Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение скрытого управления и манипулирования в свете служебных отношений.
Процесс достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность скрытого управления и его этапы;
2) изучить способы защиты от манипуляций;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ 4
1.1 Сущность скрытого управления и манипулирования 4
1.2 Модель скрытого управления и его этапы 5
2. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ 8
3. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 12
3.1 Скрытое управление подчиненными 13
3.2 Манипулирование подчиненными 16
3.3 Скрытое управление и манипулирование руководителем 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Расставьте «точки над i». Решившись на активную защиту, лучше сказать прямо, что вас беспокоит в предложении партнера.
Например, при попытке провести манипуляцию «Необязательный должник» сказать, что нет 100% гарантии своевременного возврата кредита и вас это не устраивает. Что бы потом ни говорил несостоявшийся заемщик, Психологическое преимущество перешло к его собеседнику.
Помогают расставить точки над i уточняющие вопросы. Блестящий пример этого дал академик Н.И. Вавилов в бытность его президентом Академии наук. К нему пришел посетитель с предложением издавать журнал, каких нет даже в США. «Вы уверены, что таких нет в Америке?» - уточнил Вавилов у посетителя. «Уверен», - ответил тот. «Ну, тогда и нам не надо», - резюмировал президент.
Контрманипуляция. Смысл контрманипуляции - сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее словами или действием, ставящими манипулятора в проигрышное положение, показав, таким образом, кто в действительности владеет ситуацией.
Блестящий пример контрманипуляции можно найти у Шекспира. Сценка из «Гамлета»: принц разговаривает с придворным Гильденстерном, следящим за Гамлетом. Просит его сыграть на флейте.. Тот отказывается - «Не умею». Гамлет: «На мне вы готовы играть ... или, по-вашему, на мне легче играть, чем на дудке?» Осведомитель короля вынужден с позором удалиться.
Здесь контрманипуляция завершилась эффектным вопросом, поставившим незадачливого манипулятора в постыдное положение.
Одной из разновидностей контрманипуляций является доведение предлагаемого манипулятором до абсурда.
Блестящую контрманипуляцию провел выдающийся бактериолог Луи Пастер. Он исследовал культуру бактерии оспы. В этот момент появился незнакомец и представился секундантом, одного вельможи, которому показалось, будто ученый оскорбил его. И теперь требует удовлетворения. Пастер ответил: «Раз меня вызывают, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одной - бактерии оспы, в другой - дистиллированная вода. Если приславший вас согласится выпить содержимое одной из них на выбор, я выпью из другой. Судьба нас рассудит». Дуэль не состоялась.
Контрманипуляцией может быть и ответная манипуляция пострадавшего, построенная по тому же принципу с целью проучить манипулятора: «не рой яму другому - сам в нее попадешь…»
29
В связи с ростом самосознания и уровня образования работников уже не «срабатывают», как раньше, грубые методы управления ими: приказ, окрик, открытое давление, принуждение. Более мягкие методы, в частности скрытое управление, дают лучший эффект. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе.
Как человек, как личность, как индивидуальность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходить. Поэтому и вдумчивые руководители, и подчиненные, в принципе, заинтересованы в более мягких методах управления, щадящих самолюбие человека. Скрытое управление, если это не манипуляция, для всех предпочтительнее, чем прямое принуждение.
В служебной обстановке скрытое управление может преследовать следующие цели:
сделать другого орудием исполнения своих замыслов;
переложить на другого часть своей работы;
уйти от ответственности, переложив ее на другого (других);
самоутвердиться (в том числе и за счет другого);
разрешить свои психологические проблемы, в том числе и внутриличностные конфликты;
придать формату взаимоотношений тот или иной вид (например, степень доверительности и т.п.) при сохранении необходимой дистанции;
получить выигрыш в комфортности своего положения.
Подобные задачи могут реализовываться как руководителями, так и подчиненными. Однако есть и специфические задачи, обусловленные различным служебным положением руководителей и подчиненных.
Скрытое управление позволяет руководителю устранять противоречия между личными целями и желаниями работников и целями общеколлективными (в частности, производственными), направить личностные мотивации в нужное русло - на достижение общей цели.
При грамотном использовании руководителем скрытого управления он лишь выигрывает в глазах подчиненных. Кроме того, все это служит эффективной профилактикой конфликтов.
Скрытое управление подчиненными может протекать по одной из ниже описанных моделей.
Поручение трудного задания. Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, выполнение которого не входит в его прямые обязанности. Или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное.
Руководители могут уменьшить возможное сопротивление подчиненного несколькими способами:
поблажками незадолго до того, как дать поручение;
обильной похвалой или комплиментами в начале разговора;
бросить ему вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным.
Управление строптивым подчиненным. Такие ситуации наблюдаются довольно часто.
Мишенью воздействия могут выступать различные обстоятельства: амбиции подчиненного, его желание доказать свою исключительность, а также особенности темперамента и характера адресата.
Возьмем, для примера ситуацию, когда начальник говорит своему честолюбивому заместителю: «Иван Иванович, нам спустили задание, совершенно невыполнимое. Как нам отбиться от него?». Честолюбивый И.И., любящий перечить всем, а тем более выискивающий возможность показать, что его нужно было назначать начальником, а не нынешнего, заявляет: «Это задание выполнимо». - «Теоретически, конечно, да, но практически – нет». - «Я знаю, как это сделать». - «Вы шутите?» - «Не шучу». - «И как же?» - «Вы увидите, я это сделаю!» - «Фантастика!» - «Через три дня принесу вам результат!» - «Вот спасибо! Груз с души сняли!»
В итоге задание наверняка будет выполнено. Мишенью воздействия в данном случае выступает честолюбие заместителя, приманка – любовь перечить.
