Система управления и ее свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Создать организацию, которая обеспечит выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте без проведения исследований невозможно. Особую роль в подобной ситуации играют исследования систем менеджмента. Данная проблема актуальна в любое время, но до последнего времени она в большинстве своем решалась с помощью таких математических дисциплин как теории вероятности, математическая статистика, логика, теория множеств

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………………...3
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВОЙСТВА…………………………………….5
2. ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Понятие система и ее свойства.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

CОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………………...3 
 
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВОЙСТВА…………………………………….5 
 
2. ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………...11 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..17 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………18 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В современном мире исследование систем менеджмента определяется развитием  двух тенденций в деятельности организации

  • Интеграция функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;
  • Усложнение технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств менеджмента.

Система менеджмента предприятий  должна отвечать современным рыночным условиям:

  • Обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что актуальный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий - больше
  • Быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
  • Учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги
  • Учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения контрактов, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений
  • Учитывать изменение структуры издержек производства
  • Принимать во внимательность необходимость учета неопределенности внешней среды.

Для реализации всех этих условий  необходимы объективные исследования и анализ существующего положения. Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы менеджмента, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру менеджмента в целом, что требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций менеджмента и способов принятия управленческих решений.

Создать организацию, которая  обеспечит выпуск высококачественной продукции в нужном объеме и ассортименте без проведения исследований  невозможно. Особую роль в подобной ситуации играют исследования систем менеджмента.  Данная проблема актуальна в любое время, но до последнего времени она в большинстве своем решалась с помощью таких математических дисциплин как теории вероятности, математическая статистика, логика, теория множеств и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВОЙСТВА

 

 Представления объекта как системы в большинстве случаев связано с определенными  трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении  реальной системы менеджмента.

В настоящее время выделяют пять типов системных представлений:

  • Микроскопическое
  • Функциональное
  • Макроскопическое
  • Иерархическое
  • Процессуальное

Каждое представление  системы отражает ее характеристики.

Микроскопическое представление  системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и  целостных (неделимых) элементов. Абсолютно неделимых элементов нет, но в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается как неделимый. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Функциональное представление  системы это совокупность функций, которые необходимо осуществлять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое представление системы характеризует ее как единое целое, находящееся в «системном окружении». Реальная система не может существовать за пределами системного окружения (окружающей среды), а окружающая среда представляет собой систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление системы основано на понятии "подсистема" и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархией.

Процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.

Из выше сказанного можно  сделать вывод то система менеджмента, как объект исследования обладает следующими признаками:

  • Состоит из множества элементов, расположенных иерархически;
  • Элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей;
  • Это единое и неразрывное целое;
  • Имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

 Систему можно разделить на элементы различными способами в зависимости от формулировки цели и ее уточнения в процессе исследования.

Система может быть разделена  на элементы не сразу, а последовательным разделением на подсистемы. Подсистемы должны представлять собой более крупные компоненты, чем элементы, и  в  то же время более детальные, чем система в целом. Возможность деления системы на подсистемы связана с выделением совокупностей взаимосвязанных элементов, способных осуществлять относительно независимые функции, направленные на достижение общей цели системы.

Подсистема отличается от простых элементов тем, что для нее сформулирована подцель и выполняются свойства системы (в частности свойства целостности). Например, подсистемы пассажирского транспорта крупного города. 
Структура (лат. structure -- строение, расположение, порядок) отражает наиболее существенные отношения между элементами и их группами (компонентами, подсистемами), которые мало меняются при изменениях в системе и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Структура - это совокупность элементов и связей между ними. Структура может быть представлена графически, в виде теоретико-множественных описаний, матриц, графов и других языков моделирования структур.

Структуру часто представляют в виде иерархии. Иерархия - это упорядоченность компонентов по степени важности (многоступенчатость, служебная лестница). Между уровнями иерархической структуры могут существовать отношения, так называемого древовидного порядка, то есть отношения строгого подчинения компонентов нижележащего уровня одному из компонентов вышележащего уровня. Такие иерархии называют сильными или иерархиями типа "дерева". Они имеют ряд особенностей, делающих их удобным средством представления систем менеджмента. Однако могут быть связи и в пределах одного уровня иерархии. Один и тот же узел нижележащего уровня может быть одновременно подчинен нескольким узлам вышележащего уровня. Такие структуры называют иерархическими структурами со слабыми связями. Между уровнями иерархической структуры могут существовать и более сложные отношения, например, типа "страт", "слоев", "эшелонов" и др. Примеры иерархических структур: энергетические системы, государственный аппарат.

