Ситуационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:36, реферат

Краткое описание

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.[11]

Оглавление

Введение с 3
1.Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту с.4
2. Ситуационные теории и модели управления
2.1 Теория «7-S» с.8
2.2 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда с.9
2.3 Ситуационная модель руководства Фидлера с.11
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла с.12
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона с.14
Заключение с.16
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

                                 Содержание

   

Введение                                                                                                               с 3

1.Теоретические  и методологические подходы к  ситуационному менеджменту                                                                                                       с.4

2. Ситуационные  теории и модели управления

2.1 Теория «7-S»                                                                                                 с.8

2.2 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда                          с.9

2.3 Ситуационная модель руководства Фидлера                                            с.11

2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла                              с.12

2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона                        с.14

Заключение                                                                                                         с.16

Литература                                                                                                        с.17

Приложение 1                                                                                                   с.18

Приложение 2                                                                                                   с.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение 

         Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.[11]

        Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.

       Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.

      Отсюда, и цель моей работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  и методологические  подходы к ситуационному  менеджменту

        Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.

       Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности [1, с.284] .

         Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.

       Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого – то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно рассматривается в

 «ситуационном  управлении». 

       Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить

 подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации.

       Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических

 факторов, которые могут влиять на организацию.  Внутренняя среда является средой  внутри организации. 

      Согласно ситуационному подходу, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами.

      В ситуационном  подходе каждая ситуация рассматривается так, чтобы ее определенное уникальное свойство перед тем, как принять управленческое решение. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем принять какой – либо подход,  современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем,  посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая  комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей.

      Выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером  для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной  ситуации:

       Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами  профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и  группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля  и количественного методов принятия решений.

       Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои  сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные,- от применения данной методики и концепции.

      В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может  повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

     В-четвертых, руководитель должен уметь увязывать конкретные  приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств. [7, с.84]

     Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу «проб и ошибок» для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление [3, с.195].

       Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              2. Ситуационные теории и модели управления

                                       2.1 Теория «7-S»

       Одной из наиболее популярных  в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория "7-S'', разработанная исследователями  консультативной фирмы "МакКинзи" Это Томас Питерс и Роберт  Уотерман  - авторы известной книги "В поисках эффективного управления", и Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера "Искусства японского управления: пособие для американских управляющих".

      Исследования данных специалистов  в области управления привели  их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на "s", эта концепция получила название "7-S".

      Ключевыми составляющими являются  следующие:

стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению  определенных действий во времени для  достижения поставленных целей;

структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации  на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение  власти между ними;

системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и  т.п.

стиль - способ, каким руководители управляют  организацией; сюда же относится организационная  культура;

квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые  организация доводит до своих  членов.

      В соответствии с данной концепцией, только те организации могут  эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих [4, с.245]. 

              2.2 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда

        Данная модель равно как и другие концепции ситуационного лидерства, не предполагает поиска одного единственно верного пути для достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.

        Зрелость включает две составляющие: первая, профессиональная – это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляющая – психологическая зрелость – соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы. Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей:

Информация о работе Ситуационный менеджмент