Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:12, курсовая работа
Объектом исследования является персонал организации, трудовые отношения и поведение человека в организации.
Предметом исследования является управление персоналом как специфическая сфера управления; набор правил, принципов и технологий управления персоналом.
Задачами данной работы являются:
•изучение основных положений системы управления персоналом;
•анализ методов и критериев набора персонала в организации;
•исследование основных теорий мотивации;
•анализ методов оценки персонала;
•изучение способов подготовки руководящих кадров.
Введение
1.Основные положения системы управления персоналом
2.Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
3.Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников
4.Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала
5.Основные теории мотивации персонала
5.1. Иерархия потребностей Маслоу
5.2. Теория потребностей МакКлелланда
5.3. Двухфакторная теория Герцберга
6.Методы оценки работы персонала
7.Подготовка руководящих кадров
Заключение
Список литературы
Источник:
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация
предприятий и компаний. - М.: «Экономика»,
2001. – с.347
В процессе управления персоналом как целостной системой можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
Важными элементами системы управления персоналом является кадровая политика и кадровые стратегии.
Кадровая политика – система целей, принципов и вытекающих из них форм и методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в организации и соответствующих стратегии бизнеса.
Кадровая стратегия – набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики.
Таким образом, кадровая политика – понятие более обобщенное, а кадровая стратегия – конкретизация кадровой политики. По сути кадровая политика и стратегия устанавливают определенные принципы управления персоналом, являются базисом системы.
Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления, сохранения и развития необходимого качественного и количественного состава кадров организации в соответствии с потребностями бизнеса.
Кадровая политика организации, определенная с учетом основных положений всех составных элементов концепции развития организации, должна включать:
Кадровая
стратегия или стратегия
Основные направления кадровой стратегии по уровням перспективы приведены в табл. 2.
Следует отметить, что кадровая стратегия существенно зависит от стадии жизненного цикла организации. Функционирование организации в общем виде проходит через ряд стадий, включая формирование организации, ее интенсивный рост, период стабильного функционирования, определенный спад и последний этап – преобразование (возрождение) или ликвидация. В соответствии с этими стадиями жизненного цикла организации меняются стратегии бизнеса и кадровые стратегии.
В табл. 3 приведены общие подходы к соответствию жизненного цикла организации, стратегий бизнеса и требований к кадровой стратегии.
Одним из важнейших аспектов организации в приложении к управлению персонала является организационная культура. Это интегральная, достаточно регламентируемая, данная на языке определенной типологии характеристика организации, которая включает такие составляющие, как принятые и разделяемые всеми работниками нормы; принципы, способы распределения власти; принятый в организации стиль руководства; сплоченность и связанность работников организации; характерные способы организации и протекания взаимодействия; организация ролевого распределения, а также элементы, как система ценностей, образцы поведения, способы оценки результатов, типы управления.
Организационная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать персонал на общие цели и результаты.
Совершенствование
организационной структуры
Организация управления персоналом – это структура системы работы с персоналом в организации, включающая два основных компонента:
Таким образом, организация работы с персоналом в значительной степени сводится к проблеме распределения соответствующих компонентов между кадровой службой и непосредственными руководителями.
Методы управления персоналом организации – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Они делятся на 3 группы:
Все
перечисленные методы управления органично
связаны между собой. Их характеристика
приведена в табл. 4
Методы
управления персоналом
Группа методов | Методы |
Административные методы | Формирование
организационных структур органов
управления
Установление госзаказов Утверждение административных норм и нормативов Издание приказов и распоряжений Подбор и расстановка кадров Разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за их исполнением |
Экономические методы | Технико-экономический
анализ
Материальное стимулирование Ценообразование Налоговая система |
Социально – психологические методы | Социальный
анализ в коллективе
Социальное планирование Участие работников в управлении Социальное развитие коллектива Моральное стимулирование Развитие у работников инициативы и ответственности |
Источник: Мазур
И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий
и компаний. - М.: «Экономика», 2001. – с.355
Центральной подсистемой управления персоналом является кадровое планирование, взаимодействующее со всеми подсистемами и обеспечивающее:
2. Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах.
Большинство организаций предпочитают проводить отбор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников.
Отбор кадров – на этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и его подчиненными. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
К трем широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относится испытания, собеседования и центры оценки. ИСПЫТАНИЯ.
Поведенческие
науки разработали много видов
различных испытаний, которые помогают
предсказать, сколь эффективно кандидат
сможет выполнять конкретную работу.
Один из видов отборочных испытаний
предусматривает измерение
ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ.
В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в корзине для бумаг», ставит кандидата на роль управляющего. Он должен принимать решения, обращаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями, проводить совещания. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим методам отборных центров относятся: устные доклады группе слушателей, исполнения заданной роли, психологический тест. СОБЕСЕДОВАНИЕ.
Собеседование
до сих пор является широко применяемым
методом отбора кадров. Даже работников
неуправленческого состава
Существует
тенденция принятия решения о
кандидате на основе первого впечатления,
без учета сказанного в остальной
части собеседования. Другая проблема
заключается в тенденции оценивать кандидата
в сравнении с лицом, с которым проводилось
собеседование непосредственно перед
этим1.
3.
Профессиональная ориентация
и социальная адаптация
нанятых работников
Информация о работе Система управления персоналом на предприятии