Во-вторых,
это социально-психологические факторы,
т.е. границы социально-профессиональных
возможностей накопления и использования
человеческого капитала. Достижения
человека в том или ином виде профессиональной
деятельности зависят от его потенциала
для определенных профессиональных
стремлений, базирующегося на природных
данных этого человека и определяющего
его пригодность к тому или
иному виду профессиональной деятельности.
В данном контексте карьера - это
устройство "селекции", которое
сортирует работников по их потенциальной
и фактической производительности
труда. Происходит отбор наиболее способных
работников с точки зрения структуры
их способностей к профессиональному
труду, навыков, взглядов, целей жизни,
ценностей, поведенческих наклонностей,
способов приспособления к окружающей
среде.
В-третьих,
это социально-экономические факторы:
формирование карьеры определяется
уровнем образования и квалификацией
работника, его материальной обеспеченностью.
Исследования отечественных ученых
в области трудовой мобильности
человеческих ресурсов свидетельствуют,
что наибольшей профессиональной подвижностью
отличаются выходцы из малообеспеченных
семей. При этом наибольшая профессиональная
устойчивость характерна для высококвалифицированных
профессиональных групп работников.
В-четвертых,
это социально-демографические факторы:
характер и содержание карьеры связаны
с социальным происхождением работника,
его возрастом, полом и т.п. Пол,
возраст и социальное происхождение
тесно коррелируют со скоростью и направленностью
карьерного развития. С возрастом в силу
биолого-психологических особенностей
работника замедляется его продвижение
в иерархии организации. Это связано как
с уменьшением количества рабочих мест
по мере приближения к вершине организационной
пирамиды, так и с увеличением требований
к работнику в плане сложности работы.
В-пятых,
это культурные факторы, а именно,
культура, субкультура, социальное положение.
Например, во многих культурах достаточно
распространено мнение о сугубо мужских
и сугубо женских профессиях.
На практике существует
большое многообразие вариантов
карьеры, которые базируются на четырех
основных моделях:
1. «Трамплин». Подъем
по служебной лестнице происходит, когда
занимают более высокие и лучше оплачиваемые
должности. На определенном этапе работник
занимает высшую для него должность и
старается удержаться на ней в течение
длительного времени. А потом прыжок с
«трамплина» - уход на пенсию. Является
типичной, когда не ставят перед собой
целей продвижения по службе в силу ряда
причин - личных интересов, невысокой загрузки,
хорошего коллектива, устраивает должность
до ухода на пенсию.
2. «Лестница». Каждая
ступень служебной лестницы представляет
собой определенную должность, которую
работник занимает определенное время
(не более 5 лет). Каждую новую должность
работник занимает после повышения квалификации.
Верхней ступеньки он достигает в период
максимального потенциала, и после этого
начинается планомерный спуск по служебной
лестнице с выполнением менее интенсивной
работы. Психологически эта модель очень
неудобна для руководителей из-за нежелания
уходить с «первых ролей».
3. «Змея». Она
предусматривает горизонтальное перемещение
работника с одной должности на другую
путем назначения с занятием каждой непродолжительное
время, а потом занимает более высокую
должность на более высоком уровне. Главное
преимущество этой модели - возможность
изучить все функции деятельности и управления,
что пригодится на вышестоящей должности.
Эта модель характерна для японской модели,
так как они связывают себя не только с
отдельной профессией, но и с будущим фирмы.
При несоблюдении ротации кадров эта модель
теряет значимость и может иметь негативные
последствия.
4. «Перепутье». Когда
после определенного периода работы проводится
аттестация (комплексная оценка персонала)
и по результатам принимается решение
о перемещении или повышении работника.
Это похоже на американскую модель, характерна
для совместных компаний.
Различают несколько видов
карьеры:
По среде рассмотрения карьеру
традиционно делят напрофессиональную и организационную
(внутриорганизационная и межорганизационная).
Профессиональная
карьера - сотрудник в процессе профессиональной
деятельности проходит различные стадии
развития: обучение, поступление на работу,
профессиональный рост, поддержка индивидуальных
способностей, наконец, уход на пенсию.
Профессиональная карьера может идти
по линии специализации (углубление
в одной профессии, выбранной в начале
деятельности) или транспрофессионализации
(овладение другими, смежными областями
знаний и навыков).
