Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 15:36, курсовая работа
Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества.
Введение______________________________________________________3
1. Понятие, значение и функции контроля___________________________4
2. Виды контроля_______________________________________________6
2.1 Предварительный контроль____________________________________6
2.2 Текущий контроль____________________________________________8
2.3 Заключительный контроль_____________________________________8
3. Методы и процесс контроля реализации управленческих решений______9
4. Создание системы контроля исполнения принятых решений___________15
5. Характеристики эффективной системы контроля реализации управленческих решений_______________________________________________________18
6. Система контроля реализации управленческих решений на примере налоговой инспекции Ейского района________________________________________20
Заключение____________________________________________________22
Список использованной литературы________________________________23
Основное средство осуществления предварительного контроля — реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа выполняется в заданном направлении.
Если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях:
2.2
Текущий контроль
Этот вид контроля осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — подчиненные сотрудники, а сам он традиционно прерогатива их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.
Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.
Обратная связь — это обмен данными о полученных результатах. Простейший пример обратной связи — сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.
Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам.
Отклонения,
на которые система должна реагировать,
чтобы достичь своих целей, могут
вызываться как внешними, так и
внутренними факторами. К числу
внутренних факторов следует отнести
проблемы, связанные с ситуационными
факторами внутри организации. Внешние
факторы — все то, что воздействует
на организацию из окружающей ее среды:
конкуренция, принятие новых законов,
изменения технологии, ухудшение
общей экономической ситуации, изменения
системы культурных ценностей и
многое другое.
2.3
Заключительный контроль.
В этом виде контроля фактически полученные результаты сравнивают с требуемыми либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции:
3.
Методы и процесс
контроля реализации
управленческих решений.
Как было сказано выше, в зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения выделяют контроль предварительный, текущий, заключительный.
Методы предварительного контроля используются до начала исполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля – установить, верно ли сформулированы цели и определены предпосылки и стратегия.
Текущий контроль применяется от начала практического осуществления решения до завершающего этапа. Он включает в себя: измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего действия, направленного на достижение конечных результатов.
Заключительный контроль применяется по исполнению решения и полезен для учета нюансов работы на будущее. Материалы заключительного контроля должны рассматриваться на совещаниях (собраниях) независимо от степени достижения цели решения. При этом анализируются все этапы подготовки, принятия и выполнения решения, оцениваются успехи и недостатки исполнителей, с учетом обсуждения нацеливаются на решение новых проблем.
На
предприятиях может осуществляться
непрерывный контроль над реализацией
принятых решений в условиях применения
соответствующей электронно-
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа:
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. Рассмотрим подробнее мероприятия, осуществляемые на каждом из этапов.
Рисунок - этапы процесса контроля
Первый этап демонстрирует, насколько близки функции контроля и планирования. Плановые величины — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели явным образом связаны с процессом планирования.
Цели, которые могут быть использованы в качестве плановых величин для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которые должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Показатели
результативности точно определяют,
что необходимо для достижения поставленных
целей. Подобные показатели позволяют
руководству сопоставить
Относительно
легко установить показатели результативности
для таких величин, как прибыль,
объем продаж, стоимость материалов,
потому что они поддаются
Однако
организации, работающие эффективно, стремятся
обойти трудности, связанные с выражением
целей в количественном виде, и
им это удается. Так, например, информацию
о моральном уровне работников можно
получить посредством различного рода
обследований и опросов. Более того,
некоторые из этих, явно не поддающихся
количественному измерению
Невозможность
выразить показатель результативности
непосредственно в
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными плановыми. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям и насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от планов. На этой стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую наиболее заметная часть всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении величины отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
Это
кардинально важный вопрос. Если принята
слишком большая величина допустимых
отклонений, то руководство может
пропустить достаточно крупные проблемы.
Но если принятая величина слишком
мала, то организация будет реагировать
на очень небольшие отклонения, что
весьма разорительно и требует много
времени. Такая система контроля
может парализовать и дезорганизовать
работу организации и будет скорее
препятствовать, чем помогать достижению
целей организации. В подобных ситуациях
достигается высокая степень
контроля, но процесс контроля становится
неэффективным. Типичным примером подобного
рода может служить любая ситуация,
при которой необходимо пройти через
множество бюрократических
Для
того чтобы быть эффективным, контроль
должен быть экономным. Преимущества системы
контроля должны перевешивать затраты
на ее функционирование. Затраты на
систему контроля состоят из затрат
времени, расходуемого менеджерами
и другими работниками на сбор,
передачу и анализ информации, а
также из затрат на все виды оборудования,
используемого для