  реагируют на организационные события  так, как они реагируют.

Информация о работе Содержательные теории мотивации и их отличие от процессуальных