Скрытое управление и манипулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение скрытого управления и манипулирования в свете служебных отношений.
Процесс достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность скрытого управления и его этапы;
2) изучить способы защиты от манипуляций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ 4
1.1 Сущность скрытого управления и манипулирования 4
1.2 Модель скрытого управления и его этапы 5
2. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ 8
3. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 12
3.1 Скрытое управление подчиненными 13
3.2 Манипулирование подчиненными 16
3.3 Скрытое управление и манипулирование руководителем 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Мишень воздействия - интерес к политическим новостям. Приманка - «сенсационность» озвученного за­явления, действительная или мнимая. В последнем случае внимание к новости вызывалось возбужденным тоном рассказчицы.

Для обеспечения податливости начальника к мани­пулятивному воздействию задается стремительный темп, быстрое вовлечение в разговор всего отдела (воз­действие на начальника при этом лучше маскируется, а «разогрев» аудитории «разогревает» и начальника).

Помимо того что разговор отвлекает внимание от опоздания Н., он еще и прекрасно маскирует ее мани­пулятивное намерение, позволяя при случае сказать: «Я просто поделилась своим впечатлением». Тут как бы содержится намек, что слушание выступления (чтобы проинформировать всех!) и есть причина опоздания.

Манипуляция «Барин нас рассудит». Ведущий инженер требует, чтобы младший по должности освободил ему место за компьютером. Не желая уступать, тот начина­ет громко доказывать, что ему нужно еще время, чтобы закончить свою работу. Спор достигает ушей начальни­ка бюро, который вмешивается и дает время младшему закончить работу.

Цель манипуляции подчиненного: не жалуясь оф­ициально (чтобы не прослыть доносчиком), тем не менее, привлечь руководителя на свою сторону, опереть­ся на заемную силу - авторитет и власть начальника.

Мишенью воздействия является одна из социальных функций руководителя - быть регулятором производ­ственных отношений. Приманкой послужил громкий спор, привлекший внимание нужного человека.



29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе рассмотренного материала можно сделать вывод, что существует много форм и приемов скрытого управления, а также способов защиты от манипулятивного воздействия. Человек может использовать те или иные приемы манипулирования бессознательно, интуитивно занимая комфортную для себя позицию. А может делать это вполне осознанно, руководствуясь при этом получением какого-либо рода выгоды.

Так или иначе, каждый человек в какой-либо форме использует манипулятивные приемы в общении с окружающими его людьми, будь то коллеги по работе, друзья или члены его семьи.

Практика делового общения предоставляет обширное поле для мани­пуляций самого разного толка. Причем нельзя сказать, что все участ­ники общения в этом плане равны. Ясно, что у начальников больше возможностей манипулировать подчиненными (хотя есть и обратная практика), у обладателей различных ресурсов (материальных, инфор­мационных и пр.) больше выбор манипулятивных возможностей, чем у лиц, таковыми ресурсами не располагающих и т.д.

Впрочем, главное преимущество манипулятора заключается в том, что он является активной, нападающей стороной. Причем нападение­ это скрытое, закамуфлированное. Манипулятивный эффект может быть также существенно усилен, если нападающий опирается на объек­тивно выгодные для него условия и обстоятельства процесса общения.



29

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                  Грачев Г.В. Манипулирование личностью. – М.: Эксмо, 2003. – 278с.

2.                  Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М.: Юрайт, 2003. – 342с.

3.                  Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2004. – 504с.

4.                  Пигарева И. Куклы против кукловодов// Секрет фирмы. – 2005. - №7. – С.14-15

5.                  Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 415с.

6.                  Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. – Минск: Харвест, 2005. – 512с.

7.                  Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: АСТ, 2005. – 449с.

 

 



29

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Концептуальные понятия по теме

«Скрытое управление и манипулирование»

Скрытое управление

Манипуляция – это психологиче­ское воздействие на адресата, призванное обеспечить манипулятору негласное достижение своих целей, но так, чтобы у жертвы сохранилась иллюзия самостоятельности в принятии решений.

Манипулятор – инициатор (субъекта) манипулятивного воздействия.

Жертва - адресат манипулятивного воз­действия.

Мишени воздействия - это те особенности лично­сти, ее потребности и желания, на которые воздей­ствует инициатор, чтобы подтолкнуть объект к при­нятию нужного решения.

Приманка - это то, что облегчает инициатору до­стижение своей цели, помогает привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и тем самым отвлечь его от истинной цели инициатора.

Аттракция - психологическое понятие, смысл которого - «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа. Аттракция включает в себя и привлечение, и удержание внимания, и интерес к субъекту, и расположение к нему.

Конфликтоген -

Пассивная защита – способ защиты от манипулятивного воздействия, заключающаяся в «уходе» от разговора с манипулятором и направленная на избежание конфликта.

Активная защита -

«Точки над i» -

Контрманипуляция -



Информация о работе Скрытое управление и манипулирование