Метод желаемых ситуаций. Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимальный ход действий в данной ситуации, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.
Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно приходит к нужному решению.
Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это высший класс руководства людьми, которые в этом случае чувствуют себя свободными и вполне самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, - наилучшая демонстрация уважения к работнику. Тогда он с большей охотой включается в работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.
Вместе с тем, «завалить» дело, спланированное самим, - значит расписаться в своей несостоятельности. К выполнению своих решений подходят намного ответственней, чем к выполнению решений руководства.
Дети как стимул дисциплины. Следующий пример эффективного скрытого управления демонстрирует справедливость известного правила менеджмента: исполняются более качественно те распоряжения, которые учитывают личные интересы подчиненных.
Начальник проводил планерку в самом начале рабочего – в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и совещание затягивалось. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил: если будет хоть один опоздавший, планерки он перенесет на конец рабочего дня. Опоздания сразу прекратились.
Дело в том, что значительную группу работников составляли женщины, спешившие после работы забрать детей из детских учреждений. Они знали, что значит забирать ребенка последним: найти его заплаканным, поскольку разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница объяснила, что «мам его не любит».
Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает – пусть пеняют на себя. Руководитель присчитал эту ситуацию и использовал ее в качестве мишени воздействия на нарушителей.
Управление нерадивым подчиненным. Оно может осуществляться, например, методом Сократа. Суть метода – задание цепочки вопросов, позволяющих привести собеседника к нужному решению.
Например, нужно дать поручение сотруднику, который (это известно по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п. В подобной ситуации возможен, например, такой вариант диалога.
Руководитель: «Вы были на совещании по вопросу о…» - «Да, был.» - «Вы, конечно, обратили внимание на пункт четвертый решения?» - «Да, а что?» - «Этот пункт; прямо адресован вам: нужно сделать … » (далее дается поручение и определяется срок).
Логика последовательно задаваемых вопросов закрытого типа такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего: ведь, отвечая на каждый вопрос, оппонент определяет свою позицию, становится пленником предыдущих своих ответов.
В рассмотренном примере нерадивый подчиненный, возможно, просто увильнул от совещания или читал на нем детектив (эти возможности не исключает руководитель), но сказать «нет», он не решится, дабы «сохранить лицо». А сказав «да», он отрезает себе пути отступления. Та же ситуация и со вторым вопросом.
В более сложных случаях может понадобиться большее число вопросов закрытого типа, чтобы привести оппонента к нужному решению.
Манипуляция – это частный случай скрытого управления, отличающийся тем, что она, совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему ущерб (материальный, моральный, психологический).
Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненным по должности, присваивает себе право распоряжаться человеком как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в различных формах: в подавлении или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении – явном и грубом, утонченном и завуалированном. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попирание достоинства людей. Защититься от принуждения и унижения трудно, но все же легче, чем от манипуляции, поскольку противостояние здесь в основном завуалированное при явном психологическом превосходстве манипулятора. При манипуляции внешний конфликт подменяется внутриличностным, поэтому ее намного труднее распознать и труднее разрешить конфликт, поскольку борьба с другим осложняется борьбой с самим собой.
Поэтому есть этическое ограничение на использование манипуляции: она становится сугубо аморальной, когда а) используется в личных целях руководителя, б) насилие над личностью превышает уровень, который диктуется спецификой деятельности.
Существует множество моделей манипуляции, некоторые из которых приведены ниже.
Манипуляция «Обещанного три года ждут» представляет собой почти театральное представление.
Представим следующую ситуацию: К руководителю на прием приходит рабочий с жалобой, что он до сих пор живет в очень плохих условиях с большой семьей. Полгода назад начальник пообещал ему выделить служебную квартиру через два-три, максимум четыре месяца. Понимая, что на этот раз простым обещанием не обойтись, начальник разыгрывает целый спектакль: вызывает заместителя, ведающего вопросами жилья, председателя профкома и требует отчитаться в том, что сделано по данному вопросу. В присутствии рабочего устраивает вызванным шумный разнос и требует решить вопрос в течение одного-двух месяцев. Выпроводив их, проникновенно просит рабочего потерпеть еще немного.
Здесь хорошо видны два направления манипулятивного воздействия:
1) стремление отложить решение вопроса;
2) повлиять на уступчивость адресата.
Второе направление (основное по затрачиваемым усилиям) в свою очередь может быть расчленено на ряд задач. Во-первых, директору необходимо снять с себя ответственность за проволочку; во-вторых, убедить просителя, что он на его стороне; в-третьих, продемонстрировать, что вопрос находится в стадии разрешения; в-четвертых, заставить просителя поверить, что вскоре тот получит желанную квартиру.
Мишень воздействия - доверие адресата. Но поскольку вначале оно отсутствовало, то и было возрождено с помощью «спектакля», разыгранного руководителем. Сам спектакль послужил приманкой. В результате рабочий, пришедший как требователь, ушел как проситель: лишившись преимущества над нарушителем договора, он вынужден теперь подчиниться статусному преимуществу своего начальника.
Манипуляция «Заплатим потом». Руководитель предлагает работнику поехать в командировку для решения срочного вопроса. Денег в кассе сейчас нет, значит ехать нужно за свой счет. Командировочные расходы выплатят потом. Работник знает, что «потом» может длиться и полгода, инфляция за это время «съест» значительную часть оплаты. Но руководитель не случайно вызывает именно этого человека: в том городе у работника близкие родственники, он будет рад их навестить. Согласие получено.
В качестве мишени воздействия руководитель выбирает потребность увидеться с родственниками. Без наличия скрытой мишени любой работник отказался бы ехать фактически за свой счет. Приманкой является надежда, что эта поездка к родственникам будет все-таки оплачена.