Понятие «связи» входит в любое определение системы наряду с понятием "элемент" и обеспечивает появление и сохранение структуры и целостных свойств системы. Это понятие характеризует одновременно и статику и динамику  системы.

Связь характеризуется направлением, силой и характером. По направлению и силе связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру - на связи подчинения, генетические, равноправные (или безразличные), связи менеджмента. Связи можно разделить также по месту приложения (внутренние и внешние), по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Также значимым в системах является понятие обратной связи. Обратная связь является основой саморегулирования и развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Свойства системы

  • Эффективность - способность к достижению поставленных целей за оговоренный срок времени при расходе определенного количества ресурсов и возможном наличии некоторых специфических ограничений.
  • Эмерджентность - несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. Только все совместно эти элементы образуют некоторое системное единство - сложную систему. Со свойством эмерджентности тесно связаны исследовательские процедуры агрегирования и декомпозиции.
  • Агрегирование - это объединение нескольких параметров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня (параметры более низкого уровня находят отражение в агрегированных параметрах высшего уровня).
  • Декомпозиция - это разделение целого на части. В этом случае прибегают к декомпозиции и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют подсистемы: субъект (управляющую систему) и объект менеджмента.

Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего декомпозицию производят путем выделения функций, контуров менеджмента или агрегатов.

  • Многофункциональность - это способность большой системы к реализации некоторого множества функций (для государства это обеспечение обороноспособности, развитие науки и культуры и т.д.) на заданной структуре. Многофункциональность проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести.
  • Гибкость - это свойство системы изменять поставленная проблема и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистем (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и менеджментом с обратной связью. Гибкий менеджмент обеспечивает вероятность изменения функций и структуры системы (реконфигурации) и (или) ее параметров.
  • Адаптация - это способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования.
  • Живучесть - это способность изменять цели и параметры функционирования при отказе и (или) повреждении элементов системы.
  • Надежность системы - это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.
  • Безопасность системы - это способность не наносить недопустимые воздействия здоровью нации, персоналу, окружающей среде. Безопасность и опасность составляют полную группу событий. Долговременная (экологическая) безопасность - характеризуется тем, что недопустимые воздействия не возникают за час, сравнимые с периодом жизни человека. Безопасность чрезвычайных ситуаций обеспечивается возможностью избежать катастрофического поражающего воздействия на самочувствие нации при наступлении природных или техногенных катастроф, конфликтах ветвей власти и т.п.
  • Стойкость - это свойство системы осуществлять свои функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски. В отношении механических систем говорят о запасе прочности.
  • Уязвимость - способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних поражающих факторов.
  • Устойчивость - способность ворочаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий, например, острых внешних, экономических или социальных конфликтов.

Необходимо отметить, что  часто не делают различий между понятиями "надежность", "безопасность", "стойкость", что на практике может приводить к тяжелым последствиям.

В процессе исследований систем менеджмента необходимо установить наличие всех перечисленных свойств. Отсутствие хотя бы одного из этих свойств может исключать систему из разряда сложных, активизировать повышенные риски деятельности, которые могут проявиться при изменении условий или состояний элементов системы.

 

 

 

 

 

 

  1. ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Существует большое число  классификаций систем менеджмента. Это определяется большим разнообразием  объектов, целей, методов и технических средств менеджмента.

Базовой системой приемов, знаний и понятий, определяющей функции и основные параметры системы менеджмента, является технология менеджмента. Технологией менеджмента называется сочетание квалификационных навыков, способов, методов, приемов, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы, внесения желаемых изменений, преобразований в материалах, информации или людях в процессе достижения ими поставленных целей.

Выделяют простые, гибкие информационные  интеллектуальные технологии менеджмента.

  • Простые технологии менеджмента - технологии, которые позволяют получить в процессе работы один определенный результат.
  • Гибкие технологии менеджмента позволяют получить (в зависимости от складывающейся ситуации управления) один из ряда определенных возможных результатов.
  • Информационные технологии менеджмента позволяют в процессе работы на основе поступающей и имеющейся информации изменять набор возможных результатов.
  • Интеллектуальные технологии менеджмента позволяют на базе известных знаний получать в процессе работы новые знания и на их основе менять, совершенствовать цели, задачи, методы работы для получения принципиально нового результата и/или синергического эффекта непропорционально большого роста эффективности функционирования.

По признаку глобальности сферы принимаемых управленческих решений выделяют централизованные и распределенные технологии и системы менеджмента. В централизованной системе менеджмента решения принимаются одним лицом и охватывают объект менеджмента в целом. Положительными чертами такого менеджмента являются высший уровень планирования, координации и контроля деятельности. Однако рост сложности, масштабов объекта менеджмента приводит к появлению:

Информация о работе Система управления и ее свойства