Внутриорганизационная
карьера - охватывает последовательную
смену стадий развития работника в рамках
одной организации. Внутриорганизационная
карьера по направленности бывает:
≈ вертикальная -
именно с этим направлением часто связывают
само понятие карьеры, так как в этом случае
карьерное продвижение наиболее зримо,
подъем на более высокую ступень структурной
иерархии;
≈ горизонтальная -
перемещение в другую функциональную
область деятельности или выполнение
определенной служебной роли на ступени,
не имеющей жесткого формального закрепления
в организационной структуре (например,
выполнение роли руководителя временной
целевой группы, программы и т.п.), расширение
или усложнение задач в рамках занимаемой
ступени (как правило, адекватные изменениям
вознаграждения);
≈ центростремительная
- движение к центру, руководству организации
(приглашение работника на не доступные
ему ранее встречи, совещания как формального,
так и неформального характера; получение
доступа к неформальным источникам информации;
доверительные обращения, отдельные важные
поручения руководства).
≈ ступенчатая -
осуществляется посредством чередования
вертикального роста с горизонтальным,
что дает значительный эффект. Может быть
внутриорганизационной и межорганизационной.
≈ специалиста -
ориентирована на профессиональный рост.
≈ управленца -
должностной рост в управленческой сфере.
Межорганизационная -
в процессе своей профессиональной деятельности
работник проходит все стадии развития:
обучение, поступление на работу, профессиональный
рост, поддержка и развитие индивидуальных
профессиональных способностей, уход
на пенсию - последовательно работая в
разных организациях на различных должностях.
Эта карьера может быть специализированной инеспециализированной
(разнопрофильная).
Билет 12
- Набор персонала: особенности и способы. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности
- Экономически активное и неактивное население. Рынок труда и предприятие
Билет 13
- Особенности кадровых служб на российских предприятиях.
Зарубежный опыт
развития службы персонала
- Управление процессом повышения производительности и качества труда персонала
Билет 14
- Подготовка и повышение квалификации персонала
- Служба управления персоналом и процесс обучения
Билет 15
- Анализ результатов труда персонала. Учет затрат на содержание персонала. Центры оценки персонала в системе оценки результатов труда персонала
- Виды стимулов и требования к системе стимулирования
Билет 16
- Роль поощрения и наказания в управлении. Вознаграждающее управление
- Связь системы управления персоналом с целями организации. Ее соответствие внешней среде и культуре организации
Билет 17
- Оценка эффективности управления персоналом
- Назовите общие принципы управления. Кто первым сформировал принципы управления?
Билет 18
- Теории управления: Х и V Мак – Грегора. Теория Z – Оучи.
- Типология построения карьеры. Планирование развития деловой карьеры.
Билет 19
- Значение поиска и отбора кадров для эффективной работы организации
- Внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс разработки стратегии и политики управления персоналом организации
Билет 20
- Нормативное и информационное обеспечение системы управления персоналом
- Показатели, элементы и факторы трудовой адаптации. Роль управления адаптацией работников
Билет 21
- Технология сбора и анализа информации о кандидатах на работу в организации
- Теории мотивации персонала: Теория Маслоу
Билет 22
- Вклад научных школ в методологию управления
- Сущность адаптации: этапы и методы управления ею
Билет 23
- Школа научного управления и научная организация труда. Содержание и противоречия системы Ф. Тейлора
- Текучесть кадров, ее виды, мотивы, причины и последствия
Билет 24
- Этапы оценки персонала при приеме на работу. Методы оценки персонала при приеме на работу
- Показатели эффективности и качества системы управления персоналом
Билет 25
- Понятие о цели управления ( менеджмента), определение. Принципы управления и их общие характеристика.
- Анализ структуры и профессионально - квалификационного состава кадров.
Билет 26
- Основные принципы перехода управления кадрами к управлению человеческими ресурсами. Назовите основные принципы кадрового менеджмента
- Процедура проведения аттестации. Подведение итогов аттестации
Билет 27
- Сравнительная характеристика европейских, американских, японских и российских подходов к УЧР.
- Сущность системы непрерывного обучения персонала
Билет 28
- Службы управления персоналом: цель, задачи, функции, статус.
- Профессиональное и личностное развитие персонала: направления и технологии.
Билет 29
- Эволюция науки управления персоналом
- Безработица: виды, уровень, статус безработного, социально-экономические издержки.
Билет 30
- Система управления персоналом: основные направления деятельности
- Адаптация новых работников в организации: цели и составляющие элементы.